Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Краткий толковый словарь философских терминов




А

Абсолют – понятие идеалистической философии для обозначения духовного первоначала всего сущего, которое мыслится как нечто всеобщее и противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию.

Абсолютная идея – основная категория философии Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, безусловную, конкретную и личностную всеобщность.

Абстракция – формирование образов реальности посредством отвлечения или пополнения.

Авторитаризм – антидемократическая и антиправовая концепция и практика властвования.

Авторитет – 1) общепризнанное неформальное влияние какого-либо лица или организации в различных сферах общественной жизни; 2) одна из форм осуществления власти.

Агностицизм – философское учение, согласно которому не может быть окончательно решён вопрос об истинности познания окружающей человека действительности.

Аксиология – философское учение о природе ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами структурой личности.

Алогизм – ход мысли, игнорирующий законы и правила логики, нарушающий согласие мышления с действительностью.

Альтруизм – нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами.

Анализ – процедура мысленного, а часто также и реального расчленения предмета, явления, процесса и их свойств. Противоположно синтезу.

Аналогия – соответствие, сходство предметов и явлений в каких-либо свойствах.

Антиномия – 1) противоречие закона самому себе; сочетание обоюдно противоречащих высказываний о предмете, допускающих одинаково убедительное логическое обоснование; 2) неустранимое противоречие.

Антитезис – 1) исходная посылка логического вывода в доказательствах от противного; 2) в философии Гегеля – отрицательный момент в процессе диалектического развития, составляющий вместе с тезисом и синтезом триаду.

Антропология – философское учение о существовании человека и его отношениях с миром.

Априоризм – (из латинского a priori – заранее, предварительно) – в теории познания – знание о фактах, полученное до изучения их на опыте; знание, изначально присущее сознанию, независимо от опыта в противоположность апостериори (на основании опыта).

Аргумент – 1) суждение, приводимое в подтверждение истинности какого-либо другого суждения; 2) посылка доказательства, основание или довод доказательства.

Атеизм – система философских и научных взглядов и убеждений, отрицающая существование бога, религию вообще.

Атрибут – существенное, неотъемлемое свойство объекта.

Б

Быт –уклад повседневной жизни; сфера внепроизводственной социальной жизни, включающая удовлетворение материальных потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении и поддержании здоровья; освоение человеком духовных благ и культуры; общение, отдых, развлечения.

Бытие – философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне сознания и независимо от сознания человека. Философское понимание бытия и его соотношения с сознанием определяет решение основного вопроса философии. Марксизм отстаивает историческую концепцию социального бытия, видя в нём реальный процесс жизнедеятельности людей, как «…производство самой материальной жизни» (Маркс К., Энгельс Ф., Соч., том 3, С.26).

Базис и надстройка – категории исторического материализма, характеризующие структуру общественно-экономической формации и качественное своеобразие составляющих её общественных отношений, процесса их диалектического взаимодействия.

Благо – в философии и этике то, что заключает в себе определённый положительный смысл. С середины XIX века вытесняется понятием «ценность». В более узком смысле слова «благо» синонимично понятию добра.

 

В

Вера – в некоторых религиозных системах центральная мировоззренческая позиция и одновременно психологическая установка (принятие определённых догматов и личное доверие к богу как устроителю жизни верующего).

Верификация – понятие, употребляемое в логике и методологии науки для обозначения процесса установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки.

Вероятность – понятие, характеризующее количественную меру возможности появления некоторого события при определённых условиях.

Вечность – бесконечность времени существования материального мира, обусловленная несотворимостью и неуничтожимостью материи и её атрибутов, материальным единством мира.

Вещество – вид материи, который, в отличие от физического поля, обладает массой покоя. Вещества в земных условиях встречаются в четырёх состояниях: газы, жидкости, твёрдые тела и плазма.

Вещь – отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования.

Воля – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Главное в волевом акте заключается в осознании ценностной характеристики цели действия, её соответствия принципам и нормам личности. Для субъекта воли характерно не переживание «я хочу», а переживание «надо», «я должен». Осуществляя волевое действие, человек противостоит власти актуальных потребностей, импульсивных действий.

Воображение – фантазия, психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.

Восприятие – процесс отражения действительности в форме чувственного образа объекта. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства вещей, восприятие даёт информацию об объекте в его целостности при непосредственном воздействии объекта на органы чувств. Восприятие человека включает в себя осознание предметов, основанное на вовлечении вновь получаемого впечатления в систему уже имеющихся знаний.

