Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Рекомендовано к разделу: «Социальная философия»




Вопросы:

1. Какие ценности утверждаются и обосновываются в трактате Н. Макиавелли «Государь»?

2. Определите социокультурный смысл понятий «государственный интерес», «политика», «мораль», «судьба», «необходимость», «эгоизм» и «доблесть».

3. Государь Макиавелли: кто он - реформатор или тиран?

4. Какой общественный институт, по вашему мнению, способен поставить человека в более или менее жесткие пределы, блокируя его эгоизм и регламентируя его поведение?

5. Макиавелли предпринял попытку посмотреть на государство человеческими глазами и вывести его законы из разума и человеческого опыта, а не из теологии. Не случайно его трактат попал в «Индекс запрещенных книг», а церковь создала миф о том, что макиавеллизм тождествен аморализму. Согласны ли вы с таким мнением?

6. Какое значение для мировоззрения нашего времени имеют социально-политические взгляды Н. Макиавелли?

 

Все государства, все державы, обладавшие или обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо госу­дарства, управляемые единовластно. Последние могут быть либо унаследованными - если род государя правил долгое время, либо новыми… Новые государства разделяются на те, где под­данные привыкли повиноваться государям, и те, где они иско­ни жили свободно; государства приобретаются либо своим, ли­бо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью (3.4).

Здесь я перейду прямо к единовластному правлению и [...] разберу, какими способами государи могут управлять государ­ствами и удерживать над ними власть. Начну с того, что на­следному государю, чьи подданные успели сжиться с правящим домом, гораздо легче удержать власть, нежели новому, ибо для этого ему достаточно не преступать обычая предков и впослед­ствии без поспешности применяться к новым обстоятельствам. [...] Давнее и преемственное правление заставляет забыть о быв­ших некогда переворотах м вызвавших их причинах, тогда как всякая перемена прокладывает путь другим переменам.

Трудно удержать власть новому государю. И даже наследно­му государю, присоединившему новое владение — так что госу­дарство становится как бы смешанным, — трудно удержать над ним власть прежде всего вследствие той же естественной при­чины, какая вызывает перевороты во всех новых государствах. А именно: люди, веря, что новый правитель окажется лучше, охотно восстают против старого, но вскоре они на опыте убеж­даются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказыва­ется хуже старого. Что опять-таки естественно и закономерно, так как завоеватель притесняет новых подданных, налагает на них разного рода повинности и обременяет их постоями войска, как это неизбежно бывает при завоевании. И таким образом наживает врагов в тех, кого притеснил, и теряет дружбу тех, кто способствовал завоеванию (3,5).

Ранее уже говорилось о том, что власть государя должна по­коиться на крепкой основе, иначе она рухнет. Основой же власти во всех государствах — как унаследованных, так и смешанных и новых - служат хорошие законы и хорошее войско. Но хоро­ших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и, наобо­рот, где есть хорошее войско, там хороши и законы, поэтому, минуя законы, я перехожу прямо к войску.

Начну с того, что войско, которым государь защищает свою страну, бывает либо собственным, либо союзным, либо наем­ным, либо смешанным. Наемные и союзнические войска, беспо­лезны и опасны; никогда не будет ни прочной, ни долговечной та власть, которая опирается на наемное войско, ибо наемники честолюбивы, распущенны, склонны к раздорам, задиристы с друзьями и трусливы с врагом, вероломны и нечестивы (3.36).

Союзнические войска — еще одна разновидность бесполез­ных войск: - это войска сильного государя, которые призываются для помощи и защиты. […] Сами по себе такие войска могут отлично и с пользой послужить своему государю, но для того, кто призывает их на помощь, они почти всегда опасны, ибо поражение их грозит государю гибелью, а победа —зависи­мостью. [...]

Поэтому мудрые государи всегда предпочитали иметь дело с собственным войском. Лучше, полагали они, проиграть со своими, чем выиграть с чужими, ибо не истинна та победа, кото­рая добыта чужим оружием (3.40-41).

Теперь остается рассмотреть, как государь должен вести се­бя по отношению к подданным и союзникам. [...] Если же гово­рить не о вымышленных, а об истинных свойствах государей, то надо сказать, что во всех людях, а особенно в государях, стоящих выше прочих людей, замечают те или иные качества, заслуживающие похвалы или порицания. [...] Но раз в силу своей природы человек не может ни иметь одни добродетели, ни не­уклонно им следовать, то благоразумному государю следует из­бегать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же — воздерживаться по мере сил, но не более. И даже пусть государи не боятся навлечь на себя обвинения в тех пороках, без которых трудно удержаться у власти, ибо, вду­мавшись, мы найдем немало такого, что на первый взгляд ка­жется добродетелью, а в действительности пагубно для госуда­ря, и наоборот: выглядит как порок, а на деле доставляет госу­дарю благополучие и безопасность (3.46).

Начну с первого из упомянутых качеств и скажу, что хорошо иметь славу щедрого государя. Тем не менее тот, кто проявляет щедрость, чтобы слыть щедрым, вредит самому себе. [...] Меж­ду тем презрение и ненависть подданных — это то самое, чего государь должен более всего опасаться, щедрость же ведет к тому и другому (3,47—48).

Переходя к другим из упомянутых выше свойств, скажу, что каждый государь желал бы прослыть милосердным, а не жесто­ким, однако следует остерегаться злоупотребить милосердием. [...] Поэтому государь, если он желает удержать в повиновении подданных, не должен считаться с обвинениями в жестокости. Однако государь должен внушать страх таким образом, чтобы, если не приобрести любви, то хотя бы избежать ненависти, го­сударю необходимо воздерживаться от посягательств на иму­щество граждан и подданных и их женщин. [...] Но он должен остерегаться посягать на чужое добро, ибо люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества. [...]

Излишне говорить, сколь похвальна в государе верность данно­му слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца; такие государи в конечном счете преуспели куда больше, чем те, кто- ставил на честность (3.45-50, 52).

Были мгновения, когда казалось, что перед нами тот, кого Бог назначил стать избавителем Италии, но немилость судьбы настигала его на подступах к цели. Италия же, теряя последние силы, ожидает того, кто исцелит ей раны, спасет от разграбле­ния Ломбардию, от поборов - Неаполитанское королевство и Тоскану, кто уврачует ее гноящиеся язвы. Как молит она Бога о ниспослании ей того, кто избавит ее от жестокости и насилия варваров! Как полна она рвения и готовности стать под общее знамя, если бы только нашлось кому его понести! (3.77).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 340 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Бутерброд по-студенчески - кусок черного хлеба, а на него кусок белого. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2464 - | 2389 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.