6.5.1. Социальный императив: сущность, содержание
Социальный императив по своей сущности является обязательным требованием обеспечения приоритетности социального начала, социального качества в разработке и реализации государственной политики вообще и в регулировании экономического развития в частности.
Главная идея, на которой базируется представление о социальном механизме развития экономики, состоит в том, что результаты экономического развития являются следствием не прямого действия органов управления, а опосредуются деятельностью, активностью социальных групп. Эта активность зависит от следующих видов регуляторов:
• мотивационного;
• статусного;
• культурного;
• управленческого.
Своеобразие действия социального механизма проявляется в том, что он, передавая импульсы развития из сферы социальных отношений в экономическую сферу общества и обратно, создает социальные условия, необходимые для эффективного использования всех видов ресурсов производства (природных, финансовых, людских и др.), с целью повышения эффективности экономической деятельности, роста производительности труда, улучшения качества продукции. Передача этих импульсов осуществляется через творческую активность социальных групп, действующих в системе экономических отношений и б то же время являющихся субъектами социальных отношений, которые занимают то или иное положение в социальной структуре данного общества.
Как объект социального управления и социальной политики социальная сфера включает отрасли: культуры; образования; здравоохранения; труда (ресурсы, демография, занятость и миграция); жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства; физической культуры и спорта, туризма; системы социальной защиты и социального страхования; пенсионного обеспечения. Она охватывает также комплексы социальных проблем: семьи, молодежи и других социальных групп, тендерные и др.
Собственно социальная политика представляет собой деятельность государства и общественных институтов по выработке и достижению комплекса целей по социальному развитию, преобразованию социальной структуры и социальных отношений в обществе: росту доходов и потребления населения, повышению качества различных сторон жизнедеятельности, социальной защите граждан страны. Социальная политика как инструмент реализации социального императива охватывает вопросы труда, потребления, быта, образования, культуры и искусства, отдыха и охраны здоровья, социального обеспечения, социальной поддержки и защищенности населения. Она призвана противодействовать таким негативным явлениям, как безработица, резко выраженная социальная дифференциация, антиобщественные явления (преступность, наркомания, беспризорность и др.).
Социальная структура общества и ее элементы дифференцируются по ряду базовых признаков: классовому, демографическому, профессиональному и др. Влияние классовых и демографических параметров общества на экономику, или так называемых социальных факторов, раскрывается посредством специальной категории социальный капитал, характеризующей вклад социальной организации общества в общественное производство путем образования новых классов («среднего класса») и оптимизации распределения доходов и собственности.
В американской экономической литературе и официальных документах термин «социальный капитал» трактуется как совокупность человеческого, природного и физического (произведенного людьми) капиталов. Человеческий капитал в свою очередь определяется как совокупность знаний, навыков и состояния здоровья отдельных людей.
Социальная безопасность как важный компонент национальной безопасности определяется характеристиками состояния и динамики социальной сферы, социальных проблем с точки зрения соблюдения предельных значений области безопасного функционирования и развития, выход за границы которой под воздействием деструктивных факторов ведет к разрушительным процессам. Это могут быть процессы депопуляции, деформации половозрастной структуры, ухудшения здоровья нации, девальвации традиционных духовных ценностей, обострения проблем семьи, нравственной деградации личности, ухудшения криминогенной ситуации и т.д.
Социальные параметры являются индикаторами и показателями, характеризующими уровень экономического развития страны в социальном плане. Набор показателей и их динамика отражают ход реализации социальной политики, фиксируют достижения и сигнализируют об угрозах социальной безопасности.
Система агрегированных индикаторов благосостояния общества охватывает следующие направления: занятость, безработицу и мобильность населения; характер, условия и оплату труда; здоровье и образование; жилищные условия, состояние среды обитания; безопасность личности, отношения между людьми. Значения этих индикаторов характеризуют качество жизни — материальное благосостояние и психологический комфорт. Социальные индикаторы и нормативы должны отражать и негативные социальные характеристики: преступность, смертность, несчастные случаи, число самоубийств, заболеваемость, алкоголизм, наркоманию, разводы и т.д.