Высказывание – повествовательное предложение, рассматриваемое вместе с его содержанием (смыслом) как истинное или ложное. «Истину» или «ложь» называют истинностными значениями высказывания. Часто высказывание называют суждением, но они полностью не являются синонимами.

Г

Гипотеза – научное допущение или предположение, истинностное значение которого неопределённо. Гипотезу рассматривают как метод развития научного знания, заключающий в себя выдвижение и последующую экспериментальную проверку предположений, и как структурный элемент научной теории.

Гуманизм – исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. Гуманизм считает благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности – нормой отношений между людьми.

Д

Дедукция – переход от общего к частному, процесс логического вывода, или перехода от некоторых данных-посылок к их следствиям (заключениям).

Деизм – религиозно-философское воззрение, согласно которому бог, сотворив мир, не принимает в нём никакого участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Противостоит как теизму, так и пантеизму.

Демократия – форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти, на принципах равенства и свободы.

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Диалектика – учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод творчески познающего мышления. Диалектика есть философская теория, метод и методология научного познания и творчества вообще.

Добро и зло – нормативно-оценочные категории морального сознания, в предельно обобщённой форме обозначающие, с одной стороны, должное и нравственно-положительное, благо, а с другой – нравственно-отрицательное и предосудительное в поступках и мотивах людей, в явлениях социальной действительности.

Догма – мнение, решение, учение, доктрина или отдельные её положения, принимаемые за истинные без доказательства, опытного обоснования и практической проверки, а лишь на основе религиозной веры или слепого подчинения авторитету.

Доктрина – некоторое систематизированное учение (обычно философское, политическое или идеологическое), связная концепция, совокупность принципов. Термин «доктрина» употребляется при обозначении взглядов с оттенком схоластичности и догматизма.

Дуализм – философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального. Противостоит монизму, исходящему из признания в качестве первоосновного лишь одного начала.

Дух – философское понятие, означающее вещественное начало, в отличие от материального, природного начала. В марксистской философии понятие духа употребляется как синоним сознания.

Душа – понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику и внутренний мир человека. Религия и идеалистическая философия и психология под душой подразумевают особую нематериальную субстанцию, независимую от тела.

Е

Единичное – отдельное, индивидуальное – философская категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, ограниченность друг от друга в пространстве и во времени вещей и событий, присущие им специфические неповторимые особенности, составляющие их уникальную качественную и количественную определённость.

Единое – центральная категория философии неоплатонизма, обозначающая безличное первоначало, превышающее всё сущее и всё мыслимое.

Ж

Жестов язык – язык кинетический, линейный, система жестов и телодвижений, используемая как средство общения наряду со звуковой речью или взамен её в бытовом общении, а также в связи с обрядами, культовыми запретами. Язык жестов – это коммуникативные системы, план выражения которых строится не на акустической, как в звуковых языках, а на жестикуляторно-мимической основе.

З

Закон –1) необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Закон выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи; 2) нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке.

Знание – проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности, адекватное её отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знание обладает различной степенью достоверности, отражая диалектику относительной и абсолютной истины. Знание фиксируется в форме знаков естественных и искусственных языков.

И

Идеальное – философское понятие, характеризующее специфический способ бытия объекта, представленного (отражённого) в психическом мире и жизнедеятельности субъекта. Диалектический материализм рассматривает идеальное как субъективный образ объективного мира в сознании человека.

Идеализация – мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. Примером понятия, являющегося результатом идеализации, могут быть «точка», «прямая линия», «окружность», «абсолютно чёрное тело», «инерция».

Индивид – понятие, обозначающее единичное в отличие от совокупности, от массы.

Индукция – вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных опыта. В индукции данные опыта «наводят» на общее, или инициируют общее. Это путь от частного к общему.

Интеграция – сторона процесса, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов. В ходе процессов интеграции в системе увеличивается объём и интенсивность взаимосвязей и взаимодействий между элементами.

Интеллект – способность мышления, рационального познания, в отличие от таких душевных способностей, как чувство, воля, интуиция, воображение и т.д.

Интуиция – способность постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

К

Категория – 1) общее понятие, отражающее наиболее существенные свойства и отношения предметов, явлений объективного мира (материя, время, пространство, движение, причинность, качество, количество и др.); 2) группа, разряд предметов, явлений, лиц, объединённых общностью каких-либо признаков. (В лингвистике – совокупность ряда противопоставленных друг другу грамматических значений, например, категория падежа).

Концепт – содержание понятия, его смысл.

