Возникновение, существование и изменение любых материальных систем может происходить благодаря взаимодействию образующих их элементов. Такое взаимодействие предполагает движение. Взятое в предельно общем виде, движение представляется как всякое изменение, любой переход из одного состояния в другое. Это механические перемещения в пространстве, например полет птицы, синтез элементарных частиц внутри ядра, разбегающиеся галактики и т. д. Движение – это всеобщий атрибут, способ существования материи. Древнегреческий философ Гераклит представлял движение как возникновение и уничтожение вещей, как бесконечный процесс становления всего сущего. Именно ему принадлежит известное изречение о том, что нельзя в одну реку войти дважды, и о том, что все течет и все изменяется.
В истории науки сложилось две концепции понимания движения: метафизическая и диалектическая. Согласно первой из них объекты существуют сами по себе вне движения, которое понимается как нечто внешнее, налагающееся на объект. Другими словами, осуществлялись попытки обосновать субстанциальность (самостоятельность) движения, лишить материю ее фундаментального атрибута. Так возникла идея первотолчка (Демокрит, И. Ньютон, Ж. Ламетри), которая допускала существование некого внешнего источника или причины движения.
В другой, диалектической, концепции движение понималось как способ существования материи. Это означает, что вне движения невозможно представить ни один материальный объект. Многие философы (Гераклит, Аристотель, П. Гольбах) придерживались идеи самодвижения и саморазвития, обосновывая положение о том, что мир изменяется благодаря внутренним причинам. Причины движения материи существуют внутри нее, определяются ее внутренней противоречивостью, наличием таких противоположностей, как изменчивость и устойчивость, притяжение и отталкивание, противостояние старого и нового, простого и сложного и т. д.
Таким образом, движение существует неотрывно от материи. Являясь ее атрибутом, движение несотворимо и неуничтожимо, как и сама материя.
Существенной характеристикой движения является покой. На первый взгляд, движение и покой воспринимаются как антиподы. С точки зрения диалектики движение и покой представляют собой единство противоположностей.Понятие покоя выражает моменты стабильности, устойчивости и равновесия в процессе движения.Можно сказать,что покой – это движение, пришедшее, в определенном отношении, в состояние равновесия.Однако в отличие от движения, которое характеризуется абсолютностью, покой всегда относителен.Это означает, что материальные системы могут существовать как относительно неизменные лишь в определенных отношениях, тогда как в других отношениях они движутся, изменяются.
В мире можно наблюдать и фиксировать всевозможные изменения, превращения и переходы объектов, явлений из одних состояний в другие. Чтобы адекватно отразить эти изменения, движение подразделяют на количественные и качественные типы. Количественный тип движения является таким изменением, которое не ведет к превращению структуры объекта, к его новому качественному состоянию. Качественные изменения, напротив, связаны с преобразованием внутренней структуры объекта, и приводят к образованию новых объектов с новыми свойствами. Такие изменения представляются наиболее сложными. В их структуре выделяют динамическое и популяционное движение.
Качественный тип движения материи является сущностным признаком процесса развития. Последовательные, необратимые качественные изменения называются развитием. Развитие может быть нейтральным, прогрессивным или регрессивным.
Прогресс – развитие, сопровождающееся повышением уровня организацииобъекта или системы. Прогрессивное развитие – это переход от менее совершенного к более совершенному, от низшего к высшему.
Регресс – развитие, сопровождающееся понижением уровня организации объекта или системы; переход более совершенного к менее совершенному, превращение высшего в низшее. В зависимости от природы изучаемых объектов в философии сложилась традиция выделять различные формы движения материи. С этой целью предпринимались неоднократные попытки их классификации. Наиболее целостную и логически последовательную концепцию форм движения материи разработал немецкий философ XIX в. Ф. Энгельс. В ее основу были положены следующие принципы: каждому уровню материи соответствует своя специфическая форма движения; все формы движения материи генетически взаимосвязаны между собой, низшие формы движения являются основой возникновения высших форм движения; высшие формы движения обладают специфичностью, они не могут быть сведены к низшим формам движения материи. Применив данные принципы к систематизации различных проявлений изменения материальных объектов, Ф. Энгельс выделил пять форм движения: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную.
Новейшие достижения науки позволяют углубить и уточнить представления о формах движения материи, а некоторые исследователи предлагают по-новому их дифференцировать: движение в неживой (абиогенной) природе; движение в живой (биогенной) природе, движение социально организованной реальности – общества. Предлагается выделить такие формы движения материи, как психическая, географическая, технологическая и другие, что, по мнению ряда авторов, позволит более целостно отразить многообразие развивающегося мира.
В процессе вечного движения и развития многочисленные материальные системы меняют свои состояния, взаимное расположение, форму и т. п.
