В йоге используется восемь видов дыхательных упражнений: удджайи, сурья бхеда, бхастрика, ситали, ситхкари, бхрамари, мурча и плавини. Первые три из них очень важны для изучающих йогу.
УДДЖАИ ПРАНАЯМА
"Закройте рот и вдыхайте через ноздри до тех пор, пока не заполнится с шумом пространство от гортани до сердца (от нижнего до верхнего дыхания) с БАНДХАМИ и выходите через ИДУ (левую ноздрю). Это удалит слизь из гортани и увеличит пищеварительные способности. Это называется УДДЖАИ" (Хатха Йога прадипика", гл. 11,51 и 52).
Эта цитата из "Хатха Йога прадипика" описывает сущность УДДЖАИ пранаямы.
Выполнение УДДЖАИ.
Ссесть, в любую позу для медитации. Закрыть рот и вдыхать медленно, спокойно и равномерно через обе ноздри. Во время вдоха сжать частично голосовую щель, чтобы производить завывающий звук низкого, но приятного и равномерного тона. В конце вдоха сделать МУЛА БАНДХУ (сжатие заднего прохода), задержать дыхание и сделать ДЖАЛАНДХАРУ БАНДХУ, вдавив подбородок в грудь. Все время, на которое вы можете задержать дыхание, вы должны держать обе БАНДХИ. Перед выдохом отпустите бандхи, держите голову и шею прямо и выдыхайте через левую ноздрю, закрыв правую ноздрю большим пальцем. Это один полный цикл. В УДДЖАИ вдох всегда через обе ноздри, а выдох — только через левую.
В начале вы можете выполнять пять циклов УДДЖАИ, постепенно увеличивая до двадцати циклов. Если вы хотите практиковать только УДДЖАИ ПРАНАЯМУ, то вы можете делать до сорока циклов без перерыва под руководством учителя.
УДДЖАИ пранаяма удаляет слизь из гортани. Тот, кто регулярно выполняет ее, никогда не узнает таких заболеваний, как нервозность, расстройства пищеварения, дизентерия, расширение селезенки, туберкулез легких, кашель. Делайте УДДЖАИ, чтобы уничтожить распад и смерть.
СУРЬЯ БХЕДА пранаяма
СУРЬЯ БХЕДА является следующим упражнением, которое дается ученикам для увеличения тепла тела. Практикуя сурья бхеду, изучающий йогу излечивает легочные, сердечные и отечные заболевания. Выполнение этого упражнения помогает также перенести прану в сушумну и тем самым, пробудить кундалини. Оно также очищает лобные пазухи и предотвращает телесную слабость и преждевременную смерть.
Выполнение СУРЬЯ БХЕДА.
Сесть в любую позу для медитации (лучше в сидхасану). Закрыть глаза и повторять медленно "ом" во время выполнения упражнения. Закрыть левую ноздрю и беззвучно вдыхать через правую ноздрю как можно дольше. Затем закрыть правую ноздрю правым большим пальцем и задержать дыхание, твердо вдавливая подбородок в грудь (замок подбородка или джаландхара бандха).
Увеличивать КУМБАКУ (задержку) постепенно. Затем выдыхать очень медленно и беззвучно через левую ноздрю, закрыв правую ноздрю правым большим пальцем. В СУРЬЯ БХЕДЕ вдох всегда через правую ноздрю (СУРЬЯ НАДИ ПИНГАЛА). Начинать с десяти циклов и постепенно увеличивать до сорока циклов. Появление пота у корней волос во время выполнения этого упражнения является хорошим признаком.
БХАСТРИКА ПРАНАЯМА
На санскрите "БХАСТРИКА" означает кузнечные меха. Быстрая последовательность мощных выталкиваний является характерной чертой этого дыхания. Точно также как кузнец раздувает кузнечные меха быстро, так и вы должны дышать быстро. Это наилучшее упражнение йоги практикуется для пробуждения КУНДАЛИНИ после очищения нади и нервной системы. Если НАДИ очищены, даже несколько циклов бхастрики будут возбуждать кундалини, При этом йог может почувствовать, что все его тело заряжается новой энергией. Весь спинной мозг будет вибрировать, а КУНДАЛИНИ подниматься к верхним центрам, или ЧАКРАМ. В каком бы центре ни была активна КУНДАЛИНИ, его ЧАКРА станет подобной динамо, генерирующему нервную энергию высокого напряжения. Это наилучшее упражнение для сосудистой и нервной систем, которое тонизирует всю нервную систему. Оно усиливает кровообращение во всем теле и повышает его температуру, за чем следует понижение температуру тела, вызываемое обильным потом, который ликвидирует все загрязнения. Когда тело свободно от физических загрязнений, способность разума к концентрации возрастает очень сильно. Быстрые движения бхастрики увеличивают снабжение мозга свежей кровью. После нескольких циклов БХАСТРИКИ удивительно видеть, каким ясным стал мозг. Этот интересный результат, вызываемый выполнением БХАСТРИКИ, не может быть понят до тех шпор, пока вы не начнете практиковаться в этом упражнении.