Концептуализм – философская позиция, примиряющая реализм и номинализм. Согласно которой реально существуют отдельные вещи, а общее обретает реальность в сфере ума в виде понятий.

Концепция – 1) определённый способ понимания, трактовка какого-либо предмета, явления, процесса, основания точки зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения; 2) единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т.д.

Культ – 1) один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях верующих; 2) преклонение перед кем-либо / чем-либо, почитание, чрезмерное возвеличивание кого-либо / чего-либо.

 

Л

Личность – 1) человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

Логос – понятие, мысль, разум. По Гераклиту, логос – всеобщая закономерность; в идеалистической философии – духовное начало, мировой разум, абсолютная идея.

 

М

Манас – одно из основных понятий древнеиндийской философии, означает ум в самом широком смысле, интеллект, способность к пониманию.

Материализм – одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия. Физического и объективного.

Метафизика –) философское учение о наиболее общих основаниях бытия, выраженных в отвлечённых, непосредственно не выводимых из опыта понятиях; 2) в марксистской традиции – метод познания противоположный диалектике; 3) что-либо отвлечённое, умозрительное и потому малопонятное.

Микрокосмос и макрокосмос – малый мир и большой мир, иначе – человек и Вселенная.

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Моделирование – метод исследования объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений.

Мотивы – состояния, вызывающие активность субъекта, или потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы человека.

Мышление – высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщённом познании субъектом существенных связей и отношений предметов и явлений, в творческом создании новых идей, в прогнозировании событий и действий. Мышление возникает и реализуется в процессе постановки и решении практических и теоретических проблем.

 

Н

Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Наблюдение развивается как составная часть трудовой операции, включающей в себя установление соответствия продукта труда его запланированному идеальному образу.

Натурфилософия – философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности. Фактически натурфилософия явилась первой исторической формой философии.

Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. В ходе исторического развития наука превращается в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие «наука» включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – научную картину мира.

 

О

Общественное бытие и общественное сознание – категория исторического материализма, выработанные для решения основного вопроса философии применительно к обществу. Общественное бытие – это материальные отношения людей к природе и друг к другу. Общественное сознание – это не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное явление со своей структурой и уровнями и формы сознания.

Объект – существующий вне нас и независимо от нашего сознания внешний мир, являющийся предметом познания, практического воздействия на него субъекта.

Объективация – воплощение, выражение чего-либо в чём-либо объективном, существующем вне сознания и независимо от сознания, доступном восприятию.

Онтология – философское учение о бытии, его основах, принципах, структуре и закономерностях.

Опредмечивание –процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нём, благодаря чему предмет становится социально-культурным предметом.

Отношение – философская категория, характеризующая взаимозависимость элементов определённой системы. Отношение носит объективный и универсальный характер. Всякая конкретная вещь состоит в различных отношениях ко всему остальному. Свойства определяются отношением, а отношение включает в себя проявление свойств.

Ощущение – отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате их воздействия на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. Ощущение – исходный пункт познания, неразложимый его элемент. Ощущения бывают осязательные, зрительные, слуховые, вибрационные, температурные, обонятельные, вкусовые, болевые и другие.

 

П

Память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить её в сферу сознания и поведения. В соответствии с традиционным членением памяти различаются процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, внутри последнего – узнавание, воспоминание и собственно припоминание.

Пантеизм – религиозное и философское учение, отождествляющее бога с природой, рассматривающее природу как воплощение божества.

Плюрализм – философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания.

Поведение – процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой. Ценностные (аксиологические) аспекты поведения выступают наиболее отчётливо тогда, когда действие приобретает характер поступка, т.е. личностно значимого акта, контролируемого системой принятых в обществе норм.

Познание – высшая форма отражения объективной действительности. В познании существуют разные уровни: чувственное познание, мышление, эмпирическое и теоретическое познание.

Понятие – мысль, отражающая в обобщённой форме предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними. Обобщённая характеристика объекта в понятиях достигается за счёт применения в процессе познания ряда умственных действий: абстракции, идеализации, обобщения, сравнения, определения.

Потребность – 1) нужда или недостаток в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества; 2) внутренний побудитель активности, требующая удовлетворения.

Посылка – то, на основании чего делается вывод или умозаключение. Посылками могут служить факты или суждения о фактах, принципы, аксиомы, постулаты – вообще любые события или высказывания, из которых непосредственно или посредством рассуждения можно извлечь новую информацию.

Право – система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Такая связь с государством – основное отличие права от других нормативных систем, например, морали.

