Сущность проблемы антропогенеза сводится к вопросу о том, каким образом биологический вид превращается в человека – существо социальное, инструмент самопознания природы.
В решении данной проблемы сложились следующие подходы:
· естественно-эволюционный – раскрывает объективные закономерности становления человека в процессе природной и социальной эволюции;
· креационистский – предполагает акт творения человека Богом и базируется на вере в сверхъестественное (т. е. не включенное в закономерную природную связь событий) творение;
· уфологическая, или космическая, версия – концепция о внеземном происхождении человека, в соответствии с которой он появился на Земле вследствие вмешательства инопланетных существ;
· игровая модель (И. Хейзинга) – в качестве всеобщего принципа становления человечества и культуры выделяет игру;
· психоаналитический подход (З. Фрейд) – в качестве решающего фактора антропогенеза признает отказ человека от удовлетворения желаний бессознательного и культуротворчество за счет сублимации энергии либидо;
· символическая концепция А. Кассирера, опирается на способность человека к символической деятельности, за счет которой создается особая сфера формирования человека – знаково-символическая реальность.
Основными концепциями антропогенеза, как правило, называют религиозную (креационистскую), трудовую и игровую модели.
В креационистской концепции (общепринятой вплоть до XIX в.) человек рассматривается как созданный по образу и подобию Божьему обладатель бессмертной души и свободной воли. Передача образа Божьего символически описана как «вдыхание» Богом жизни в тело человека, которого он создал из «праха земного». Амбивалентная природа этого существа определяет характер и направленность его бытия и противоречивую динамику личностной (духовной) жизни. Можно сказать, что человек несет в себе крупицу божественного, которая дает о себе знать, когда мы движимы поисками истины и красоты, заботимся о справедливости, обнаруживаем способность любить и прощать. Данные характеристики как отражение образа Божьего в человеке составляют основу его достоинства, проявляющегося, в первую очередь, в способности утверждать свою волю, властвовать над тварным миром (миром природы), над другими созданиями и над самим собой.
Теистическое мировоззрение не требует конкретного объяснения происхождения человека (в Священном Писании не даны ответы на вопросы «как» или «когда» это произошло). Творение представлено как сверхъестественное, мгновенное и глубоко символичное событие, определяющее сакральный смысл развертываемого бытия человека и истории общества, через которую реализуется Божественное Провидение.
Научное осмысление проблемы антропогенеза логически связано со становлением эволюционной концепции в биологии, начало которой положил Дарвин, выдвинувший в 1871 г. в труде «Происхождение человека и половой отбор» гипотезу об эволюционном развитии человека от обезьяноподобного предка. С этого момента место божественного творения в науке заняла эволюция живой природы на основе наследственной изменчивости, естественного отбора и борьбы за существование. Последователи ученого (Г. Гексли, Э. Геккель) выдвинули идею происхождения человека не непосредственно от обезьяны, а от некоего общего предка человека и человекообразных обезьян. Энгельсв своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876 г.) обосновал значение труда для формирования мышления, речи, социальной организации, индивидуальных различий и культуры.
В соответствии с трудовой концепцией антропогенеза, эволюция человека и формирование общества (социогенез) выступают как две составляющие единого по своей природе процесса – антропосоциогенеза, длившегося по разным подсчетам в течение 3–3,5 или 6 млн. лет.
В целом основные предпосылки антропосоциогенеза сегодня принято подразделять на две группы: социальные и природно-биологические.
К природно-биологическим предпосылкам атропосоциогенеза относят следующие:
– мутации, вызванные природными факторами: активной вулканической деятельностью; сильным радиационным фоном на предполагаемой прародине человека – юге Африки; космическими воздействиями (космическая радиация привела к мутациям в ДНК живых организмов, и у некоторых приматов произошел качественный «биологический скачок», приведший к появлению человека);
– изменение климата (похолодание), приведшее к исчезновению обширных широколиственных тропических лесов, в которых обитали непосредственные предки человека;
Исчерпывающими данными о степени и масштабах влияния различных природных факторов на биологию приматов (предков человека) наука не обладает. Предполагается, что один из природных факторов в качестве определяющего или вся их совокупность стали причиной мутаций, которые в единстве с естественным отбором привели к появлению гоминидной триады. Гоминидная триада – это генетически закрепленные морфологические признаки первых гоминидных существ, ставших промежуточным эволюционным звеном между человеком и обезьяной: прямохождение, освобождение верхних конечностей и изменение кисти руки, увеличение объема и усложнение организации головного мозга, способствовавшее возникновению второй сигнальной системы.
