Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема 5. Проблемы смерти в биомедицинской этике. 4 часа




Цель.

1. Рассмотреть проблему моральной, духовной, психологической поддержки умирающих пациентов и задачи, стоящие в связи с этим перед медицинскими работниками.

2. Рассмотреть этические и правовые проблемы, возникшие в связи с применением экстраординарных методов помощи умирающим больным.

Задачи.

1. Обсудить, в какой морально-психологической поддержке нуждаются умирающие пациенты и в какой форме её могут оказать медицинские работники.

2. Обсудить возможные пути разрешения самых дискуссионных и противоречивых этических проблем отношения медицинских работников и общества к умирающим больным.

 

Вопросы для повторения.

Раскройте суть принципа информированного согласия. Что имеет право знать пациент?

Как реализовать принцип информированного согласия, если у пациента терминальный диагноз?

 

Вопросы для подготовки к занятию и опроса.

1. Духовные учения о сущности смерти. Морально-психологическая и духовная помощь умирающим в паллиативной медицине. Хосписы. Достойная смерть. Проблема конфиденциальности и информированного согласия в работе с умирающими больными. Право больного на информацию о терминальном

2. Этические проблемы применения экстраординарных методов лечения умирающих больных. Критерии смерти. Клиническая смерть. Смерть мозга и вегетативное состояние. Дилемма: сохранение жизни или продление сроков умирания.

3. Право на смерть. Проблема эвтаназии. Активная и пассивная эвтаназия. Юридические и этические проблемы трансплантации. Ценность жизни донора и реципиента. Типы донорства. Качества жизни пациента после трансплантации. Ксенотрансплантация.

Вопросы для обсуждения и тестовые задания

1. Какие личностные качества требуются врачу и медицинской сестре для общения с умирающими больными?

2. Какие переживания испытывает умирающий человек на различных стадиях приближения к смерти?

3. Какое поведение родственников умирающих больных желательно с точки зрения религиозных традиций?

4. Можно ли считать прекращение лечения пациента, длительное время находящегося в вегетативном состоянии эвтаназией?

5. Является ли донорство органов богоугодным делом в понимании религиозных конфессий?

6. Каковы этические и юридические проблемы донорства в педиатрической практике?

7. Каковы моральные и юридические проблемы в практике выхаживания недоношенных детей в России?

1) Терпение, сдержанность, понимание должен противопоставить медицинский работник раздражительности и капризности умирающего на стадии осознания факта близящейся смерти: а) отрицания; б) гнева; в) торговли; г) депрессии; д) смирения.

2) Стадия осознания близящейся смерти, на которой больной прибегает к

самообману, стараясь вести себя так, будто он здоров: а) отрицания; б) гнева; в) торговли; г) депрессии; д) смирения.

3) Ощущение невосполнимой потери и обречённости умирающий испытывает на стадии осознания близящейся смерти:

а) отрицания;

б) гнева;

в) торговли;

г) депрессии;

д) смирения.

4) Осознание своей вины и надежда на то, что раскаяние и хорошее поведение продлят жизнь, характерны для стадии осознания близящейся смерти: а) отрицания; б) гнева; в) торговли; г) депрессии; д) смирения.

5) Умирающий обретает покой и покорность судьбе, становится неразговорчивым и стремится к одиночеству на стадии осознания близящейся смерти: а) отрицания; б) гнева; в) торговли; г) депрессии; д) смирения.

6) Наиболее гуманный вариант действий по отношению к умирающему пациенту:

а) сказать: «мы больше ничем не можем вам помочь»;

б) выписать домой, умалчивая о перспективе;

в) сказать: «мы сделали всё, что могли, и далее будем делать всё, чтобы

облегчить ваше состояние»

7) Информирование больного о терминальном диагнозе соответствует модели поведения врача: а) патерналистской, б) сотруднической.

8) Сотруднической модели поведения врача соответствует вариант информирования о терминальном диагнозе: а) врач избегает откровенного разговора с больным, перекладывая его на родственников; б) врач сообщает терминальный диагноз с уверением, что борьба за жизнь больного будет продолжаться, будут испробованы все шансы на спасение жизни; в) врач утаивает от больного терминальный диагноз.