Прагматизм – субъективно-идеалистическое философское учение, программа реконструкции, в результате выполнения которой философия должна превратиться в метод разрешения повседневных жизненных проблем человека.

Практика – материальная, чувственно-предметная, целеполагающая деятельность человека. Имеющая своим содержанием освоение и преобразование природных и социальных объектов и составляющая всеобщую силу развития человеческого общества и познания.

Предмет – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе человеческой деятельности и познания. Предмет может быть как материальным (например, живой организм, электромагнитное поле, Галактика), так и идеальным (например, математическая формула, концептуальный образ.

Преемственность – связь между различными этапами или ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов и свойств объекта при его переходе к новому состоянию.

Природа – 1) всё сущее, весь мир в многообразии его форм; 2) совокупный объект естествознания.

Проблема – объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целый комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

Пространство и время – всеобщие формы бытия материи, её важнейшие атрибуты. В мире нет материи, не обладающей пространственно-временными свойствами, как не существует пространства и времени самих по себе, вне материи или независимо от неё.

 

Р

Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Развитие есть универсальное свойство материи как подлинно всеобщий принцип, служащий основой объяснения истории общества и познания.

Распредмечивание – процесс, в котором свойства, сущность, «логика предмета» становятся достоянием человека, его способностей, благодаря чему последние развиваются и наполняются предметным содержанием. Оба этих процесса раскрывают внутренний динамизм материальной и духовной культуры.

Рассуждение – логически последовательный ряд мыслей, суждений, умозаключений.

Рационализм – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Реальность – 1) материя в совокупности различных её видов; 2) всё существующее, т.е. материальный мир и все его идеальные продукты. Критерием реальности объектов, процессов, событий, фактов, свойств и т.д. является общественная практика.

Религия – мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), которые основываются на вере в существование бога, т.е. той или иной разновидности сверхъестественного.

 

С

Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Связь – взаимообусловленность существования явлений, разделённых в пространстве и во времени – одно из важнейших научных понятий, с выявления связей между объектами начинается человеческое познание.

Сенсуализм – направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания. Сенсуализм близок эмпиризму, признающему чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

Система – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определённую целостность, единство.

Скачок – процесс перехода количественных изменений в качественные, начинающийся по достижении изменяющимся объектом границы меры.

Смысл – 1) разум, рассудок; 2) внутреннее логическое содержание, значение чего-либо, постигаемое разумом; 3) разумное основание, назначение, цель.

Сознание – одно из основных понятий философии, обозначающее высший уровень психической активности человека как социального существа.

Социализация – процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Социальные группы – относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках определённого общества.

Социология – наука об обществе как целостной системе и об отдельных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым.

Спекуляция – философское умозрительное построение; тип теоретического знания, которое выводится без обращения к опыту, при помощи рефлексии, и направлено на осмысление оснований науки и культуры.

Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект.

Сущность и явление – философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность ­– это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Явление – то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешней формы его существования.

Суть – самое главное и существенное в предмете, явлении, их сущность.

Схоластика –учение о проблемах соотношения веры и разума, единичного и общего, о бытии Бога, о возможности спасения души и т.д. Первоначальный смысл термина не имел негативных оттенков, термин обозначал «школьную философию», мудрость, которой обучали в монастырских школах и университетах.

 

Т

Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не имевшееся.

Теизм – религиозно-философское учение, считающее бога (в отличие от пантеизма) абсолютной бесконечной личностью, стоящей над миром и человеком. Рассматривает мир как осуществление божественного промысла.

Теория – 1) комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; 2) высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях определённой области действительности (объекта данной теории).

Традиция – элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени.

Труд – целесообразная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует её в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей. В процессе труда у человека расширялся круг восприятий и представлений, его трудовые действия стали носить сознательный характер. Вся история человечества есть не что иное, как образование человека трудом.

 

У

Ум – 1) познавательная и мыслительная способность человека, способность логически мыслить; 2) сознание, рассудок; 3) общественное сознание, общественная мысль, умственные интересы общества, а также общество, люди или отдельные личности как носители определённых представлений, умственных запросов; 4) человек с точки зрения его умственных, интеллектуальных способностей. В истории философии – то же, что разум, дух; славянский перевод древнегреческого философского понятия «нус» (латинский «интеллект»); в индийской философии – «манас», «читта».

Умозаключение – умственное действие на основе присущих индивидуальному сознанию норм выводов, во многом совпадающих с правилами и законами логики.

