В основном, современную этику в странах Востока делят на три составляющие: неоиндуизм, необуддизм и неоисламизм.
Необуддизм — собирательное наименование для разнообразных модернистских и реформаторских течений в буддизме, направленных на приспособление традиционных форм и методов пропаганды вероучения к современности (к совр. науке, технологии, общественно-экономич. условиям) с целью сохранения сути буддистского учения. Как религиозно-реформаторское движение Ноебуддизм очень разнороден. В каждой стране он проявляется по-разному, отражая ее этические и социально-политические особенности. В некоторых регионах Азии (Монголия, Бурятия) Необуддизм возник на рубеже 19 и 20 вв. в рамках обновленческого движения буддизма духовенства и мирян как реакция на засилье западной идеологии и культуры.
В странах Южной и Юго-Восточной Азии (Шри-Ланка, Бирма) Необуддизм был связан с вооруженной антиколониальной борьбой народов и проявился прежде всего в политизации буддизма духовенства, его более активном участии в политических движениях. В ряде стран Азии движение Необуддизма привело в период до и после второй мировой войны к образованию новых самостоятельных религиозно-политических объединений (в Японии — т. н. "новые религии", во Вьетнаме — Хоахао и т. п.). Эти объединения, как правило, вобрали в себя элементы др. религиозных учений (напр., христианства) и носят синкретический характер. Необуддизм бурно развивается в настоящее время в странах Запада (США, Канада, Зап. Европа), где буддизм вступает в интенсивное взаимодействие с западными религиозными учениями и социально-культурными традициями.
Общими для всех течений Необуддизма являются более или менее глубокая степень секуляризации и усиление социальной интерпретации буддистского вероучения, стремление представить его как "светское искусство жизни" или "научную" и даже "атеистическую религию". С целью синтеза буддистской картины мира с научными знаниями в Необуддизме вводятся представления об историческом движении и развитии. научных концепций, предпринимаются попытки демифологизации, демистификации и психологизации буддистского учения.
В настоящее время в Индии распространен более упрощенный, освобожденный от сложных философских построений индуизм. Его называют народным или неоиндуизмом.
Народный индуизм воспринял и сохранил древние религиозные учения о карме и ее этической основе, сансаре и ахимсе. Однако, эти представления в культуре простого народа приняли упрощенную форму, старые, абстрактные боги брахманов были забыты и появились новые боги, которые имели антропоморфный вид (стали похожи на людей).
Из пантеона многочисленных богов в современной Индии наиболее популярными являются три: Брахма, Шива и Вишну.
Бог Брахма - видимо, является модификацией Брахмана - Абсолюта, которому поклонялись жрецы - брахмана. Брахма считается создателем мира. Современные индийцы так объясняют творение мира: в первобытных водах появилось золотое яйцо, в яйце находился Брахма. Он силой своего духа разделил яйцо на две половинки. Из одной - возникло небо, из другой - земля. Далее Брахма создал воздух, первоэлементы, богов, людей, животных и растения. Брахму изображают с четырьмя лицами. В Индии имеются храмы, посвященные Брахме, но бог этот более популярен среди жрецов - брахманов и аскетов. Простые люди в современной Индии более всего поклоняются богам Шиве и Вишну.
Бог Шива - изображается индуистами в виде человека с четырьмя руками, часто танцующим, и с третьим глазом на лбу. Ему приписывается необыкновенная по силе энергия - шахти - с помощью которой он может одновременно и творить, и разрушать мир. Это бог - разрушитель и созидатель. Благодаря энергии шахти идут дожди, растет трава, рождаются люди, любят и умирают. Это еще и бог смерти. Если Шива открывает третий глаз, то все вокруг гибнет.
В индийском эпосе существует такая легенда: у Шивы и его жены Парвати был сын Ганеш. Однажды в гневе на сына Шива открыл свой третий глаз, энергия которого испепелила голову мальчика. Горе, отчаяние и мольбы Парвати заставили Шиву вернуть голову, предварительно отрубив ее у проходящего слоненка (с тех пор сын Шивы и Парвати бог - покровитель торговли Ганеш изображается в виде мальчика с головой слоненка).
С культом Шивы связан и культ его жены Дурги - Кали. Эта богиня имеет две ипостаси: она может быть и Дургой и Кали. Богиня Дурга - грозная, десятирукая, часто изображаемая со львом, олицетворяет собою Великую мать - женское начало природы. В Индии в честь нее построено много храмов, которые всегда, особенно осенью, полны верующих. Дурге посвящается праздник, длящийся десять дней. На берег Ганга приносятся тысячи скульптурных изображений богини, который в день окончания религиозного праздника опускаются на плотах в Ганг.
Другая ипостась - Кали является олицетворением зла. Кали изображают в виде чудовища с четырьмя глазами, оскаленными зубами и высунутым языком с серьгами в виде тел младенцев и ожерельем из черепов. Индусы боятся Кали и в честь нее устраиваются красочные праздники с кровавыми жертвами из козлят. Считается, что Кали является покровительницей преступников, грабителей и убийц. В Индии существовала секта душителей - тхагов, убивающий людей в честь богини Кали.
Литература: Беляева Е. В. «Этика: курс лекций» Минск: Академия управления при Президенте