Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Концепции возникновения морали




 


Рис. 10

Религиозная концепция. Утверждает, что мораль дается человеку от Бога, высшим основанием морали считает «божественный закон», имеющий вечный характер, и поэтому нравственная природа человека неизменна. Религиозная концепция происхождения морали строится на авторитарных началах: моральные требования в виде Божественного закона даны человеку высшим авторитетом — Богом и сформулированы в десяти библейских заповедях. Справедливость закона должна постигаться не разумом, а безоговорочной Верой в Бога; моральный долг определяется Любовью к Богу; а потеря Надежды (на Бога) расценивается как величайший грех.

Натуралистические концепции. Исходят из того, что мораль изначально заложена в человеке самой природой. К ним относятся следующие концепции:

социал-дарвинизм, которыйсчитает, что действующие в мире животных законы борьбы за существование действуют и в человеческом обществе, поэтому происхождение нравственности следует искать в избирательной способности самой жизни, в борьбе за существование, в наличии морального чувства у животных;

евгеника, котораяобъясняет социальные формы поведения, в том числе и моральные, свойствами, наследуемыми человеком от родителей; поэтомудобрые или злые качества прирождены ему и не поддаются изменению;

психоаналитическая концепция происхождения морали, базирующаяся на фрейдизме и определяющая поведение личности неподвластными сознанию психическими процессами, в основе которых лежат врожденные бессознательные влечения.

Социологизаторская концепция. Связывает существование морали исключительно с развитием общества: истоки нравственности она усматривает в социально-исторических и материально-экономических условиях и потребностях общества, а саму нравственность рассматривает как ответ на эти потребности (социально-исторический детерминизм), что неизбежно ведет к авторитаризму.

Культурологическая концепция. Она является наиболее рациональной и современной. Для нее характерен обобщающий, интегративный подход: не отрицая ни биопсихической природы нравственности, ни роли религии в ее развитии, ни ее социальных оснований, предполагая изначальную включенность морали в исторический процесс, эта концепция связывает ее происхождение и развитие с конкретными социокультурными условиями.

 

Историческое развитие морали (в рамку)

С глубокой древности и до наших дней для развития морали характерны специфические особенности, зависящие от определенных социокультурных условий.

Нравы архаичного периода

1. Коллективный характер жизни и труда определяет в качестве основополагающих принципов первобытные равенство и коллективизм, ставшие источником чувства «принадлежности» людей того времени.

2. Регламентация поведения людей закреплялась в первых моральных требованиях: запретах в форме табу, в обычаях и традициях, в простейших нравственных нормах, направленных на сохранение и благополучие рода.

3. Положительные моральные качества, способствуя выживанию и усилению рода, приводят к тому, что начинает побеждать не сильнейший, а «моральнейший». Наряду с положительными моральными качествами формируются и отрицательные, которые также сохранятся в истории человечества.Так моральные нормы превращаются в важнейший фактор человеческого существования.

Мораль античности

1. На смену единой для всех морали первобытного общества приходит мораль, разделяющая людей. Неравенство начало рассматриваться как естественная и справедливая форма человеческих отношений.

2. Первобытный коллективизм сменился индивидуализмом, что способствовало выделению и самоутверждению личности.

3. Моральные права и обязанности впервые ставятся в зависимость от такой ценности, как свобода: мораль являлась достоянием только свободных людей, рабы стояли «вне морали».

4. Отличительной чертой практической морали становится ее связь с этикой и философией: моральные нормы и представления находились под сильнейшим влиянием этических взглядов философов.

5. В среде рабов формируется, с одной стороны, рабская мораль покорности и смирения, лизоблюдства и холуйства, с другой – мораль протеста против угнетения и жестокости жизни, развивавшаяся в двух направлениях: 1) бунт против рабства; 2) попытка найти утешение, спасение в уходе от этого мира. Так возникает мораль раннего христианства, проповедовавшего страдание и терпение как высшие добродетели





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2834 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2443 - | 2127 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.007 с.