Умозрение – тип философского мышления, характеризующийся абстрагированием от чувственного опыта; рассуждение, основанное на созерцании.

Ф

Фаза – определённый момент, отдельная стадия в ходе развития какого-либо процесса, явления в природе или обществе.

Факт – 1) действительное, невымышленное происшествие, событие, явление; 2) твёрдо установленное знание, данное в опыте, служащее для какого-либо заключения, вывода, являющееся проверкой какого-либо предложения; 3) действительность, реальность, то, что объективно существует.

Феномен – 1) явление, постигаемое в чувственном опыте; 2) объект чувственного созерцания, в отличие от его сущностной основы (как предмета интеллектуального созерцания). В марксистской философии понятия «феномен» и «явление» тождественны.

Феноменализм – направление в философии, отрицающее существование объективного мира, признающее единственной реальностью явления сознания, т.е. феномены.

Философия – 1) система идей, взглядов на мир и на место в нём человека»; 2) наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления человека; 3) методологические принципы, лежащие в основе какой-либо самостоятельной науки.

Х

Харизма – исключительная одарённость; наделённость кого-либо особыми качествами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости или святости в глазах широкого круга приверженцев или последователей.

 

Ц

Целесообразность – соответствие явления или процесса определённому состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели.

Целостность – обобщённая характеристика объектов, обладающих сложной внутренней структурой. Понятие выражает интегрированность, самодостаточность, автономность, противопоставленность окружению, связанную с их внутренней активностью.

Ценностная ориентация – избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его установок, убеждений, предпочтений, выраженная в поведении.

Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлечённостью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности.

 

Ч

Человек – высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры; общественное существо, обладающее сознанием и разумом.

Чувства – особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчётливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью. Чувства у человека носят культурно-исторический характер.

 

Э

Эволюция – 1) процесс изменения, развития; 2) непрерывное, постепенное количественное изменение.

Эгоцентризм – отношение к миру, характеризующееся сосредоточенностью на своём индивидуальном «Я», крайняя форма эгоизма (себялюбия, своекорыстия).

Экзистенциализм – философия существования, в которой исходным признаётся индивидуальное бытие, оно и выступает источником любых знаний и ценностей. Основной темой экзистенциализма является тема человека, находящегося в кризисной, конфликтной ситуации.

Эмоции – субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, появляющиеся в виде радости, страха, удовольствия или неудовольствия.

Эмпиризм – философское учение, признающее чувственный опыт единственным источником знаний; эмпиризм недооценивает роль рационального познания.

Эпистемология – раздел теории познания, в котором рассматриваются проблемы научного познания.

Эстетика – наука, изучающая сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни.

Эсхатология – учение о конце света.

Этика – учение о морали, изучающее условия возникновения морали, её сущность, понятийные и императивные формы.

 

Ю

Юмор – согласно античному учению о соотношении четырёх «жидкостей» человеческого тела, определяющем четыре темперамента или характера,

особый вид комического, переживание противоречивости явлений, соединяющее серьёзное и смешное и характеризующееся преобладанием позитивного момента в смешном.

Юридическое мировоззрение – система взглядов на право и государство как основу, главный движущий фактор общественного развития. Суть этого понятия может быть выражена изречением, принадлежащим Гельвецию «Законы могут всё».

 

Я

Явление – одна из философских категорий как 1) внешнее выражение сущности предметов, процессов; 2) непосредственное отражение вещи в чувственном восприятии; 3) то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешней формы его существования; 4) всякое проявление чего-либо, каких-либо сил, процессов; 5) событие, факт.

Язык – 1) естественный язык, важнейшее средство человеческого общения, неразрывно связан с мышлением, является социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением; 2) любая знаковая система (напр., язык математики, кино, язык жестов); 3) то же, что стиль (язык романа, язык газеты); 4) основной объект изучения языкознания.

Языкознание (языковедение, лингвистика) – наука о естественном человеческом языке вообще и всех языках мира как конкретных представителях, об общих законах строения и функционирования человеческого языка.

Ян – составляющая одного из основных понятий «инь и ян» в китайской философии. Исходное значение – «солнечная погода/сторона» (инь – «пасмурная/теневая сторона»). Бинарность данного противопоставления китайские мыслители использовали для философского выражения многих противоположных и сменяющих друг друга явлений (света и тьмы, солнца и луны, огня и воды, активности и пассивности, неба и земли, мужского и женского начал).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 714 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Логика может привести Вас от пункта А к пункту Б, а воображение — куда угодно © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2283 - | 2212 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.