Признанной столицей итальянского Возрождения являлась Флоренция. Здесь родился и получил всеобщее признание великий поэт Данте Алигьери (1225-1321). Его перу принадлежат: "Божественная комедия", "Пир", "О монархии". Именно эти произведения оказывали большое влияние на умы и сердца людей, вдохновляли гуманистов. Родоначальником возрожденческого движения по праву считается другой великий лирический поэт Италии Франческо Петрарка (1304-1374). В цикле стихотворений (канцоньере), посвященном Лауре, аскетизму средневекового сознания противопоставляются естественные чувства к возлюбленной и природе. Глубоко верующий человек, он решительно отвергал схоластику, которую считал воплощением глупости и бессмыслицы.
Прогрессивная философия эпохи Возрождения составляла неотъемлемую часть гуманистической культуры. Одним из наиболее глубоких и оригинальных мыслителей раннего Ренессанса проявил себя Николай Кузанский (1401-1464) — кардинал римско-каталической церкви. Главные его сочинения: "Об ученом незнании", "О предположениях", "Простец" (четыре диалога), "О поисках бога", "Об охоте за мудростью" и другие.
Он был активным членом кружка гуманистов. Наибольшее влияние приобрел, когда папой Пием II стал друг его детства, а сам он фактически занял второе место в церковной иерархии. Творчество Н.Кузанского носит антисхоластический характер, что проявляется в пантеистической тенденции его философии, повышенном интересе к античной философии. В многочисленных трудах используются идеи Пифагора, Демокрита, Анаксагора, Аристотеля, Боэция, особенно Платона и неоплатоников. Разумеется, он не отрицает и не может отрицать креационистских положений христианского вероучения, а, напротив, являясь одним из руководителей римско-каталической церкви стремился защищать ее догматы. Но, тем не менее, отождествление в той или иной мере бога и природы (пантеизм) фактически подрывало постулат о творении.
В теории познания главной целью считал не достижение неизменной, навсегда данной "божественной истины", а бесконечное расширение человеческого знания об окружающем мире. В качестве ступеней познания выделяет: ощущения, порождающие смутные образы вещей; рассудок обозначает вещи именами, оперирует цифрами, вскрывает противоположности и противопоставляет их; разум осуществляет диалектическое мышление и через способность мыслить бесконечное преодолевает всякую противоположность; интуиция осуществляет постижение истины через полное совпадение противоположностей. Разум независим от ощущений и рассудка и является отражением абсолютного интеллекта — бога.
Последовательно развивая учение о "совпадении противоположностей" в бесконечном, Кузанец рассматривает проблемы тождества "максимума" и "минимума" (онтология), абсолютного и относительного в познании ("Ученое незнание"), "микрокосма" (человек) и "макрокосма" (мир). Рассмотрение этих и других проблем, содержание которых направлено против господствующего догматизма, делает Н.Кузанского одним из основателей новоевропейской диалектики /См. Антология мировой философии. В 4-х т. М.: Мысль, 1970. Т.2. С.54-63/.
Развитие гуманистического мировоззрения тесно связано с активной разработкой учения о человеке. Примером этому служит творчество Пико Дела Мирандола (1463-1494), который развивает идею платонизма о "срединном" положении человека между земным, животным и божественным. Обладая свободной волей он может снизойти до скота или возвысится до богоподобного существа. Здесь выражена основная концепция антропологии Возрождения: человек сам творит свою судьбу, является "собственным скульптором и творцом", способен к безграничному самосовершенствованию и счастливому бытию на земле, а не на небесах.
Изменяется отношение к трудовой деятельности. Если в античном обществе труд — удел раба и позор для свободного, в средневековье — наказание за "грехи тяжкие", то в ренессанский период труд начинают рассматривать как источник счастья, средство развития людей.
Наиболее последовательные гуманисты делали выводы о самодостаточной ценности личности. Так, французкий гуманист Мишель Монтень (1533-1592) в книге своей жизни "Опыты" отказывается видеть в человеке совершенный результат божественного промысла и подчеркивает, что цель человеческой жизни не во вне, а в ней самой.