Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философская мысль о проблеме бытия




ТЕМА 3.1. «УЧЕНИЕ О БЫТИИ».

1. Онтология как учение о бытии.

Для философии как особого рода мировоззрения важнейшим является вопрос о существовании мира и человека в нём. Ведь прежде чем о чём-то размышлять и высказываться, надо убедиться в его существовании.

Существование – это фундаментальная характеристика любого предмета, события, явления. Вот почему понятие бытия («есть», «существовать», «наличествовать») является одним из самых древних и содержательных в истории философии. Оно возникло из стремления познать окружающий человека мир как единое и многоликое целое. С его помощью не только раскрывается убеждённость человека в существовании мира и самого себя в нём, но и познаются коренные характеристики мироздания.

Проблема бытия, его форм, общих характеристик и законов рассматривается в разделе философии, который называется онтологией, или теорией бытия.

Онтология занимает особое место в системе философского знания, в ней находят широкое применение такие философские понятия, как «бытие» и «небытие», «существование», «субстанция», «материя», «пространство» и «время», «мир», «сознание» и др.

На протяжении развития философии бытие рассматривается под разным углом зрения, что позволяет проследить эволюцию представлений о бытии.

Как самостоятельное понятие «Бытие» возникает в античности. В конце XIXв. многие философы призывали отказаться от понятия бытия как лишнего для науки, но в XXв. делается важный поворот к утверждению онтологии как центральной части философии и в частности к анализу человеческого бытия и бытия общества.

Философская мысль о проблеме бытия.

 

Античный период: - Парменид учил, что бытие – это существующее, а кроме него в действительности ничего больше нет; - Гераклит считал, что всё сущее в мире пронизано борьбой противоположных начал, их взаимодействием. Существуют огонь и вода, тёплое и холодное и т.д. Борьба является «отцом» всего, и из неё рождается самая прекрасная гармония в мире. Бытие изменчиво, динамично: «всё течёт, всё изменяется»; - Демокрит полагал, что первоосновой бытия являются атомы как некие неделимые частицы. Их движение, сталкивание и соединение порождают в итоге всё многообразие окружающего мира. Кроме бытия есть и небытие, представляющее собой пустое пространство; - Платон выделил два вида бытия – материальное (вещественное) и идеальное (духовное). Мир идей – это подлинное бытие, вечное и неизменное, а мир вещей – неподлинное бытие, т.к. этот мир изменчив, недолговечен и смертен, всё в нём течёт, разрушается и погибает. Мир вещей – это бледная тень мира идей. Учение Платона о бытии – это философский идеализм, который наделяет духовное бытие особым статусом и значением;
Период средневековья: - Ф.Аквинский и А.Блаженный рассматривают бытие как сотворённую Богом реальность. Доказывали бытие Бога как Творца, источника мироздания. Считали, что Бог – это начало, середина и завершение всего сущего, «наисовершеннейшая реальность». Т.о., существуют два рода реальности – творящая (Бог) и сотворённая (мир);
Эпоха Возрождения: - бытие стало рассматриваться преимущественно как физическая реальность. Считалось, что в своей действительности, бытие – это, прежде всего, природа как объект естествознания и практической деятельности человека, что в природе растворено божественное начало, некая «мировая душа»;
Немецкая классическая философия: - соединила в себе борьбу двух направлений и подходов в трактовке бытия – идеалистического и материалистического. - Г.Гегель подлинным бытием считал «абсолютную идею» как основу и исток всего сущего. Природный и социальный мир, включая и человека, - это инобытие, порождение этой идеи; - Л.Фейербах сводил бытие к природе, уникальным творцом которой он считал человека;
Марксистская философия: - продолжила традиции философского материализма и естественных наук; - Ф.Энгельс развивал учение о материи, её свойствах и формах существования, законах материального мира. Большое внимание уделил исследованию общественного бытия как особого рода образования, связанного с совместной жизнью людей в обществе. Общественное бытие творят сами люди, вступая друг с другом в производственные, социальные, политические и иные отношения, взаимосвязи;
Русская философия: - религиозная философия (Н.А.Бердяев, В.С.Соловьёв и др.) при исследовании бытия активно использовала основные положения христианства, идеи Платона и Г.Гегеля. Подчёркивала, что бытие духовно, а сам Дух воспринимался как свободная энергия, данная от Бога и прорывающаяся в природный и социальный мир. Дух – это «огненное движение», которое своей любовью соединяет все части бытия в единую жизнь. Человек рассматривается как маленькая точка на пересечении материального и духовного, земного и божественного начал бытия. Подлинным бытием является лишь духовная жизнь человека, в которой происходит движение к Богу и жизнь в нём – жизнь в правде, истине и красоте; - философский материализм (М.В.Ломоносов, И.И.Мечников и др.) трактовали бытие по-иному – как нечто объективное, чувственно воспринимаемое, объект науки и практической деятельности.
Современная Западная философия: - философы XXв. попытались развить идею бытия как становления, вечного изменения и объявили поиск глубинной сущности явлений ложным, отказались признавать существование истины, утверждают, что словесно-языковое выражение мысли всегда случайно и наиболее адекватной его формой является внерациональная словесная текучесть. Философия начинает существовать в каком-то рассеянном виде – внутри стихов, фильмов, музыки и т.д. Главной онтологической характеристикой природы и общества объявляется неопределённость как процесс взаимодействия противоречивых тенденций: беспорядка и порядка, дезорганизации и организации, неустойчивости и устойчивости. Однозначно предсказать результат таких взаимодействий невозможно. Мир повседневности и обыденности, в котором господствуют сиюминутные интересы индивидов, становится главной темой философских размышлений. Все процессы, протекающие в этом мире, случайны, за ними нельзя обнаружить никакой глубинной сущности, в силу её онтологического отсутствия. В XXIв. в связи с развитием компьютерных технологий философами обсуждается проблема виртуального бытия или виртуальной реальности.

 

История философской мысли показывает, что подавляющее большинство философов считают реально существующими и окружающий мир, и самого человека. Факт их существования (бытия) является исходной предпосылкой, началом философствования как сложного интеллектуального поиска и осмысления предельных оснований (начал), принципов и свойств, законов мироздания.

 

2. Категория «бытие», её содержание и основные формы.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 777 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2283 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.