9) Учреждение паллиативной медицины, в котором осуществляется уход и оказывается психологическая помощь умирающим: а) санаторий; б) хоспис, в) госпиталь.

10) Основоположник хосписного движения в России: а) И.Гааз; б) Н.Петров; в) В.Зорза.

11) Основной контингент штата хосписов: а) врачи; б) медицинские сёстры; в) социальные работники.

12) Стадия умирания, на которой врачи имеют право прекратить реанимационные процедуры, без причинения вреда пациенту: а) агония; б) клиническая смерть; в) смерть мозга.

13) Причина, побудившая современное общество дискутировать вопрос о допустимости добровольной эвтаназии: а) пренебрежение принципами этики Гиппократа: б) соображения экономической нецелесообразности лечения обречённых больных; в) удлинение в некоторых случаях сроков умирания и страдания больных в результате применения современных медицинских технологий.

14) Страна, в которой эвтаназия запрещена: а) Россия; б) Голландия; в) Бельгия.

15) Вариант донорства органов и тканей наиболее нравственно безупречный: а) донором является труп; б) донором является живой человек, не состоящий в родстве с реципиентом; в) донором является родственник, отдающий орган или ткань по взаимному согласию с реципиентом.

 

Основные идеи темы.

В данной теме два блока проблем, которые предстоит рассмотреть. Первый блок – задачи медицинских работников по оказанию моральной и психологической поддержки умирающим. Эти проблемы относятся прежде всего к области паллиативной медицины, в задачи которой не входит излечение пациентов от смертельной болезни. Паллиативная медицина осуществляет уход за тяжёлыми больными, обезболивание, оказывает помощь обычными методами, заботится о том, чтобы пациенты достойно прожили оставшийся отрезок жизни, помогает справиться с тягостными переживаниями. Приёмы морально - психологической и духовной поддержки умирающих тысячелетиями практиковались всеми религиозными конфессиями человечества, чей опыт использовался специалистами в области терминальной психологии. В России терминальная психология в большей степени известна по трудам западных специалистов, например, Элизабет Кюблер –Росс, Станислава Грофа, и задачи терминальных психологов по традиции в меру своей внутренней готовности выполняют врачи и медицинские сёстры. С девяностых годов ХХ века для духовной поддержки умирающих в медицинских учреждениях России разрешено приглашать священнослужителей, а в некоторых случаях при больницах открываются храмы или молельные комнаты. Сострадательное и понимающее общение с умирающими больными – это не только условие профессионализма медицинского работника, но и акт гуманности, в котором рано или поздно будет нуждаться каждый из нас.

Второй блок – решение этических проблем, порождённых применением экстраординарных методов лечения умирающих больных. Экстраординарные методы, возникшие в результате внедрения в медицинскую практику новейших медицинских технологий, позволяют спасать таких пациентов, которые без использования этих методов погибали бы. Однако в ряде случаев экстраординарные технологии сохраняют жизнь, ухудшая её качество, обрекая больных на мучения, обездвиженность, беспомощность, удлиняя процесс умирания. Внедрение современных технологий реанимации расширило критерии смерти: появилось представление об обратимой клинической смерти и смерти мозга, которой сопутствует сохранение вегетативной жизни и необратимая утеря сознания. Парадоксы применения экстраординарных мер лечения, усугубляющих страдания пациентов, породили общественные дискуссии о необходимости эвтаназии, избавляющей безнадёжного и испытывающего невыносимые боли человека от мучений. Экстраординарные методы лежат в основе методов трансплантации. Практика трансплантации породила проблему донорства органов и тканей, которая в России из-за противоречивости законодательства приобрела форму трудноразрешимого этико-правового конфликта. Решение данных проблем имеет широкую общественную значимость, поэтому их обсуждение вышло за рамки медицинского сообщества.

 

Рефераты





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 750 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2282 - | 2104 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.