Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Проблема свободы воли в этике Средневековья и Возрождения




1. Новые проблемы в этике Средневековья и Возрождения. Христианство и традиционная обрядовая религия. Гуманизм Возрождения и мистицизм Реформации: сходства и различия. Этика протестантизма.

2. Проблема свободы воли в этике. Свобода и ответственность. Свобода воли в контексте религиозной мысли.

Тексты для анализа на семинарском занятии: Эразм Роттердамский. Диатриба, или Рассуждение о свободе воли (фрагменты); Мартин Лютер. О рабстве воли (фрагменты).

Вопросы к текстам:

1. В чем может состоять причина бурных споров о свободе воли в контексте христианского богословия?

2. Почему Эразм Роттердамский утверждает необходимость признания свободы воли и этическую несостоятельность ее отрицания?

3. В чем состоит принципиальная неразрешимость утверждения о свободе воли?

4. Почему Лютер отрицает свободу воли?

5. В чем религиозно-мистический смысл утверждения о рабстве воли?

6. Освобождает ли, по Лютеру, несвобода воли от ответственности и ведет ли человека к пассивности?

Дополнительная литература:

1. Аврелий Августин. Исповедь. М., 2006.

2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. М., 1990.

3. Кассирер Э. Индивид и космос в философии Возрождения // Избранное. М.-СПб, 2000.

4. Лосский Н.О. Свобода воли // Лосский Н.О. Избранное. М., 1991.

5. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.

Эстетические, этические и религиозные начала в поведении личности. С.Кьеркегор и Б.Хюбнер

1. С.Кьеркегор о выборе между эстетическим и этическим. Природа эстетического и природа этического. Феноменология эстетического отношение к миру (удовольствие, ненасытность, меланхолия, отчаяние). Отчаяние как условие выбора. Выбор как выбор свободы - через выбор себя самого. Феноменология этического отношение к миру (раскаяние, любовь, общечеловечность и конкретность выбора). Относительность эстетического и абсолютность этического. Призвание человека.

2. С.Кьеркегор о религиозной границе этики. Религиозное отношение к миру. Рыцарь веры. Вера как абсурд. Религиозное устранение этического. Понятие абсолютного долга перед Богом.

3. Восприятие Б.Хюбнером кьеркегоровской дилеммы эстетического и этического. Особенности этического отношения к миру. Смысл идеи об "эстетической компенсации недостатка этоса". Особенности чувственно-эстетического образа мысли. Эстетизм и нигилизм. "Я - Другой" в эстетическом и этическом отношении к миру.

Литература:

К вопросу 1:

Кьеркегор С. Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал // Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев: AirLand & Новый круг, 1994. С. 225-419.

К вопросу 2:

Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993. Особ. С. 29-76.

К вопросу 3:

Хюбнер Б. Произвольный этос и принудительность эстетики. Минск: Пропилеи, 2000. С. 16-24, 43-48, 59-64, 70-101.

Генеалогия и критика морали Ф.Ницше

1. Ф.Ницше о формировании понятий «добро» и «зло», «хорошее» и «плохое». Рыцарски-аристократический и жречески-знатный способы оценки. Мораль рабов и мораль господ. Понятие ressentiment.

2. Ницшевская критика рационального обоснования морали. Воля к власти. Нигилизм.

3. Мораль превосходства. Сверхчеловек. Эстетическое оправдание мира.

Литература:

К 1 вопросу:

Ницше Ф. К генеалогии морали. Трактат 1 и 2.

К вопросу 2:

Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Гл. 5.

Ницше Ф. Веселая наука.

Делез Ж. Ницше. СПб, 1997. // Тексты. Раздел с: Силы и воля к власти. Раздел d: Нигилизм.

К вопросу 3:

1. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Особ. О старых и новых скрижалях.

2. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Особ. Гл. 7 и Гл. 9.

3. Делез Ж. Ницше. СПб, 1997. // Тексты. Раздел е: Воля к власти и вечное возвращение. Раздел d: Нигилизм.

 

Психоанализ и этика

1. Представления З.Фрейда о нравственной природе человека. Психоаналитическая трактовка совести и вины. Неизбежность чувства вины. Постоянный рост чувства вины в культуре.

2. З.Фрейд о происхождении религии и нравственных запретов.

3. Гуманистическая этика Э.Фромма. Синдром распада (некрофильность, нарциссизм, симбиотичность) и синдром роста (биофильность, любовь, независимость). Авторитарная и гуманистическая совесть.

4. Проблема этической сублимации в работе Б.П. Вышеславцева «Этика преображенного Эроса».

Литература:

1. Фрейд З. «Я» и «Оно» // Труды разных лет. Т.1. Тбилиси, 1991.

2. Фрейд З. по ту сторону принципа наслаждения // Там же.

3. Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992.

4. Фромм Э. Душа человека.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 511 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2806 - | 2366 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.