Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социальная политика в отношении свободного времени




Цели социальной политики свободного времени. Регули­руемая социальная политика свободного времени возникла, когда рабочие получили возможность употреблять свое сво­бодное время не только на репродукцию собственной рабочей силы. По причинам политического характера и с целью раз­вития рабочей силы была предпринята попытка вызвать у ра­ботающего населения заинтересованность неполитическими и безопасными способами проведения свободного времени, ограничив таким образом право этих членов общества как на индивидуальное развитие, так и на возможность коллектив­ного действия.

Традиционное культурно-критическое направление в иссле­дованиях свободного времени, которое разрабатывало в основном регулирующие тенденции, изучало важные аспекты, ка­сающиеся злоупотреблений и вредных привычек, подтверждаю­щих существование ущемленных структур и указанных прав. Этому направлению противостоят достаточно поверхностные концепции, согласно которым массам необходимо предоставить возможность нерегулируемого свободного времяпрепровожде­ния, что на деле означает передачу свободного времени основ­ного населения в ведение рынка и других возможных влияний. При этом устанавливается разграничение между “культурой для элиты” и “свободное время, ни к чему не обязывающего ти­па для масс”.

Содержание политики свободного времени. Общественные дей­ствия в области свободного времени, т.е. управление свободным временем, касаются различных аспектов. Прежде всего должны быть созданы условия для репродукции и регенерации сил чело­века (спортплощадки, оборудование инфраструктур, гуманиза­ция рабочей обстановки с целью сокращения нагрузок на рабочем месте и т.д.). Требование внимания к проблеме свободного време­ни лежат в том же русле, что отношение к культурной политике в соответствии с характером социального правового демократичес­кого государства. Развитие физических, интеллектуальных, со­циальных и эмоциональных сил и возможностей в сфере услуг свободного времени, что не только служит регенерации, но и яв­ляется частью формирования стиля жизни, относится к программ­ным пунктам культурной и досуговой политики, которые долж­ны рассматриваться как единое целое.

Растущее значение сфер культуры и досуга признается сего­дня политиками всех направлений. Практически все понима­ют роль ценностей свободного времени для развития городов и регионов. Поддержка учреждений культуры и досуга объясня­ется тем, что с их помощью можно повысить ценности свобод­ного времени того или иного города. Действительно, это способ­ствует привлечению в определенный город или регион квалифицированной рабочей силы, росту промышленности, торгов­ли, улучшению баланса перемещений населения и повышению финансового положения местности. Если развитие систем услуг, культуры и досуга будет зависеть только от рыночной конкуренции, то, прежде всего, будут ущемлены интересы жителей финансово слабых регионов; во-вторых, будут удовле­творяться интересы только той части населения, которая про­живает в производственных районах. Понятно, что это обречет неразвитые районы на отток из них молодежи, т. е. на дальней­шее состояние застоя и ослабления.

В условиях сложной социальной структуры, все более мно­гообразных требований и растущих запросов к здоровому и удов­летворяющему личность образу жизни проблемы свободного времени должны своевременно решаться. Следует осознать и не­обходимость восстановления тех учреждений (спортивных, кружковых и т.д.), которые имелись ранее в обществе, наряду с “природными” зонами отдыха. Сегодня весь этот комплекс должен быть пересмотрен и планово представлен.

При планировании политики культуры и досуга существует тенденция возлагать основную нагрузку на местные и инфраструктурно ориентированные учреждения досуга. В связи с этим даже говорят об “инфраструктурной ловушке”. Односторонне соотнесенная с определенными пространственными рамками точка зрения на политику досуга обесценивает социальные и воспитующие возможности свободного времени, как и вообще нематериальной инфраструктуры свободного времени. К облас­ти политики свободного времени относится также планирова­ние общественного бюджета времени, например: разделение труда как инструмент рынка труда и политики образования или планирование ритмов труда и отпусков как мероприятия по ре­гулированию запросов и передвижений.