Процессуальная характеристика существования объектов и явлений, их координаты, величина, последовательность изменений и т. д. выражаются с помощью понятий пространства и времени. Пространство и время являются всеобщими (универсальными) формами бытия материи. Не существует предметов и явлений, которые находились бы вне пространства и времени, как и нет пространства и времени самих по себе, вне движущейся материи.
Пространство – это такая форма бытия материи, которая выражает ее протяженность и структурность, сосуществование (рядоположенность) и взаимодействие элементов в различных материальных системах.
Время – форма бытия (или атрибут) материи, характеризующая длительность существования всех объектов и последовательность смены их состоянии.
В ходе исторического осмысления пространства и времени сложились два принципиально противоположных подхода к их пониманию: субстанциальная и реляционная концепции (от лат. relatio – отношение).
Первая концепция допускала существование пространства как некоторой пустоты, не связанной с материальными предметами. При этом считалось также, что время представляет собой самостоятельную сущность, не связанную с материей и пространством. В некотором смысле материальный мир заключен в абсолютном пространстве, как в замкнутой комнате, в которой безотносительно ко всему протекает абсолютное время. Такую точку зрения отстаивали Демокрит, Галилей, И. Ньютон. Например, в теории атомизма Демокрита существует представление о пустоте, в которой движутся атомы. Пустота объективна, однородна и бесконечна. Другими словами, под «пустотой» Демокрит понимал пространство. Пространство в атомизме – это вместилище атомов, а время хранительница событий. Окончательные штрихи в формирование субстанциальной концепции пространства и времени внес И. Ньютон. По его мнению, пространство – это пустое вместилище для вещества – материи. Оно однородно, неподвижно и трехмерно. Время – совокупность равномерных моментов, следующих один за другим в направлении от прошлого к будущему. Таким образом, пространство и время наряду с материей признавались самостоятельными сущностями, или субстанциями.
Основная идея реляционной концепции сводилась к тому, что пространство и время не являются особыми самостоятельными субстанциями, а представляют собой неотъемлемые атрибуты (формы) бытия материи. Этих взглядов придерживались Аристотель, Г. Лейбниц, Г. Гегель. Реляционные представления о пространстве были связаны с именем Аристотеля, который полагал, что пространство представляет собой совокупность естественных мест, занимаемых материальными системами. Г. Лейбниц считал, что пространство и время есть не что иное, как особые отношения между объектами и процессами и независимо от них существовать не могут. Несколько позже Г. Гегель указывал на то, что материя, пространство и время связаны друг с другом, а с изменением скорости протекания процессов меняются и пространственно-временные характеристики движущейся материи.
В результате бурного развития естествознания в начале ХХ в. реляционная концепция стала находить все больше научных подтверждений своей состоятельности. Таким весомым аргументом стала теория относительности, созданная (1905, 1916 гг.) немецким физиком А. Эйнштейном. В этой теории доказывается непосредственная связь пространства и времени с такими характеристиками материи, как масса и движение. Ученый показал, что под влиянием полей гравитации, созданных скоплениями материи, пространство искривляется, а течение времени замедляется. В тоже время, пространственно-временные параметры объектов зависят и от скорости их движения. При скорости движения объекта, близкой к скорости света, его линейные размеры заметно уменьшаются, а течение времени замедляется. Таким образом, реляционная концепция пространства и времени является более глубокой и точной. Она раскрывает диалектическую взаимосвязь и взаимозависимость пространства, времени, движения материального объекта.
К специфическим свойствам пространства относятся: трехмерность, однородность (равноправие всех его точек) и изотропность (равноправие всех его направлений). Характерным специфическим свойством времени является его одномерность, однородность (равноправие всех моментов времени) и необратимость, которая проявляется в невозможности возврата в прошлое. Время течет от прошлого через настоящее к будущему. Необратимость времени связана с необратимостью протекания фундаментальных материальных процессов.
Объективное существование неоднородности пространственно-временных отношений во Вселенной логически допускает наличие качественной специфичности пространственно-временных характеристик не только в микро-, макро- и мегамире, но и в неживой, живой природе и обществе.
В современных концепциях естествознания углубляется представление о том, что зарождение нашей Вселенной началось более 20 млрд. лет назад. Точкой отсчета принято считать момент фазового взрыва физического вакуума как особого состояния материи. В космологии этот начальный момент был назван моментом «Большого взрыва», который вызвал возникновение и функционирование первых элементарных частиц. В процессе эволюции материальный мир развивался в направлении постоянного усложнения своей пространственно-временной организации. Из квантов появилась плазма, атомы, молекулы, макротела, затем возникли звезды, системы планет, сгустки галактик и Метагалактики.
