Виды легитимности
Легальность – (от лат. leg – закон) юридическое понятие, означающее юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам. Легальность устанавливается и гарантируется государственной властью и носит рациональный характер. Форма легализации власти – законодательство, например, акты о престолонаследии, об избрании парламента, президента и т.д. Для граждан легальность состоит в повиновении законам и их исполнении. Любая власть, даже не пользующаяся поддержкой населения, но издающая законы и обеспечивающая их выполнение, является легальной. В современном мире легальность означает соответствие не только внутреннему законодательству государства, но и общепринятым принципам и нормам международного права. Легализация – это признание правомерности возникновения (установления), организации и деятельности власти. Например, принятие конституции при участии населения на референдуме есть форма легализации верховной государственной власти. Законными должны быть не только формирование органов, но и формы и методы их деятельности, особенно метод государственного принуждения. Противовесом легализации является узурпация власти. Она понимается: а) незаконный захват власти лицом группой лиц; б) присвоение чужих властных полномочий (превышение полномочий). Например, узурпацией можно считать победу на выборах в результате фальсификации.
Легальная власть может быть нелигитимной.
Легитимность (от лат. leg – закон, но в данном случае имеется в виду закон не юридический, но нравственный, ценностный, психологический) – это качество взаимоотношений государственной власти и подвластных. Данное явление не юридическое, но политическое, морально-ценностное, психологическое и выражается в следующем.
1. Добровольное признание ценности государственной власти и ее праве управлять. Признание есть следствие того, что власть соответствует представлениям и ожиданиям населения, выражает его коренные интересы. От этого зависит эффективность государственной власти.
2. Готовность подчиняться велениям государственной власти.
В конечном итоге это вопрос о правомерности и границах применяемого государственной властью к индивидам и организациям принуждения.
3. Как правило, опирается на легальность. В норме легитимная власть легальна, а легальная легитимная. Возможно их несовпадение на исторически короткий срок. Это значит, что легальная власть обязательно должна стать легитимной, либо без поддержки населения она перестанет существовать. Так, советская власть стала легальной с момента принятия Декрета о власти (25 октября 1917 г.). Однако понадобились годы военного коммунизма, гражданской войны, НЭПа, коллективизации, раскулачивания, массовых репрессий и других масштабных мероприятий, которые постепенно привели советскую власть к качеству легитимности, поддержке ее большинством населения.
4. Источником легитимности является моральное, ценностное сознание, психология людей.
5. Легитимность должна постоянно поддерживаться государственной властью с помощью различных мероприятий, акций, проектов: поддержание законности и правопорядка в обществе, борьба с бюрократизмом и коррупцией, совершенствование государственного управления, стремление учитывать менталитет и традиции населения в законотворчестве, повышение уровня жизни и т.д. Недостаток или отсутствие эффективности государственной власти ведет к делигитимации, т.е. утрате доверия населения.
6. О легитимности власти свидетельствуют участие населения в выборах, референдумах, результаты голосования, массовые выступления населения в поддержку государственной власти при попытке государственных переворотов, анкетирование, рейтинги и т.д.
Легитимность в отличие от легальности бывает иррациональной, т.к. коренится в глубинах человеческого сознания и психики (включая сферу подсознательного и бессознательного).
М. Вебер различал виды легитимности власти: традиционную, харизматическую, легально-рациональную.
Традиционная легитимность. Опирается на сложившийся веками порядок, традиции, обычаи, привычки, имеющие религиозно-духовную природу. Традиционные нормы являются основой отношений властвования. Неподчинение традициям ведет к установленным обществом санкциям. Такой вид легитимности характерен для монархий, для мусульманских государств.
Харизматическая легитимность (от греч. charisma-божественный дар). Обеспечивается выдающимися личностями, одаренными экстраординарными способностями. Это лидеры, вожди, вера в исключительные качества которых только и способна вывести государство из состояния социально-политического кризиса. Решающее значение имеет не столько реальный дар лидера, сколько эмоциональная вера населения в его наличие и непогрешимость. Характерна для государств в периоды социальных потрясений, сопровождается проявлениями культа личности (культ личности Сталина, Мао Цзедуна, Ф. Кастро).
Легально-рациональная легитимность (рационально-бюрократическая). Основана на подчинении общим разумным (рациональным) правилам, содержащихся в позитивном праве (законах и подзаконных актах). Причем правилам подчиняются не только подвластные, но и властвующие. Такой тип власти обеспечивает подчинение не личности, а безличным нормам. Воплощать право в жизнь должны специально обученные компетентные чиновники-профессионалы – бюрократия. Бюрократия, согласно М. Веберу является самым чистым типом легального господства и характерен для демократических государств.
В чистом виде перечисленные типы легитимности не встречаются, они всегда смешаны. Известны и другие типы легитимности власти: диффузная, специфическая, демократическая, технократическая, идеологическая, онтологическая, структурная, персональная и другие.
