Флорентийское кватроченто - эпоха раннего Ренессанса - многим представляется лучшим временем Возрождения, а гений Сандро Боттичелли (1445-1510) обозначает высшую его точку. О жизни этого художника мало известно, но редко какой художник так выражал духовное содержание своей эпохи, как Боттичелли.
С. Ботичелли. «Рождение Венеры».
В этом произведении, как в фокусе, отразились особенности индивидуальной творческой манеры Боттичелли. Боттичелли называли «величайшим художником линии», поскольку и объем, и форму, и иллюзию глубины он создавал контуром. Предмет изображения обретал у него характер отвлеченного символа, был наполнен поэзией и пробуждал в душе музыкальные ассоциации: дерево - стройное, с гладким стволом, пышной листвой, усыпанное одновременно цветами и фруктами; очаровательные женщины с гибкими телами, струящимися золотыми кудрями и продолговатыми светлыми глазами, легко и безвольно скользящие по лугу, подобно листьям, гонимым ветром; Венера, плывущая по морю на краю легкой раковины и едва касающаяся ее.
Холодные, прозрачные, светлые краски в неярких изысканных сочетаниях - вода
нежно-зеленого цвета, прозрачно голубые, почти бесцветные небеса, матовые розы, серебристо-серая плоть - добавляли очарования его «пластическим симфониям», его волшебным видениям. В своих картинах-поэмах Боттичелли сотворил образ одухотворенной, интеллектуальной красоты.
Творчество Ботичелли эпохи Савонароллы.
Второй период жизни Боттичелли - время Савонаролы и иноземных нашествий, апокалиптических бедствий, обрушившихся на Италию, - это время, ведущее к гибели и забвению. Мадонны и античные сюжеты исчезли с его картин, а сам художник становится приверженцем секты «плакс» Джироламо Савонаролы, настоятеля доминиканского монастыря Сан-Марко.
Савонарола обличал пороки и преступления власть имущих, но вместе с тем отвергал и всю культуру Ренессанса:
«Вы - порода свиней! Вы погрязли в языческом блуде. Вы извращены во всем: в речи и в молчании, в действии и в бездействии, в вере и в неверии. Церковь, смрад от которой поднимается до самого неба, умножила свои блудодеяния во вселенной, превратилась в дом терпимости. Долой бесполезные книги! Долой фальшивое красноречие, фальшивую красоту, фальшивую науку, которая питается лишь гордостью! Долой проклятую роскошь, эти окаянные краски, эти мерзостные страницы стихов. Эту суету! Прекратите игры, прекратите балы, закройте трактиры! Теперь время рыданий, а не праздников. О Флоренция, о Рим, о Италия! Прошло время песен и праздников, вы больны, даже до смерти. Мне остается только плакать».
Такие религиозно-мистические проповеди, направленные против светской культуры, оказали сильное влияние на сознание Боттичелли. В результате организованной «плаксами» акции, названной «сожжением сует», Боттичелли сам отнес на костер свои картины с изображением обнаженных фигур, и они без возвратно погибли.
В 1494 г. французский король Карл VIII ввел на Апеннинский полуостров свои войска, положив начало одному из самых трагических периодов в истории Италии. В это время Боттичелли создал ряд произведений, проникнутых пессимизмом и безнадежностью, среди них «Мистическое Рождество», «Оплакивание Христа».
На картинах эпохи Возрождения в центре композиции всегда человек, он является главным стержнем, вокруг которого и для которого строится весь мир. На картинах Боттичелли человеку отведена другая роль, здесь он скорее лицо страдающее. Его Мадонны и Венеры производят впечатление людей, понесших утра ту, вызывая этим чувство неизгладимой печали... Одни из них утратили небо, другие - землю. Вероятно, в этом ощущении утраты и лежит разгадка притягательности творчества Боттичелли.