Один из важнейших этических вопросов социальной работы: может ли социальный работник, будучи представителем, с одной стороны, государства, а с другой — клиента, публично выступать с критикой государства, его политики, отдельных решений, т. е., по сути дела, участвовать в политической деятельности не просто как гражданин, пользующийся этим правом на основании закона, но как представитель своей профессии и государственной структуры. Этично ли это по отношению к государству?
Мнения по этому вопросу можно разделить на две группы.
Первая группа мнений. Социальный работник как представитель государства должен сохранять определенную лояльность по отношению к нему. Кроме того, истинно профессиональная деятельность имеет всегда определенный круг целей, задач и функций, в которые, как правило, политическая деятельность не входит. Социальная работа в этом отношении не исключение и должна подчиняться общим правилам. Более того, социальная работа призвана нивелировать все негативные явления в социальной жизни неполитическими, специфическими профессиональными средствами и методами, способствовать реализации конституционных прав своих клиентов с помощью законодательно установленных возможностей. Эту миссию на социальные службы возложило государство.
Вторая группа мнений. Социальный работник в своей повседневной деятельности постоянно сталкивается с тем, что его клиент страдает от несовершенства системы, ее издержек и даже пороков, которые, собственно, и сделали его клиентом социальных служб. Основные конституционные права становятся пустыми фразами без обеспечения условий их реализации, а социальная действительность такова, что социальная работа не располагает пока достаточными возможностями для организации условий реализации клиентами всех их конституционных прав. Долг каждой социальной профессии, а социальной работы тем более, способствовать совершенствованию системы, и наиболее действенным средством для этого является участие в политической деятельности.
Видимо, решение этой дилеммы должно представлять собой разумное сочетание первого и второго вариантов. Если социальная служба преследует не свои собственные, корпоративные цели, а представляет интересы клиентов, т. е., по сути дела, интересы людей, не имеющих возможности самостоятельно решать (в том числе с помощью политической борьбы) свои проблемы, то социальные работники имеют право участвовать в политической деятельности как представители профессии, чья непосредственная задача — стремиться улучшить условия жизнедеятельности клиентов и, таким образом, способствовать уменьшению количества клиентов. Формы такой политической деятельности могут быть различными — от активного участия в формировании основных направлений социальной политики и разработки социальных программ до акций протеста мирного характера на основе конституционных и гражданских прав.
Однако при этом необходимо четко разграничить участие социального работника в политической деятельности как гражданина и как представителя соответствующей структуры. Принимая участие в политической деятельности, социальный работник должен четко осознавать, чьи интересы он отстаивает — свои, своих клиентов или социальной службы. Как гражданин он имеет в установленном законодательством порядке право на политические действия и может этим правом пользоваться по своему усмотрению, отстаивая свои собственные интересы. Если же он выступает от имени клиента или социальной службы, он должен иметь на это соответствующие полномочия, делегируемые ему официально. То есть, включаясь в активную политическую деятельность от имени социальной службы или системы социальной защиты, социальный работник должен делать это с полного согласия и одобрения своих коллег, совместно с ними. Если же он представляет интересы клиента, то делать это он должен от имени и по прямому поручению клиента. Нарушением норм профессиональной этики будет считаться представление в различных политических акциях, партиях или движениях интересов клиентов или профессиональной группы без их согласия и одобрения.
ДЕОНТОЛОГИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ |
Термин «деонтология» (от греч. deonthos — должный) для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий был введен в XVIII веке английским философом И. Бентамом. Первоначально Бентам вкладывал в это понятие довольно узкое религиозно-нравственное содержание, имея в виду долг и обязанности верующего перед Богом, религией, религиозной общиной, а затем употребил его для обозначения теории нравственности в целом. Вскоре понятие «деонтология» стало применяться несколько в ином смысле — в качестве термина, обозначающего должное поведение, поступки и действия отдельной личности или специалиста, а не только верующего, по отношению к его религиозным обязанностям, а учение — деонтология — стала отличаться от аксиологии — учении о нравственных ценностях.
С формированием деонтологии зтика из морали добродетельного поведения стала моралью нормы, поскольку норма фиксирует должное в определенных максимах, правилах. Так в истории этики был совершен еще один шаг от морали отдельных нравственных качеств к морали, опирающейся на закон. Сделаем этот шаг и мы и рассмотрим профессиональную деятельность с точки зрения должного, долга и, конечно же, нормы, фиксирующей должное поведение.
Практически каждая современная профессия формирует собственные представления о должном, одновременно сопоставляя его с сущим. На основании представлений о должном складываются требования к поведению и действиям, которые в отношении специалиста выступают как его профессиональный долг и обязанности. В понятие профессионального долга всегда входят не только функциональные обязанности представителей той или иной профессии, но и ответственность этих людей перед коллегами, перед профессией как таковой, перед обществом.
Нет профессий важных и неважных, нужных и ненужных, вредных для общества или полезных. Сам факт их существования говорит о том, что они востребованы обществом, следовательно, нужны, важны и полезны. Все существующие профессии прямо или опосредованно в конечном счете служат интересам человека и человечества. Однако существуют профессии, внешние проявления которых (т. е. конечные результаты деятельности специалистов) оказывают существенное влияние на развитие общества, его безопасность, культурное и нравственное состояние или затрагивают непосредственно интересы человека.