В качестве международного обобщающего социального индикатора, характеризующего достигнутый уровень развития человеческого потенциала, выступает агрегированный индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) как среднеарифметическое суммы трех индексов: продолжительности жизни, достигнутого уровня образования и скорректированного реального ВВП на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС).
В настоящее время в условиях переходного периода социальная политика государства строится на основе следующих принципов:
• социальной справедливости;
• индивидуальной и социальной ответственности;
• социальной солидарности и партнерства;
• равенства возможностей каждого в получении необходимых ему социальных благ и услуг;
• социальных гарантий.
Цели социальной политики реализуются, как правило, посредством осуществления стратегических и тактических программ и прогнозов социально-экономического развития страны, содержащих как задающие социальные блоки и параметры, так и средства и механизмы их достижения, а также посредством разработки и выполнения целевых социальных программ. Наиболее важными из них являются:
• Государственная программа «Культура»;
• Республиканская программа «Здоровье»;
• Национальная жилищная программа;
• Государственная программа развития спорта и туризма;
• Республиканская программа «Женщины Республики Беларусь»;
• Программа государственной поддержки творчески одаренных детей и молодежи;
• Президентская программа «Дети Беларуси» (в ее состав входят целевые подпрограммы: «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семей и детей», «Развитие индустрии детского питания») и др.
6.5.2. Уровень и качество жизни населения: сущность, индикаторы
Интегральной характеристикой благосостояния граждан страны являются уровень и качество жизни населения. Эта характеристика — историческая категория, отражающая на каждом отрезке времени обеспеченность граждан материальными и духовными благами.
Если под уровнем жизни традиционно понимается комплекс жизненных стандартов преимущественно материального характера, то качество жизни характеризуется степенью достижения высших ценностей человеческого бытия как в личностном, так и в социальном аспектах. Они включают морально-психологические качества, уровень образованности и культуры, здоровья, условия труда и проживания, отдыха, степень комфортности экономических условий, уровень потребностей и степень их удовлетворения и др. Качественным оценкам подвергаются и количественно измеряемые материальные компоненты по критериям соответствия мировым стандартам.
Организация Объединенных Наций, обобщая характерные черты национальных концепций уровня жизни в разных странах мира, указывает на общие существенные компоненты этих концепций: здоровье, потребление продуктов питания, образование, занятость и организация труда, жизненные удобства, социальное обеспечение, одежда, отдых и свободное время, права человека.
В самом широком смысле понятие качества жизни населения включает четыре блока характеристик: качество населения, уровень жизни населения, социальная безопасность, качество окружающей среды.
Блок I включает демографические, воспроизводственные показатели, способность образовывать семьи, уровни образованности и профессиональной квалификации.
Блок II охватывает как качественные, так и количественные характеристики. В первую группу входят показатели состояния здоровья, качества питания, состояния образования и культуры, качества жилья, условий и характера труда, качества проведения свободного времени и условий отдыха, благополучия семейной жизни. Во вторую группу входят характеристики реальных доходов и расходов населения; экономической активности, обеспеченности населения услугами здравоохранения, образования, культуры и искусства, отдыха, инфраструктуры; обеспеченности населения жильем и другой собственностью; социального обеспечения.
Блок III включает характеристики уровня физической и имущественной безопасности, качества морально-политического здоровья общества и государства.
Блок IV охватывает показатели антропогенного воздействия на воздушный и водный бассейны, состояние почв и лесов.
6.5.3. Денежные доходы и расходы населения: динамика и структура
Регулирование доходов населения и заработной платы является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, направленной на обеспечение устойчивого роста уровня жизни людей и сокращение бедности.
Денежные доходы населения включают оплату труда всех категорий населения, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты; поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц, занятых предпринимательской деятельностью; доходы от продажи иностранной валюты и др.
Реальные денежные доходы — это денежные доходы, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги.