Выполнение БХАСТРИКИ.
БХАСТРИКА напоминает КАПАЛАБХАТИ. Ее легко выполнить, если вы научились делать КАПАЛАБХАТИ. Хотя БХАСТРИКА и напоминает КАПАЛАБХАТИ, ее эффект совершенно отличен от эффекта КАПАЛАБХАТИ, которое является только очищающим упражнением. Более того, в БХАСТРИКЕ есть КУМБАКА (задержка дыхания) и все три БАНДХИ или замка (ДЖАЛАНДХАРА БАНДХА, МУЛА БАНДХА и УДДИЯНА) используются в ней, чтобы соединить ПРАНУ и АПАНУ и пробудить КУНДАЛИНИ. Вы должны всегда получать указания о правильной технике выполнения от учителя.
Сядьте в одну из поз медитации, предпочтительно в позу лотоса. Затем быстро вдыхайте и выдыхайте, делая упор на выдох, приводя диафрагму и все мышцы дыхательной системы в быстрое действие, создавая шум, который можно ощущать в гортани и голове.
В начале вы должны начать с быстрых дыхательных движений, следующих одно за другим в быстрой последовательности десять раз. Когда последний, десятый, выдох будет закончен, сделайте максимально возможный глубокий вдох. Затем задержите дыхание, пока приятно, и далее сделайте выдох через правую ноздрю. Во время задержки выполните замок подбородка и сжатие заднего прохода и сконцентрируйте внимание на кундалини шакти в самом нижнем позвоночном центре (МУЛАДХАРА ЧАКРЛА).
Это один цикл, после которого отдохните немного, сделав несколько нормальных вдохов. Вы можете постепенно увеличивать число выдохов в каждом цикле БХАСТРИКИ от десяти до тридцати максимум. Начните с трех циклов и увеличивайте их число до восьми. Не переусердствуйте в этом упражнении.
БХАСТРИКА, выполняемая правильно, разрушает три узла ГРАНДХ: БРАХМА ГРАНДХИ МУЛАДХАРЫ, ВИШНУ ГРАНДХИ МАНИПУРЫ и РУДРА ГРАНДХИ АДЖНА ЧАКРЫ.
Эти три грандхи, или узла, являются тремя дислокациями сушумны в позвоночном столбе. Они являются преградами, которые препятствуют свободному движению тока ПРАНЫ в СУШУМНУ. С помощью БХАСТРИКИ эти три узла разрушаются и КУНДАЛИНИ ШАКТИ получает возможность подниматься постепенно к САХАСРАРА ЧАКРЕ в мозгу.
Как только КУНДАЛИНИ пробужден, БХАСТРИКА должна выполняться больше для того, чтобы доставить КУНДАЛИНИ в верхние центры СУШУМНЫ.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАНАЯМЫ
СИТАЛИ ПРАНАЯМА
Высуньте язык немного из губ и сверните как трубку. Втягивайте воздух через рот с шипящим звуком "с-с" как можно дольше, а выдыхайте через ноздри. Выполнять ежедневно от пятнадцати до тридцати раз. ЭТО упражнение очищает кровь и помогает подавлять чувство жажды. Это очень хорошее упражнение для охлаждения организма летом. СИТАЛИ КУМБАКА является имитацией дыхания змеи.
СИТКАРИ ПАРАНАЯМА
Сверните язык так, чтобы его кончик мог касаться верхнего неба, и втягивайте воздух через рот со свистящим звуком "си-си-си". Затем задержите дыхание насколько сможете и выдыхайте медленно через обе ноздри. Это также упражнение для охлаждения организма и оно дает все эффекты упражнения СИТАЛИ.
БХРАМАРИ ПРАНАЯМА
Вдыхайте быстро через обе ноздри, издавая звук медоносной пчелы. Затем выдыхайте быстро через обе ноздри, издавая жужжание. Сделайте так десять раз и задержите дыхание, пока приятно. Упражнения бхрамари делают голос приятным и мелодичным. Это упражнение способствует медитации.