Учение о должном является ядром каждой профессиональной этической системы. Понятие «деонтология» существенно уже понятия «профессиональная этика». Если этика раскрывает сущность профессионального долга, то деонтология выявляет специфику его реализации в конкретных видах взаимоотношений. Именно в деонтологии, поэтому, так ярко выражена сопряженность моральных и профессиональных компонентов в поведении и действиях специалиста. Категория «профессиональный долг» выражает нравственные обязанности специалиста по отношению к обществу, коллегам, клиентам и их социальному окружению и является отражением внутренней, моральной необходимости следования выполнения своих обязанностей, необходимости следования определенной линии поведения, диктуемой прежде всего внешними по отношению к личности специалиста интересами.
Долг — одна из важнейших категорий как общей, так и профессиональной этики, поскольку она выражает общественные и профессиональные связи специалиста и представляет собой совокупность его обязанностей перед государством, обществом, коллегами, профессией, клиентами, перед собой и ответственность перед ними. Сознание своего долга определяет поведение специалиста, выбор им определенных норм морали, которым он следует в своей повседневной практической деятельности. В отличие от профессиональных обязанностей, профессиональный долг воспринимается специалистом не как нечто, навязанное извне, а как внутренняя нравственная потребность, глубокая убежденность в необходимости определенных действий.
В категории «долг» наиболее ярко проявляется социальный характер деятельности социального работника и нормативный характер профессиональной этики. Специфическое содержание и основные черты долга социального работника определяются тем, что он занят конкретной специфической социальной деятельностью по решению проблем общества, социальных групп и отдельных индивидов, и вытекают из содержания его профессиональной деятельности. Чувство долга побуждает социального работника соизмерять все свои поступки, действия и отношения в конкретных ситуациях с требованиями и нормами профессиональной морали.
Долг как «высокая нравственная необходимость, ставшая внутриличностным источником добровольного подчинения своей воли задачам достижения, сохранения тех или иных моральных ценностей1», внутренне закономерно связан с ответственностью, выражающей соответствие моральной деятельности личности ее долгу с точки зрения ее возможностей. Если долг специалиста состоит в том, чтобы в конкретной ситуации осознать и практически реализовать требования профессиональной морали, то ответственность его определяется с точки зрения выполнимости долга. Ответственность специалиста характеризует его личность с точки зрения нравственных требований, предъявляемых к ней в части профессионально-квалификационных и личностных качеств и деятельности. Ответственность без долга беспредметна, она никогда не выступает изолированно, особенно если речь идет об ответственности перед самим собой.
Деятельность социального работника сопряжена с высокой степенью самостоятельности и моральной ответственности, представляющей собой сознательное отношение к профессиональному долгу. Ответственность в свою очередь не является отвлеченным понятием, она неотделима от творчества и самостоятельности, внимания к людям, окружающим социального работника в его повседневной практической деятельности. В этих случаях понятие профессионального долга вменяет в обязанность специалисту быть способным предвидеть последствия своей деятельности, особенно негативные последствия, — в соответствии с известным принципом «primum non nocere» — «прежде всего, не навреди», приписываемом Гиппократу.
Деонтология является одной из основ профессиональной деятельности социальных работников, медицинских работников, учителей, психологов и представителей других профессий, объектом деятельности которых является человек, а профессиональные действия непосредственно связаны и направлены на достижение физического, психического и социального здоровья и благополучия человека, его социального окружения и общества. Учение о долге является центральным звеном системы профессиональной этики. Профессиональная деонтология представляет собой учение о долге и обязанностях представителя профессии перед обществом и государством, перед своей профессией, перед коллегами и перед людьми, на которых в конечном счете направлена деятельность.
Применительно к социальной работе деонтология — это комплекс профессиональных, правовых и морально-этических правил, составляющих понятие профессионального долга социального работника. Деонтология социальной работы — это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы.
Таким образом, профессиональный долг специалиста — это те требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Содержание профессионального долга социального работника представляет собой совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему его профессией.
Осознание социальным работником своего профессионального долга — есть отражение его объективных обязанностей в идеях, убеждениях, чувствах, привычках, во внутренних мотивах профессиональной деятельности и воплощение их в практической повседневной деятельности. Таким образом, профессиональный долг обусловлен совокупностью объективных и субъективных факторов, определяющих поведение специалиста. Сознательное выполнение своего долга является условием высокоэффективной деятельности как самого социального работника, так и всей социальной службы и института социальной работы в целом.
Социальная работа как вид профессиональной деятельности и социальный институт возникают в ответ на объективную общественную необходимость. Соответственно, и обязанности социального работника (и функции социальной работы) являются отражением объективной социальной реальности.
