Истоки становления понятия «техника» уходят далеко в прошлое. Древнегреческое слово techne встречается у античных мыслителей Платона и Аристотеля. Это понятие включало два основных значения: мастерство и ремесло, умение что-то делать, пользоваться сделанным, искусство изготовления и искусство применения.
В Античности к области техники относили земледелие и охоту, мореплавание и врачевание, ткацкое и оружейное дело, театральное искусство и т. д. Философы древности пытались уточнить место техники в структуре человеческой деятельности и дать оценку ее роли в познании. Аристотель обращал внимание на специфику и отличие техникознания от других видов знания, таких как опытное и теоретическое. Он отмечал, что техника – это то, что ранее не существовало в природе и не могло существовать само по себе.
Древние греки отмечали противоречивую природу самой техники, проявляющуюся в неоднозначном влиянии на ее создателя – человека. Так, великий трагик Софокл в своей «Антигоне» намекал на разрушительное (демоническое) начало техники, которая скрывает в себе потенциальное зло и опасность. Античный историк Геродот, напротив, восхищался разнообразными техническими достижениями древних цивилизаций и придавал технике исключительно положительное значение. Логическим результатом развития технического знания в эпоху Античности стало появление в Древнем Риме к середине III в. до н. э. первых специализированных заведений, в которых осуществлялось обучение людей технической работе. Формировались и оттачивались основные принципы технического знания, такие как оптимальность, надежность, целостность, совместимость т. д. На базе математических расчетов и формул производились чертежи и графики, совершенствовался язык и основные понятия технического знания.
Ученые с различных позиций, оснований и критериев подходили к периодизации истории развития техники. Приведем лишь основные подходы. Американский исследователь Л. Мэмфорд описывает три технические эпохи: « эотехническая », развивающая технологии на основе использования дерева и воды, « палеотехническая », в которой технологии функционировали на основе угля и применения железа, « неотехническая », развивающаяся благодаря наличию электрической энергии и использованию различных сплавов веществ. Основным критерием данной периодизации истории развития техники является тип энергии и характер используемого вещества, которые определяли способ создания техники и технологии.
Другой подход предложил Г. Ф. Супягин. В основу периодизации техники положены типы трудовой деятельности, которые обусловливают соответственно « присваивающий », « созидающий », « разрушительный » этапы преобразований техники.
Еще один взгляд был сформулирован Г. Волковым. В основу своей периодизации обновления техники им положен критерий передачи фундаментальных технологических функций от человека (изобретателя) к самой технике. В результате история развития техники выглядит следующим образом: этап « орудий ручного труда », в котором сам человек является непосредственно фундаментальной (энергетической и материальной) основой производства; второй этап - этап « машинного » производства, где основой становится уже машина, а человек является необходимым «винтиком» или «придатком» технической системы. Третий этап – этап « автоматов » или, как сегодня принято называть, информационно-технических систем (АСУ, САПР, ИИ и ЭИ). Именно они олицетворяют собой новый вид техники, так называемые робототехнические системы, способные относительно самостоятельно регулировать и координировать свои параметры функционирования. Здесь связь человека (изобретателя) и производства приобретает опосредованный характер. Этот свободный тип связи привел к тому, что технические и технологические решения более не ограничиваются параметрами человеческого организма и техника свободна в своем развитии.
Существуют модели периодизации истории развития техники, которые коррелируют с процессами, выражаемыми в понятиях: « доиндустриальное », « индустриальное », « постиндустриальное » развитие.
В доиндустриальную эпоху техника развивалась в рамках ремесленного искусства. Техника существовала в замкнутом сообществе людей в виде конкретных умений и навыков. В этом обществе технические секреты передавались от отца к сыну или от мастера к своему ученику. Основной фигурой ремесленно-цехового производства являлся мастер.
В Новое время на основе машинного производства старая организационно-техническая структура производства коренным образом изменяется. На смену мастеру приходит инженер, который не только обеспечивает оптимальное функционирование технических устройств, но и создает (конструирует) технические новшества на основе последних достижений науки и техники. Инженер являетсяключевой фигурой в новой технико-технологической системе общества. Его функции не только расширяются, но и одновременно приобретают узкий специализированный характер. Это функции технолога (организатора) производства, инженера по эксплуатации оборудования (практические процессы), инженера-исследователя (проектирование и внедрение) и т. д. В результате с изменением самого производства латинское понятие techne (искусство умелого производства) трансформируется во франкоязычный термин technique, а затем и в немецкий вариант technic. Термин становится все более узким и специальным. Он стал означать всю совокупность средств, процедур и действий, направленных на создание орудий труда и машин. Таким образом, с развитием техники значительно изменяется и само содержание этого понятия. Однако лишь в последние 100 лет феномен техники стал предметом серьезного философского анализа.
