Согласно ч. 1 ст. 277 ТК РФ руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Что понимается под прямым действительным ущербом? Статья 238 ТК РФ говорит, что это реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам. К такому ущербу могут быть отнесены, например, недостача денежных или имущественных ценностей, порча материалов и оборудования, расходы на ремонт поврежденного имущества, выплаты за время вынужденного прогула или простоя, суммы уплаченного штрафа (Письмо Роструда от 19.10.2006 № 1746-6-1).
На практике редко заключаются договора о полной материальной ответственности, так как материальная ответственность возлагается на руководителя законом. Но в Постановлении Минтруда РФ от 31.12.2002 № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности» руководители некоторых организаций отнесены к работникам, с которыми можно заключить письменный договор о материальной ответственности, в частности, руководители:
– предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания и гостиниц (кемпингов, мотелей);
– складов, кладовых (пунктов, отделений), ломбардов, камер хранения;
– аптечных и иных фармацевтических предприятий;
– других организаций по заготовке, транспортировке, учету, хранению и выдаче материальных ценностей.
Материальная ответственность руководителя наступит лишь при наличии нескольких условий:
– прямого действительного ущерба (ст. 238 ТК РФ);
– противоправного поведения руководителя (например, совершение действия вопреки интересам организации и собственников имущества);
– вины в причинении ущерба (ст. 233 ТК РФ) (выражается в форме умысла или неосторожности. Ущерб причинен умышленно, если руководитель осознавал противоправность своего действия (бездействия), предвидел возможность наступления вредных последствий (ущерба) и желал их наступления);
– наличие причинно-следственной связи между действием (бездействием) руководителя и ущербом.
Кроме возмещения прямого действительного ущерба, в случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации должен возместить организации убытки, причиненные его виновными действиями. В силу п. 5 ст. 71 Закона № 208-ФЗ общество или акционер, владеющий не менее чем 1% обыкновенных акций общества, вправе обратиться в суд с иском к члену совета директоров (наблюдательного совета) общества, руководителю о возмещении причиненных обществу убытков. Пунктом 5 ст. 44 Закона № 14-ФЗ предусмотрено, что с подобным иском может обратиться в суд любой участник общества. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством.
А что же понимается под убытками? Статья 15 ГК РФ дает ответ: реальный (действительный) ущерб, а также упущенная выгода – неполученные доходы, которые работодатель получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его имущество не было повреждено или утрачено.
Обратите внимание, что обязанность руководителя возместить убытки, причиненные организации его виновными действиями (бездействием), предусмотрена в федеральных законах. Значит, данная обязанность наступает независимо от того, прописана она в трудовом договоре с руководителем или нет.