«Обязанности человека в отношении общества одновременно и объективны, и субъективны. Первое означает, что эти обязанности существуют независимо от того, признает их человек или нет. Они вытекают из самого факта жизни человека в обществе. Второе означает, что личность признает наличие этих обязанностей и добровольно возлагает их на себя1». Содержание профессионального долга, таким образом, вытекает из требований, предъявляемых обществом к деятельности и поведению людей, выполняющих от имени общества определенные функции и занятых в данной профессиональной сфере. Это содержание профессионального долга может быть документировано в большей или меньшей степени, но оно существует объективно.
При определенных условиях объективный и профессиональный долг становится фактически внутренним нравственным долгом социального работника как личности и как представителя профессии. Моральный долг — как глубоко осознанная необходимость определенной линии поведения, диктуемой потребностями достижения блага в системе «человек — среда» — для социального работника является продолжением профессионального долга и неотъемлемым атрибутом профессии. Для профессионального социального работника требования профессионального долга во многом совпадают с его личными интересами, в силу чего он осознает долг как необходимость, внутреннюю потребность, моральную обязанность. Веления профессионального долга, ставшие внутренними убеждениями социального работника, являются определяющим духовным стимулом его деятельности. Требования морального долга заставляют социального работника рассматривать свои обязанности шире, чем этого требует профессиональный долг.
Руководствуясь в своем поведении и деятельности профессиональным и моральным долгом, социальный работник учитывает и юридические, и профессиональные требования, установленные для него обществом, принимает во внимание возможную реакцию со стороны общества, профессиональной группы и клиента на выполнение или невыполнение им своего долга. Вместе с тем он поступает:
свободно, поскольку принятая обществом система морально-нравственных нормативов не является универсальной и из всего многообразия норм, которые имеют место в обществе, — от групповых до общественных — специалист может выбирать те, которые в наибольшей степени отвечают его внутренним устремлениям и представлениям о добре и благе;
сознательно, так как решение поступить так или иначе принято им самостоятельно или в результате консультаций с коллегами и клиентом в силу осознанной, ситуативно обусловленной необходимости, путем выбора из значительного количества вариантов возможных решений;
добровольно, поскольку чувство долга стало его убеждением и доминирующим мотивом деятельности, и именно это обстоятельство определяет поведение и деятельность специалиста в повседневной практике.
Осознание социальным работником своего профессионального долга означает:
высокий профессионально-квалификационный уровень как гарант качества работы;
четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросовестное и неукоснительное их выполнение;
профессиональную деятельность строго в рамках нормативно-правовой базы;
глубокую убежденность в необходимости выполнения своих профессиональных обязанностей, поскольку этого требуют интересы общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента;
сознательное и активное участие в профессиональной деятельности с целью достижения блага общества, трудового коллектива и клиента;
заинтересованность в повышении эффективности работы своего коллектива и своей индивидуальной работы;
высокую организованность и сознательную дисциплину, привычку к должному поведению;
наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга;
стремление постоянно совершенствоваться в профессии, осваивать новые знания, приобретать опыт практической деятельности.
При этом сознательное начало, регулирующее поведение, требования к профессиональным и личностным качествам социального работника и привычка к должному поведению не противоречат друг другу — напротив, они дополняют друг друга.
Нравственное поведение в профессиональной деятельности, даже в такой гуманной и этичной, как социальная работа, вовсе не вытекает автоматически из контекста обстановки, в которой проходит деятельность, и содержания труда, хотя до некоторой степени определяется стандартными функциональными обязанностями. Однако профессиональная деятельность никогда не сводится к механическому выполнению функциональных обязанностей. Обязанности, ставшие моральным долгом, профессионал выполняет по внутреннему убеждению и побуждению, без непосредственного побуждающего воздействия извне, действуя при этом сознательно и творчески. Это является одной из особенностей труда социального работника — существующие формы управления профессиональной деятельностью специалиста, система прав и обязанностей и способы их реализации оставляют простор для творчества социального работника, что делает еще более значимым мотивирование профессиональной деятельности соображениями морального долга.
Деятельность социального работника, имеющая в своей основе должное поведение, всегда ориентирована на тщательное, творческое выполнение профессиональных обязанностей и достижение высоких результатов, сопровождающиеся сознанием личной ответственности за произведенные действия. Такая деятельность стимулируется потребностью в самоуважении, поддержании профессионального авторитета и личного достоинства, статуса трудового коллектива и профессии в обществе. Она не может быть ориентирована на чисто внешние показатели, на поддающиеся официальному учету и контролю критерии эффективности с целью получения поощрений в любой форме. Деонтология показывает, какие требования предъявляет общество к социальному работнику как к специалисту, гражданину и человеку.
Деонтология социальной работы включает в себя определенные принципы:
— личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношениях;
— компетентности специалиста;
— рационального подхода к решению поставленных задач;
— соответствия полномочий и ответственности;
— правовой регламентации деятельности;
— подотчетности;
— инициативы, и творческого подхода;
— организованности и дисциплины;
— контроля и проверки исполнения;
— критического подхода к оценке деятельности, возможностей своих и клиента;
— доверия и свободы действий;
— поощрения и наказания и другие.
Условно деонтологию социальной работы можно рассматривать по тому, какие субъекты и объекты рассматриваются как стороны конкретного профессионального отношения. Соответственно можно выделить пять типов таких отношений, представленные в виде соответствующих разделов книги.