Тем не менее перспектива осуществления местной (муници­пальной) политики развития культурно-досуговой сферы в ис­торически сложившихся и новых регионах приобретает все больше сторонников. Так, в основе муниципальной социально-культурной политики лежит Программа социально-культурно­го развития региона, разработанная совместно с другими ком­плексными программами (“Досуг”, “Здоровье”, “Спорт” и т.д.). Главной целью этой программы является обеспечение макси­мального удовлетворения возрастающих потребностей людей в социальной защите, здоровом отдыхе и разумном досуге, раз­витие этих потребностей и интересов.

Эффективность политики свободного времени. Некоторые ученые указывают на то, что основой для решения проблем сво­бодного времени выступает та же общественная деятельность, которая необходима для функционирования вообще всей демо­кратической общественной системы. Так, участие населения и отдельных индивидуумов в политике и самоуправлении и ак­тивное формирование достойного образа жизни в значительной степени связано со свободным от работы временем. Чем выше развитие демократической системы, тем больше времени уде­ляется именно этим видам деятельности. Качественная и дей­ственная политика свободного времени необходима также и для решения долгосрочных общественных проблем. Если исследо­вание направлено на изучение отношения свободного времени к социальному результату, где, с одной стороны, четко прослеживается влияние свободного времени на область личной жизни, и, с другой стороны, на интерес людей к общественным проблемам (что является необходимым условием функцио­нирования демократической политической системы), то вывод о важности культурно-досуговой политики оказывается неиз­бежным.

Не менее важным представляется сделать систему дивергирующихся (расходящихся) ценностей в коммерческой и обще­ственной сферах (например, конкуренция и готовность к зло­употреблениям в противоположность партнерству и эконо­мическому использованию сил и средств) предметом контроля и соответствующих решительных мер. Если этого не произойдет, то в системе потребностей появятся те же диспропорции, что и в системе использования территорий: сферы деятельно­сти, сулящие выгоду, развиваются интенсивно, однако обычные сферы оттесняются на край и приходят в упадок. Но и в том случае, если различными сторонами достигнуто соглашение от­носительно качественного аспекта развития свободного време­ни и тем самым осознана необходимость в структуре потребно­стей, возникает еще более важный вопрос, чьими интересами и каким содержанием это развитие будет определяться. Сам факт планирования не означает управления людьми и первостепенной ориентации на интересы большинства населения реализа­ции при участии социально ущемленных слоев. Тем самым це­ли раскрытия творческих возможностей и отдыха отодвигают­ся на задний план ориентированным на получение прибыли и развитие конкуренции производством. И в связи с этим право­мерны требования социальных работников, педагогов-специа­листов в области свободного времени и педагогов автономии сво­бодного времени, касающиеся автономии проблем свободного времени относительно других общественных проблем.

Речь идет не о создании изолированного поля “свободного времени”, а об интегрированной культурно-досуговой полити­ке, которая способна открыть возможность для всестороннего всеобъемлющего культурного развития всего населения и по­могает создать условия, при которых деятельность обществен­ных индивидуумов направлена на освоение природы и разви­тие общественного жизненного процесса посредством осознан­ных, скоординированных действий, с целью раскрытия чело­веческих жизненных возможностей.

В связи с этим несомненную важность приобретает вопрос о соотношении культурной и социальной политики государства, которое носит двойственный характер: цели культурной поли­тики определяются их социальным характером, поскольку культура практически представлена во всех делах общества. Но и общество, со своей стороны, заинтересовано в росте культур­ного потенциала, повышении социального статуса учреждений сферы досуга.

В настоящее время в России происходит дальнейшее развитие системы принципов социально-культурной деятельности, обу­словленное общими процессами, происходящими в обществе. Наиболее важными из принципов указанной системы являются:

- принцип приоритета общечеловеческих интересов в про­цессе освоения духовных и нравственных ценностей;

- принцип всеобщего массового культуротворчества, само­организации, самоутверждения личности как доминирующего признака;

- принцип гуманизации содержания и всего воспитатель­ного потенциала, их всеобъемлющего подчинения интересам, потребностям, установкам личности;

- принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и нацио­нально-этнического опыта, традиций, инноваций;

- принцип общественно-государственного соуправления со­циально-культурной деятельностью, обеспечения децентрали­зации и суверенности региональной политики в социально - досуговой сфере.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-30; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 337 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2189 - | 2131 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.