Вопреки алармистским прогнозам конца 80-х гг. выезд из России граждан на постоянное место жительства не стал массовым, хотя и достаточно заметным — среднегодовая численность эмигрантов в 1990—1997 гг. в страны дальнего зарубежья составила в среднем 100—105 тыс. человек (в 1997 г. — 85 тыс. человек). Помимо эмиграции в дальнее зарубежье весьма масштабным является выезд из России в другие страны — члены СНГ и государства Балтии. За период 1990—1997 гг. число выехавших в эти страны составило почти 3 млн человек (149,5 тыс. человек — в 1997 г.). Эти цифры не включают выезжающих на временную работу (часто без соответствующего оформления), число которых, по оценкам, достигает нескольких десятков тысяч человек в год. По некоторым данным, например, только в Польше уже проживают более 300 тыс. выходцев из стран — членов СНГ (в основном из России), выехавших на временную работу или по гостевой визе.
Десятки тысяч наших сограждан работают таким образом в Венгрии, тысячи — в Германии и США. (Легально выехавших в США гораздо больше. Только в Нью-Йорке проживают несколько сотен тысяч русскоязычных иммигрантов.) Попытки регламентировать трудовую миграцию с помощью межправительственных соглашений серьезного влияния на данный процесс не оказывают. Так, соглашение с ФРГ предоставило России ежегодную трудовую квоту в 17 тыс. человек, с Финляндией и Бельгией — по 500 человек. В 1992— 1998 гг. Российская Федерация заключила двусторонние договоры в области международной трудовой миграции с Вьетнамом, Китаем, Польшей, Словакией, Чехией, Финляндией, ФРГ, Швейцарией, Арменией, Белоруссией, Киргизией, Молдавией и Украиной.
Согласно официальным данным численность российских граждан, трудоустроенных за границей при посредничестве Федеральной миграционной службы, составила в 1996 г. 12 тыс. человек. Реальные миграционные потоки значительно превышают эти цифры.
Исходя из уже проявившихся миграционных тенденций, а также принимая во внимание внутриэкономические и социально-экономические процессы, происходящие в России, можно утверждать, что эмиграционный потенциал страны еще не исчерпан. В частности, продолжается традиционная этническая эмиграция: в России проживает около 270 тыс. евреев, более 500 тыс. немцев, часть из которых имеют стремление к воссоединению с «исторической родиной» или национальными общинами в развитых странах Запада. Вместе с тем в последние годы этническая эмиграция из России и других стран — членов СНГ заметно сокращается. На первый план выходит экономическая эмиграция, обусловленная ухудшением экономического положения, неясностью перспектив экономических реформ, неэффективностью системы социальной защиты населения, падением жизненного уровня. В 90-х гг. возникло такое принципиально новое для России явление, как бизнес-эмиграция, т.е. эмиграция предпринимателей, связанная не с экономическими трудностями и лишениями, а со стремлением к политической и экономической стабильности, с опасением потери достигнутого уровня благосостояния и отсутствием перспектив для бизнеса.
Согласно опросам Международной организации по вопросам миграции, проведенным в 1992 г., возможность временного отъезда на работу за границу допускали 26% опрошенных граждан России, 28% граждан Украины. При этом эмиграцию не исключали лишь 8% россиян и 13% жителей Украины. Среди национальных групп населения СНГ наибольшую склонность к эмиграции обнаружили также (согласно опросам) русские, украинцы, грузины, армяне и азербайджанцы. По данным за 1997 г. в национальной структуре эмиграции из России лидировали русские — почти 108 тыс. человек (более 46%). Причем большинство из них — почти 78 тыс. человек — выехало в другие страны — члены СНГ и государства Балтии, около 30 тыс. — в страны дальнего зарубежья. Затем следовали украинцы — более 35 тыс. человек (15,1%), немцы - 31,4 тыс. человек (13,5%), евреи - 9,9 тыс. человек (4,2%), белорусы — 9,5 тыс. человек (4,1%), представители других национальностей — около 39 тыс. человек (17,1 %).