Различные уровни организации материи характеризуются качественно специфическими пространственно-временными свойствами. Так, в неживой природе на уровне микромира специфика пространственно-временных параметров обусловлена свойствами квантового объекта. В живой природе особенности пространства и времени в значительной степени обусловлены асимметричностью ее объектов, необратимостью процесса эволюции.
В развитии живых систем формируются не только особенности их пространственной организации, но и складывается механизм биологического времени, который регулирует течение всевозможных биологических процессов. Здесь уместно говорить о так называемых «биологических часах». Именно они выполняют функцию регулирования биогенных систем, обеспечивают адаптацию, «включение и выключение» основных биохимических реакций, поддерживающих жизнь. Время в живых системах ассоциируется с понятиями циклов, ритмов, периодов и т. д., которые отражают смену дня и ночи, времен года, часовых поясов, продолжительность светового дня, осуществляют синхронизацию внутреннего биологического времени с внешним – астрономическим.
С возникновением социально организованной материи (общества) на нашей планете пространственно-временное устройство реальности стало приобретать новые, качественно специфические особенности. В целом эти особенности обусловлены деятельностью людей, их исторической практикой. Социальное пространство – это сложное системное целое. Оно включает в себя разнообразные компоненты, такие как объекты живой и неживой природы, технические системы, архитектуру, городские агломерации, социальные связи и отношения и многое другое. Все это можно обозначить термином «вторая природа», или искусственная среда. Социальное пространство отражает соотношение, структурность и протяженность общественных систем.
Время в социальных системах также имеет свою особую специфику. Оно неравномерно проявляет себя в общественном бытие. Так, на ранних этапах социально-исторического развития общества время протекало медленно и характеризовалось квазицикличностью. Другими словами, на протяжении тысячелетий неизменно функционировали устоявшиеся общественные отношения, воспроизводился один и тот же исторический опыт. С наступлением эпохи научно-технического прогресса (НТП) социальное время резко ускорило свой бег и приобрело «взрывной» характер. События и явления социума стали сопровождаться процессами ускорения ритма общественной жизни и их уплотнения. Это отражается в интенсификации производственной деятельности, в современных возможностях транспортных сообщений и т. д. Сегодня стало очевидным, что ускорение и неправомерность протекания социального времени вошло в противоречие со скоростью эволюции биокостной материи. Десинхронизация ритмов и циклов протекания времени в различных пространственных структурах бытия стало одной из причин негативных, в частности социально-экологических, последствий НТП.
Итак, резюмируя основные положения системной, структурной, динамической и пространственно-временной организации материи невозможно обойти стороной философское содержание и методологическое значение принципа глобального (универсального) эволюционизма. Универсум как целостная система объективной реальности находится в постоянном движении и изменении, а значит, беспрерывно и необратимо развивается. Такое развитие получило название глобального (универсального) эволюционизма. Идея универсального эволюционизма представляет собой дальнейшую конкретизацию содержания принципа развития и реализуется в форме концепции глобального эволюционизма. Истоки идей универсального эволюционизма восходят к работам В. И. Вернадского, П. Тейяр де Шардена. И лишь в конце ХХ в. в научных трудах Н. Н. Моисеева она получила концептуальное оформление. Основной целью этой концепции является попытка связать воедино различные стороны (фрагменты) бытия и дать научное обоснование единого процесса развития Универсума, которая находит воплощение в создании единой модели универсальной эволюции, способной связывать в одно целое происхождение Вселенной (космогенез), возникновение планеты Земля (геогенез), появление жизни (биогенез) и, наконец, происхождение человека и общества (антропосоциогенез). Поэтому такой тип целостного знания предполагает интеграцию и синтез наук о живой, неживой природе, технике и социуме
Под глобальным эволюционизмом понимают универсальный процесс необратимых изменений от простейших до наиболее сложных форм, который генетически и исторически объединяет четыре типа прогрессирующей эволюции: космической, химической, биологической и социальной. В основаниях концепции универсального эволюционизма, согласно Н. Н. Моисееву, лежат следующие принципы:
– Универсум представляет собой единую саморазвивающуюся целостность (систему);
– эволюция описывается как процесс усложнения и совершенство-вания систем, в котором вектор развития направлен от низших форм движения материи к высшим;
– динамика систем сопровождается ростом их разнообразия и уменьшением стабильности;
– на развитие оказывают влияние случайные факторы, в результате которых эволюция становится принципиально непредсказуемой;
– в динамике Универсума прослеживается механизм наслед-ственности, позволяющий при помощи постоянного отбора из множества возможных направлений изменений, осуществить наиболее устойчивые варианты развития. В таком контексте идея глобального эволюционизма становится не только методологическим основанием, но регулятивным принципом в осмыслении фундаментальных закономерностей универсальной эволюции мироздания.