Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Индустриальное общество и идея прогресса




Причина разрушения традиционного общества:

- традиция не может совершенно не изменяться, постепенно количественные перемены переходят в качественные.

- связь с другими обществами – торговая и культурная.

- научно-технический прогресс.

Так появляется индустриальное общество - это общество, в котором завершён процесс создания крупной, технически развитой промышленности (как основы и ведущего сектора экономики) и соответствующих ей социальных и политических структур. Вырастает из традиционного общества. Сам термин принадлежит Сен-Симону, использовался Контом для противопоставления нового, формирующегося экономического и общественного уклада.

Ставка сделана на промышленность. От идеи повторения культурных образцов это общество приходит к идее бесконечного прогресса. В индустриальном обществе высока социальная мобильность. Возникает понятие «гражданин» - человек, имеющий устойчивую правовую связь со своим государством. Граждане имеют равные права и обязанности независимо от происхождения.

Одно из противоречий такого общества – массовая культура. С конвейерным производством в промышленности появляется «конвейерное производство» идей. Интеллектуальный продукт для всех усреднен. На конвейер будут ставиться удобоваримые для большинства продукты (Детективы, а не Достоевский). Людьми становится легче управлять, когда они думают одинаково.

Казусы индустриального общества:

- экономический кризис – это, прежде всего, кризис перепроизводства однотипных вещей, а рынок сегментарен, а не однороден.

- экологический кризис – расходование ресурсов

- антропологический кризис

- культурный кризис

- кризис технологий

Контуры постиндустриального общества. Проблемы и парадоксы постиндустриального общества.

О постиндустриальном обществе не может идти речи, как о новом типе общества. Оно, в первую очередь, продолжение индустриального общества. Однако существует мнение, что это принципиально новый тип общества.

Бэлл говорит о переходе к четверичному, пятеричному и шестеричному секторам экономики: от тяжелой индустрии к рынку услуг, финансов, образования, управления. Главный ресурс уже не природа, а сами люди, точнее, способы организации. Второй ресурс – информация. Это общество микротехнологий и знаний (Hardware - Software).

Кастельс считает, что предыдущие типы были строго иерархичны, а у современного общества невозможно определить где верх, а где низ.

Проблемы постиндустриального общества:

Объем информации резко возрастает, следовательно, возрастают издержки на обработку информации. Информация становится специализированной по отраслям. Возникает трудность доступного воспроизведения. Принципиальное ограничение объема информации для усредненного потребителя.

Проблемы координации и клонирования. Чем больше людей, тем дольше время принятия. Количество против качества контактов, чем больше встреч с людьми, тем меньше времени на них.

Проблема времени, проблема социального пространства.

 

 

Политическая философия: предмет, специфика, функции. Основные трактовки понятий «политическое» и «власть». Философия политики: теория О.В. Шабуровой.

Политическая философия — разделфилософии, изучающий идеи, относящиеся к политике, политическим ценностям, сущности политической действительности и интеллектуальным предпосылкам политического анализа.

Предмет политической философии можно разделить на три группы явлений. Во-первых, это политические ценности, крите­рии оценки реальной политики с точки зрения морали, интере­сов крупных общественных групп или всего человечества. В этой области исследований создаются нормативные теории, даются этические оценки политическим институтам и процессам, разра­батываются идеалы и цели, а также важнейшие пути их достиже­ния.

Во-вторых, предметом политической философии являются наиболее глубокие основы политики. В отличие от эмпирических наук, опирающихся на частные наблюдаемые факты и верифи­цируемые гипотезы, политико-философские знания основываются на теоретических рациональных изысканиях, обобщениях глобального исторического опыта, логических рассуждениях, хотя и не исключают анализ конкретных фактов.

В-третьих, эта наука анализирует способы и средства позна­ния политики, определяет смысл политических категорий, на­пример таких из них, как власть, свобода, равенство, справедли­вость, государство, права человека, политическое поведение и т.д. Без опоры на такие категории в конечном счете невозможны и эмпирические политические исследования.

Таким образом, политическая философия служит общей ме­тодологической базой политических исследований, определяет смысл различных концепций, выявляет универсальные принци­пы и законы во взаимоотношениях человека, общества и власти, соотношение рационального и иррационального в политике, ее нравственные критерии и мотивационную основу, опреде­ляет границы и принципы государственной власти и т.п. По­литическая философия была исторически первой формой су­ществования политической науки. Философские знания состав­ляют ядро мировоззрения человека и политической культуры об­щества.

Ф-ии: складываются две основные познавательные к аналитические функции политической философии: познание наиболее глубоких оснований политики и её феноменов и их моральный и этический анализ.

С этими двумя функциями связана и методологическая функция политической философии, которая состоит в разработке понятийного аппарата политико-философского и политико-научного исследования и пр.всего в определении собственных исследовательских принципов политической философии.

Существует мнение о выполнении политической философией ещё одной, нормативной функции - нормировании политических процессов, политической жизни, деятельности, её форм и др.явлений (распространённое гл.обр. в Германии и в США). Но как всякая философия, политическая философия может исследовать и обозначать лишь универсальные, абстрактные, идеальные принципы, в соответствии с которыми функционирует политика, но не нормы

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 688 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2282 - | 2105 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.