Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философская система Б. Спинозы. 47




Автором наибо­лее разработанной, полной и обоснованной философской сис­темы Голландии (Нидерландов) Нового времени стал Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 – 1677) – последователь Рене Декарта и яркий представитель европейского рационализма. Предметом философских исследований Спинозыбыли: проблема субстанции, теория познания и этика (вопрос соотношения свободы и необходимости).

Важная философская заслуга Спинозы – подробная разра­ботка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия. За основу была взята теория о субстанции Декарта, с которой Спиноза был в целом согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную. Главным недостатком декартовой теории субстанции Спино­за считал ее дуализм, видя в нем противоречивость, которая заключалась втом, что, по Декарту: субстанция – это сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя; все сущности (субстанции), не нуждающиеся для своего существования ни вчем, кроме самого себя, тем не ме­нее сотворены кем-то (чем-то) иным – высшей и единственной истинной субстанцией – Богом и в своем существовании пол­ностью зависит от него. Отсюда налицо противоречие между независимостью суб­станций от всех других субстанций и одновременной зависимо­стью их всех (и в отношении сотворения, и в отношении суще­ствования) от другой субстанции – Бога.

Данное противоречие Спиноза попытался решить, выдвинув самостоятельное учение о единой субстанции, суть которого в сле­дующем:

1) не существует различия между высшей субстанцией – Богом и сотворенными им другими субстанциями;

2) существует только одна единая субстанция, которая заклю­чает в себе все сущее; данная субстанция заключает в себе окружающий мир (При­роду) и Бога;

3) природа и Бог – едины; не существует Бога, находящегося и творящего вне Приро­ды, возвышающегося над природой; Бог внутри Природы;

4) только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является «миром творящим» и создает «мир сотворенный» – единичные вещи; единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями – «модусами» единой субстанции – Природы-Бога;

5) внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования;

6) сама субстанция (Природа-Бог) обладает следующими каче­ствами: существует, самостоятельна и независима от кого-либо; имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя; обладает множеством свойств (атрибутов), основные из ко­торых – мышление и протяжение (в данном случае мышле­ние и протяжение – свойства всей субстанции, а не отдель­ных модусов, как у Декарта); бесконечна в пространстве и времени; вечна (несотворима и неуничтожима) и неподвижна.

Изучая проблемы гносеологии, Спиноза выделяет три ступе­ни познания:

1) « познание в чистом виде», которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних при­чин, – высший вид познания;

2) познание, полученное в результате деятельности разума (раз­мышлений, логических операций), – второй уровень, менее истинный;

3) чувственное отражение окружающего мира, согласно Спино­зе, полученное данным путем знание недоказуемо, недос­товерно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания.

Ключевыми в этике Спинозы являлись проблемы детерминизма (обусловленности всего в природе) и соотношения свободы и необходимости. Исследуя их, философ пришел к выводу о том, что свобода и необходимость в субстанции соединяются водно целое. Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в рамках жесткой необходимости. Модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в «тис­ках» необходимости. Желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим тече­нием и вынужден мириться с необходимостью. Путь к свободе – это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю, поскольку свобода – это и есть познанная необходимость. Но чтобы достичь большей степени свободы человеку необходимо: во-первых, максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога), а, во-вторых, освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т. д.), так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и за­ставляют действовать по необходимости. В связи с последним стал популярен девиз Спинозы:«Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 481 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2217 - | 2049 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.