Теоретическая реконструкция процесса антропогенеза позволила выделить в нем следующие стадии: примерно 3–5 млн. лет назад появился австралопитек, освоивший прямохождение и изготовлявший галечные и костяные «орудия» труда; около 1,5 млн. лет назад – питекантроп с развитой кистью, зачатками речи, способностью изготовлять ручные рубила; 150 тыс. лет назад – неандерталец, обладавший развитым мозгом, членораздельной речью и способностью к изготовлению разнообразных примитивных орудий труда; 90–100 тыс. лет назад – человек разумный, имевший вид современного человека.
Природные предпосылки обусловили биологические изменения гоминидных существ, однако определяющая роль в антропогенезе отводится социальным факторам.
Социальные предпосылки антропогенеза:
– производство орудий труда и использование их как средств для производства материальных благ. Этот процесс имел, по меньшей мере, два значимых следствия: а) ослабление и разложение инстинктивной основы поведения, снижение непосредственной приспособленности к среде обитания у наших первопредков; б) переход от стратегии приспособления к природе к стратегии ее преобразования. В процессе труда человек познавал не только внешние связи, но и внутренние свойства вещей, их предназначение, развивал свои аналитико-синтетические способности. Результат труда по времени отдалялся от непосредственного трудового акта. Например, освоение участков земли для собирательства, земледелия и т. п. требовало перемещений в пространстве. В результате формировались опосредованные, причинно-следственные связи, воображение, развивалось мышление;
– возникновение мышления, языка, речи. В процессе хозяйственной деятельности посредством языка устанавливаются межчеловеческие связи (за счет появления надгенетических механизмов хранения опыта, формирования культурных традиций), структурируется реальность (она дифференцируется на роды практически значимых предметов – одежду, утварь, кров), что явилось предпосылкой возникновения материальной культуры. В процессе эволюции человеческая речь превратилась в произвольную и искусственную совокупность средств общения и выражения действий, мыслей, оценок, обеспечила способность воспроизводить ситуации прошлого и прогнозировать будущее. Язык выступил эффективным средством организации совместных действий, хранения и трансляции знаний;
– эволюция брачно-семейных отношений. Переход от стада к общине, установление внутристадного мира был связан с возникновением запрета на инцест и другими первичными морально-нравственными табу (запрет на убийство соплеменника; требование помощи слабому). Нравственность оказалась важнейшим фактором антропосоциогенеза, поскольку выступила специфическим механизмом выживания в условиях жесткого давления окружающей среды. Способствуя преодолению индивидуально-эгоистических импульсов в интересах рода, вида, племени и формированию альтруистических форм поведения, она стала основанием человеческой психики и ее первичных социальных проявлений.
В процессе эволюции, таким образом, жизнедеятельность людей приобрела сознательно-волевой характер, вследствие чего человек превратился в существо, способное к самопринуждению, обладающее сознанием, ответственностью и совестью.
С точки зрения современной науки, по мере развития цивилизации биологическая эволюция постепенно утратила ведущую роль, и эволюция человека пошла в направлении совершенствования социальных отношений, коллективного разума человечества, развития нормативно-преемственного, ценностного, многовариантного поведения.
Игровая концепция происхождения человека в качестве основного антропогенетического фактора, источника и основы культуры рассматривает игру. Несмотря на то, что непосредственным образом игра не связана с необходимостью выживания, именно через игру и посредством игры осуществляется развитие человека. Появление специфически человеческой среды обитания не может являться результатом исключительно трудовой деятельности, поскольку в сущностных своих проявлениях культура, как и игра, предполагает свободу самовыражения, творческую импровизацию, избыточность по отношению к материальным интересам.
Игра старше культуры, так как действия игрового характера можно обнаружить уже в животном мире, она постепенно преодолевает биологические границы. По мере становления культуры игровой элемент отодвигается на второй план, уступая место требованиям долженствования, но не вытесняется, а напротив, ассимилируется в сакральной сфере, кристаллизуется в науке и поэзии, правосознании и формах политической жизни, составляя глубинную основу жизни культуры. Такая ассимиляция наиболее наглядно проявляется в сфере языка. За каждым абстрактным словом скрывается метафора, образ, в каждой метафоре обнаружима игра слов, циркуляция смыслов.