Общая позитивная тенденция роста доходов населения и реальной заработной платы не снимает с повестки дня необходимость более целенаправленного решения весьма сложных и острых проблем в этой сфере:
• по-прежнему остается низкой доля оплаты труда в ВВП — 35 % в 2003 г. (36,6 % — в 2001 г.), тогда как в экономически развитых странах она составляет 50—60 %;
• реальные денежные доходы населения в 2003 г. выросли по отношению к 2002 г. лишь на 3,4 %, а реальная среднемесячная заработная плата работающих в экономике — на 3 %, что свидетельствует о медленных темпах восстановления ее главных функций — воспроизводственной и стимулирующей, которые были утрачены в кризисные годы;
• соотношение номинальной начисленной среднемесячной заработной платы и минимального потребительского бюджета в 1995 г. составило 106,8 %, в 2000 г. — 126,0, в 2003 г. — 150,7 %, что говорит о недостаточной регулирующей роли МПБ.
Денежные расходы и сбережения населения включают расходы на покупку товаров и оплату услуг, обязательные платежи и добровольные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные организации, проценты, уплаченные за предоставленные кредиты и др.), изменение задолженности по кредитам, покупку иностранной валюты, накопление сбережений во вкладах и ценных бумагах.
Существенные изменения в период 1995—2003 гг. произошли в структуре потребительских расходов населения (по данным обследования домашних хозяйств). Если в 1995 г. в общей сумме потребительских расходов продукты питания составляли 60 %, то в 2003 г. — лишь около 46 %. Питание вне дома составило 1,5 % (1995 г.) и 2,1 % (2003 г.), расходы на непродовольственные товары возросли с 23,5 % (1990 г.) до 27,4 % (2003 г.), почти в 2 раза увеличились расходы на оплату услуг — с 11,6 до 22 %.
Большие изменения произошли и в потреблении основных продуктов питания в натуральном выражении. Так, начиная с 1991 г., постоянно снижается потребление мяса и мясных продуктов в расчете на душу населения (1990 г. — 76 кг, 1994 г. — 63, 2000 г. — 59 и 2003 г. — 57 кг), молока и молочных продуктов (1990 г. — 428 кг, 1995 г. — 367, 2000 г. — 295 и 2003 г. — 257 кг), яиц (1990 г. — 325 шт., 1995 г. — 297, 2000 г. — 224 и 2003 г. — 219 шт.), хлебных продуктов (1990 г. — 127 кг, 1995 г. — 121, 2000 г. — 110 и 2003 г. — 93 кг). Возросло потребление овощей и бахчевых (1990 г. — 78 кг, 2003 г. — 107 кг), рыбы и рыбопродуктов (1993 г. — 3,6 кг, 2003 г. — 14,8 кг, хотя в 1990 г. потреблялось 19,6 кг), растительного масла (1990 г. — 8,6 кг, 2003 г. — 12,9 кг). Потребление картофеля и сахара оставалось в этот период приблизительно на том же уровне (170 кг и 35—31 кг соответственно).
В целом уровень достижения рациональных норм и нормативов потребления на душу населения по большинству товаров составляет около 60—70 %. Высокая доля потребления продуктов питания (около 50 %) в общем объеме потребления обычно ассоциируется с низким уровнем жизни населения. По данным международной статистики, нормой считается уровень расходов на питание в структуре потребительских расходов, не превышающий 30 %.
Сложно дать достоверную оценку уровня жизни населения без учета уровня пенсионного обеспечения, поскольку к категории пенсионеров относится четверть жителей страны. Основная суть этой одной из самых острых социальных проблем — низкие пенсии, не удовлетворяющие социальных потребностей пенсионеров, незначительная дифференциация их размеров, высокий тариф страховых взносов при недостаточности средств для финансирования пенсий приемлемого уровня.
Соотношения, характеризующие уровень пенсионного обеспечения, в 2001—2003 гг. сложились следующим образом:
• средний размер пенсии вырос с 65 тыс. р. в 2001 г. до 114 тыс. р. в 2003 г., или в 1,75 раза;
• минимальный потребительский бюджет пенсионера увеличился за этот период с 88 до 165 тыс. р., или в 1,87 раза, т.е. рост пенсии отстает от роста бюджета;
• уменьшились доля пенсии в МПБ пенсионера с 74 до 69 %, а также соотношение среднего размера пенсии к среднему размеру заработной платы с 39 до 38 %;
• негативные процессы в пенсионной сфере выразились концентрированно в снижении темпов роста реального размера месячной пенсии: 122 % в 2001 г., 102 % в 2002 г. и 101,4 % в 2003 г.