Важные рекомендации по выполнению пранаям. Вы должны заниматься регулярно и систематически. Не занимайтесь, если вы серьезно недомогаете. Не напрягайте лицевые мышцы во время задержки дыхания и никогда не задерживайте дыхание сверх ваших возможностей. Если вы почувствовали любую боль в груди, немедленно прекратите упражнение до тех пор, пока боль не исчезнет. Старайтесь не говорить и спать слишком много и избегайте есть мясо, рыбу и т. п.
Не выполняйте пранаямы механически, подобно другим дыхательным упражнениям. Пранаямы требуют глубокой концентрации и, следовательно разум играет огромную роль при их выполнении. Перед выполнением пранаямы повторите несколько молитв или песнопений, если вы их знаете. Приветствуйте мысленно вашего духовного учителя. Если он не с вами рядом, мысленное приветствие учителя и получение вами его отклика даст чувство, что он руководит вами в течение всего упражнения. Когда вы получаете его духовный отклик, вы фактически настраиваете себя в резонанс с ним, что очень важно для одухотворенных учащихся. Для изучающего йогу гуру, или духовный учитель, является видимым богом, который появляется в физическом мире как его духовный наставник.
Настоящий гуру может помочь ученику независимо от того, рядом ли он или очень далеко. Но ученик должен держать свой разум чистым, чтобы получить указания гуру. Не раздражайтесь, если, выполняя пранаямы несколько месяцев, вы не почувствуете результатов. Если вы искренны и верите своему гуру, вы наверняка достигнете успехов. Но вы должны сами заниматься, если вы хотите пользы и блага.
Ваш учитель покажет вам путь, и вы должны следовать за ним и тогда вы достигнете цели. Нет учителя, который мог бы выполнять духовные упражнения за вас, и не думайте, что простое прикосновение учителя пробудит КУНДАЛИНИ. Если какой-либо учитель заявляет, что он может своей энергией пробудить у вас кундалини, не верьте ему. Он может только использовать на вас некоторые гипнотические внушения для его корыстных целей. Настоящие учителя никогда не делают этого. Они ждут подходящего момента, чтобы научить определенным вещам. Когда вы очищены бескорыстным служением, молитвой и медитацией, он может легко передать вам более высокие знания.
Точно также как для того, чтобы стать ученым, необходимо изучить все основы наук и учиться годы, чтобы получить степень, так и в йоге, требуются иногда годы для того, чтобы вы получили ожидаемые результаты.
Когда кто-то заболевает, он говорит, что болезнь вызвана занятиями йогой. Это серьезная ошибка. Никто еще не заболел из-за того, что следовал законам природы. Неестественна болезнь, тогда как здоровье — естественно. Йога — это нормальный, естественный метод еды, питья, сна, дыхания и тренировки. Если вы заболели во время занятий Йогой, то в этом виноваты не они, а что-то другое.
Вы можете спросить вашего учителя, и он поможет вам найти причину вашей беды. Даже при еде есть опасность и, если человек беззаботен, то пища может вместо желудка попасть в дыхательное горло. Но это не означает, что плохо принимать пищу. Поэтому вы должны соблюдать простейшие предосторожности и здравый смысл независимо от того, йога ли это, еда или прогулка.
Иногда заявляют, что те, кто занимается йогой и пранаямами, сходят с ума. Делающим такие заявления я говорю, что они не совсем умственно здоровы. Если вы видите симптомы умственного расстройства у занимающегося йогой, то это вызвано тем, что для этого имеется много причин вне йоги. Это может быть вредная пища, перенапряжение, физическое или умственное, семейные неприятности, неверное знание йоги и плохое руководство или учитель, который никогда не объяснял ученику, что означает настоящая йога и каковы ее цели. Эти причины могут быть устранены, если вы занимаетесь под руководством учителя. Даже если вам не удалось найти хорошего учителя, чтобы он был рядом с вами, вы можете мысленно воспринимать его, настроив себя, как было описано ранее. Вы будете тогда находиться под его руководством и все ваши сомнения будут развеяны. Этот опыт вы можете увидеть только сами и не требуется других доказательств.
Если вы не нашли учителя, не сидите лениво в ожидании когда он появится. Вы можете начать, учась по книгам. Те, кто уже продвинулся по духовной тропе, могут помочь вам в начале пути. Это подготовит вас к встрече с настоящим учителем, когда подходящее время придет. Однако в наши дни многие начинают учить йоге, прочитав только несколько книг. Они никогда не делали того, чему учат, и не являются примерами того, что они проповедуют. Учителем стать можно очень легко, но чтобы стать познающим, требуется вся жизнь. Легче всего в этом мире учить тому, чего вы не знаете и не умеете. Труднее всего делать то, чему вы учите и что проповедуете.