Впервые термин «философия техники» был введен Э. Каппом в 1877 г. Огромный вклад в исследование феномена техники внесли Фр. Дессауэр, Э. Чиммер, А. Дюбуа-Реймон и др. Анализом различных аспектов философии техники также занимались М. Хайдеггер, К. Ясперс, X. Ортега-и-Гассет, Н. А. Бердяев, X. Йонас, Л. Мэмфорд, Ж. Эллюль и русский инженер П. К. Энгельмейер, один из родоначальников философии техники в России. Ими были сформулированы различные подходы к осмыслению предмета философии техники. Приведем лишь основные. Так, например, Ф. Дессауэр развивал гносеологический и культурологический аспекты анализа технических наук. Экзистенциальную составляющую исследовали М. Хайдеггер, К. Ясперс и X. Ортега-и-Гассет. Этическими и нравственными вопросами техники занимались К. Ясперс и И. Кесслер. Эсхатологичекую проблематику техники анализировал Н. А. Бердяев. Социально-политические проблемы техники и теорию технологического детерминизма разрабатывали американские ученые Дж. Гэлбрейт, Д. Белл, З. Бжезинский, Э.Тоффлер.
В ХХ в. интерес к проблемам техники во многом усилился. Это объяснялось ростом ее роли и значимости в развитии современного общества. С 1960-х г. философские исследования техники приобретают статус самостоятельной философской дисциплины, поскольку техника оказывается решающим фактором экономической, научной, политической сфер жизни общества, определяет состояние экологических отношений с природой, а также контуры будущего человечества с учетом глобальных проблем современности. Актуальным также становится анализ феномена техники и перспектив ее развития в постиндустриальном обществе.
В философской литературе термин техника может использоваться как в узком, так и в широком значении. В первом значении она понимается как совокупность технических систем, произведенных человеком на основе методов инженерной деятельности. Во втором, техника выступает как комплексный технический подход в построении и функционировании человеческой деятельности: промышленной, научно-исследовательской, военной, медицинской, коммуникационной, управленческой и т. д. Объединение этих подходов позволяет более полно представить технику в единстве следующих аспектов:
– как совокупность технических устройств, артефактов – от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;
– предельная техническая система «техносфера», в которой техника приобретает самостоятельное значение и противостоит природе;
–- совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств – от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации;
– совокупность технических знаний – от специализированных (технических) до теоретических.
В современных условиях особую значимость приобретает понятие технологии. Технология в узком понимании сводится лишь к методу (способу или приему) создания какого-либо продукта. В широком смысле в технологию необходимо включить не только систему артефактов социума, но и всевозможные технические процедуры, процессы, орудия, машины, технические приспособления и многое др. Под технологией понимается совокупность последовательных операций по целенаправленному использованию техники. Уровень технологии всегда соответствует уровню и степени развития самой техники. Исторически техника и соответствующая ее технология базировались на ручном труде, далее опирались на машинное, а затем и наавтоматизированное производство.
На первом этапе техника выступает преимущественно в виде инструментов, которые расширяли возможности естественных органов человека, увеличивали его физическую мощь. При этом человек являлся материальной основой технологического процесса.
На втором этапе основой технологического процесса становится машина. Теперь человек дополняет возможности самой машины и выполняет функцию ее технологического компонента.
На третьем этапе человек перестает быть непосредственным звеном технологической цепи. Он выступает в роли контролера, организатора автоматизированного производства и творчески использует свои способности. Определяющую роль играют не физические возможности человека, а сила его интеллекта, организационные способности и знания.
С этого этапа начинается процесс объединения науки и технологии. Он запускает механизмы научно-технического прогресса и стимулирует развитие научно–технологических революций, что приводит к ускоренной перестройке всего технико-технологического базиса общества. Этот процесс можно представить так: от «революции пара» к «революции электричества», а от нее к современным технологиям: нанотехнологиям, IT-технологиям, генно-инженерным и другим направлениям развития современных технологий.
Происхождение техники
В настоящее время существует целый ряд гипотез о происхождении феномена техники. Остановимся на некоторых из них.
Биологическая или натуралистическая гипотеза. Согласно этой гипотезе, у семейства высших приматов зубы и когти не были приспособлены к охоте и потреблению крупных травоядных животных. Поэтому для биологической адаптации потребовалось изготовление и использование режущих, колющих и скребущих камней. Это явилось причиной эволюционного увеличения и усложнения мозга (цефализация) высших приматов, что обусловило развитие навыков изготовления орудий. Данный подход был разработан Б. Поршневым и рядом других исследователей.
Трудовая гипотеза. Техника появляется как в результате процесса поступательного совершенствования человеческой деятельности, так и развития системы общественных отношений. Она выступает, с одной стороны, как система развивающихся предметов и средств, а с другой, как материальный субстрат общественных отношений. Замещение естественных органов человека искусственными артефактами и замена человеческой силы на силу природы отражает процесс закономерного развития техники. Освоение и развитие природы каждым последующим поколением людей составляет основу всей человеческой истории. Авторами этой идеи были немецкие философы К. Маркс и Ф. Энгельс.
Культурологическая гипотеза. Феномен техники и ее возникновение в первую очередь связаны с развитием культуры, начало которой восходит к таким ее формам, как игра, культ, фантазия, миф, магия и всевозможные обряды.
Волевая гипотеза. Техника является результатом организации кооперативной и планомерной деятельности больших масс людей, которая направлена не столько на создание самих инструментов, сколько на способы обращения с ними. В основе становления техники лежит стремление людей реализовать личную и коллективную волю властвовать над природой и управлять законами ее развития. Подобный взгляд развивали немецкий философ О. Шпенглер и американский социолог Л. Мэмфорд.