Некоторые учителя критикуют все и не хотят знать того, что делают другие. Они утверждают, что для того, чтобы познать Бога, нет необходимости в управлении телом и дыхательных упражнениях, как учит йога. Они предлагают своим ученикам просто закрыть глаза и медитировать. Конечно, каждый может выбирать себе тот путь, который ему нравится, но это не означает, что другие обязаны следовать за ним.
Ничто не достигается без усилий. Никто даже не научился ничему без ошибок. Те, кто утверждает, что физические методы не являются необходимыми, слишком ленивы сами, чтобы заниматься. Если человек может принимать пищу, то почему он не может упражняться и дышать, что некоторые считают противоречащим религии и богу. Если заботиться о плоти значит быть против религии, то тогда и пища, которая также для плоти, должна противоречить религии. Изучающий йогу по-настоящему держит свое тело всегда в чистоте и опрятности, свободным от болезней, так как тело является храмом бога, и без него нельзя достичь ничего, ни физического, ни духовного. Более того, можно тратить деньги и время, которые расходуются на медицину, на более полезные цели. Итак, мои друзья, не берите на вооружение такие легкие методы, ибо они никуда вас не приведут, не приведут даже к обычной здоровой жизни.
КОНЦЕНТРАЦИЯ НА СОЛНЕЧНОЕ СПЛЕТЕНИЕ И ЛЕЧЕНИЕ ПРАНОЙ
Солнечное сплетение является важным нервным центром, связанным с симпатической нервной системой. Йоги рассматривают его как главное, хранилище для накопления праны в теле для физической деятельности. Точно также, как аккумулятор накапливает электричество, так и солнечное сплетение запасает прану, пока вы дышите. Во время йоговского дыхания (ПРАНАЯМ) йог поглощает огромное количество ПРАНЫ, которая накапливается в этом центре.
Это сплетение часто называют "брюшным мозгом". Оно расположено в надчревной области за подложечной ямкой по обе стороны позвоночного столба. Оно играет важную роль в управлении эмоциями и различными функциями тела.
Удар по этому хранилищу праны приводит к потере сознания. Оно состоит из белого и серого мозгового вещества и излучает силу и энергию во все частя организма. Мысли и прана, направляемые к этому центру с помощью ПРАНАЯМЫ (упражнения на попеременное дыхание), будут повторно заряжать его. Он постоянно разряжается, отдавая ПРАНУ для мышления, действия и желания. Чем больше запасено ПРАНЫ в этом центре, тем больше возрастет сила воли и мощь мышления, и наоборот.
Те, кто выполняет ПРАНАЯМУ регулярно и перезаряжает солнечное сплетение, могут использовать свой избыток праны для лечения болезней у других людей и снова перезаряжать себя ПРАНОЙ очень быстро с помощю ПРАНАЯМЫ.
Не думайте, что, отдавая прану другим, вы будете истощать запас праны: чем больше вы отдаете, тем больше ее притекает из космического источника.
Когда вы хотите лечить других, положите мягко руки на место, в котором пациент ощущает боль, и вообразите, что ПРАНА. стекает с ваших пальцев на пораженную часть пациента, как вода стекает с более высокого уровня на более низкий. Мысленно свяжите себя с космической энергией, мощью божества, и чувствуйте себя связующим звеном, которое доставляет ПРАНУ от космического источника к больному.
Больной сразу почувствует теплоту, облегчение и увеличение сил. Когда вы направляете прану в печень, селезенку, желудок или любую другую часть тела, вы можете мысленно разговаривать с клетками и приказывать им работать как следует. Вы можете командовать клетками, и они будут повиноваться вашим приказам.
Как мог Иисус Христос совершать чудеса, прозревая слепых и излечивая болезни? Это не чудеса, как мы думаем. Это — закон божий. Христос мог полностью соединять себя со вселенской энергией божества и он делал это без каких-либо эгоисгических мотивов. Мой учитель, Свами Шивананда, один из величайших праведников нашего времени, делал много так называемых чудес. Он даже излечивал людей, которые были далеко от него, с помощью лечения на расстоянии. Многие великие святые и пророки делали то же. В будущем будет много таких чудес. Однако все они являются обычными законами природы. Конечно, мы не можем совершать такие большие чудеса, так как мы неспособны полностью отождествить себя со вселенской мощью бога, как делали Иисус и другие святые. Но мы могли бы выполнять простое лечение, используя прану для удаления различных заболеваний из наших братьев.
Мы должны выполнять такое лечение на благо мира, а не для собственной корысти. Только тогда такое лечение будет успешным. Думайте всегда, что вы только инструмент в руках божьих для лечения и облегчения других страждущих. Повторяйте «ом», когда передаете вашу прану другим.