Выводы. Легальность и легитимность есть важнейшие характеристики государственной власти, которые прямо влияют на ее эффективность в обществе, на выполнении присущих ей функций руководства, регулирования, контроля, управления, координации, мобилизации и других.
5.4 Единство и разделение государственной власти: теория и
Практика осуществления
Государственная власть в каждом государстве должна быть едина. Единство государственной властипредполагает, что в нем не может быть двух, трех и более различных властей, неодинаковых по природе, целям, задачам и обладающих своими средствами государственного принуждения. У государственной власти единый первоисточник источник даже в федеративных государствах – это народ. Однако, соединение законодательной, исполнительной и судебной власти в одном органе на практике реализуется по-разному:
1. Персоналистская трактовка – власть сосредоточивается в руках монарха, императора, деспота, фюрера, дуче, пожизненного президента и т.д., которые обладали полнотой власти, зачастую обожествляемой. Этот принцип обладает многими преимуществами: оперативность решений; отсутствие борьбы за полномочия; невозможность перекладывать ответственность на другие органы и т.д.
2. Коллективистский подход – народные собрания есть выражения власти общества. Так Ж.Ж. Руссо утверждал, что государственная власть, суверенитет принадлежат народу, а законодательная, исполнительная, судебная власти есть проявления власти народа. Этот подход воспринят марксизмом. Ленин провозгласил «Вся власть – Советам». Советское государство воплощало этот подход. Г. Гегель также поддерживал единство государственной власти.
Однако, соединение властей чревато возникновением произвола, деспотии, тирании, диктатуры. В демократических государствах организационно-правовому единству государственной власти противопоставляется разделение властей. Речь идет о разделении единой государственной власти на ветви с целью предотвращения ее узурпации и злоупотребления властью каким либо органом или лицом; чтобы ни один орган или лицо не могли выступать от имени государства как целого. Разделение властей – сложная многогранная и вместе с тем противоречивая доктрина, на протяжении ее развития никогда не было ее единого понимания, толкования и практики применения. В настоящее время разделение властей – это: 1) политико-правовая теория; 2) принцип организации и функционирования государственной власти; 3) практическая модель организации государственной власти в демократических государствах.
Разделение властей – это организация разделенной на ветви государственной власти, где каждая из ветвей представлена самостоятельной системой органов с особыми источниками и процедурами формирования, принципами организации и деятельности и связанных системой взаимного контроля и взаимодействия органов государства как частей единой власти через механизм сдержек и противовесов.
Разделение властей на практике существует со времени зарождения государства. Изначально оно вызвано разделением труда внутри государственного аппарата. Уже в ранних государствах наблюдаются признаки разделения властей: выполнение различных государственных функций было распределено между различными органами и должностными лицами, которые не находились в отношении служебного подчинения друг другу. Это разделение носило техническийхарактер, юридически не было закреплено законом; выполнялось в порядке служебных поручений отдельным государственным органом или должностным лицом. Настоящим носителем законодательных, управленческих и судебных правомочий был глава государства, который временно делегировал свои права и в любой момент мог отозвать их обратно. Это называлось институтом прерогативы (исключительных правомочий) главы государства – глава государства может реализовывать правомочия любой должности.
Зачатки можно встретить в трудах Полибия, Аристотеля. Классическую форму разделение властей приобрело в трудах Д. Локка и Ш. Монтескье.
Впервые теорию разделения властей сформулировал Дж. Локк («Два трактата о государственном правлении»). Он различал законодательную власть (Парламент), которой отдавал приоритет перед другими властям, считал ее высшей; исполнительную власть (Правительство), призванную действовать на основе законов, принятых парламентом и суды; в силу особенностей англо-саксонской правовой семьи (прецедентное право) их Дж. Локк относил к законодательной власти (некоторые толкователи трудов Дж. Локка относят к исполнительной). Третья ветвь власти, различаемая Дж. Локком – федеративная, призванная действовать на международной арене, заключать международные договоры, представлять государство в отношениях с другими государствами (глава государства).
Классический вариант теории разделение властей разработал Ш. Монтескье («О духе законов»), различавший три равноправные ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную. Каждая ветвь власти представлена органом или органами, имеющими особые, отличные от других принципы и порядок формирования, структуру, порядок функционирования, они имеют определенные объемы правомочий и определенные предметы ведения (т.е. круг решаемых вопросов), закрепленные в Конституции и законах. Это разделение власти по горизонтали. Это означает: 1) организационно-правовое разграничение; 2) структурно-функциональное разделение государственной власти.
Разделение властей также включает в себя механизм сдержек и противовесов - т.е.установление взаимозависимости и взаимодействия и взаимного контроля между ветвями власти, с целями: 1) не допустить доминирование какой либо ветви власти над другими, 2) согласования стратегических целей, 3) обеспечение их функционирования как единой государственной власти.
Механизм сдержек и противовесов имеет следующие основные начала:
а) ветви власти имеют разные источники и способы формирования, например, в США законодательная власть формируется путем выборов, исполнительная, а именно, президент, избирается населением путем косвенных выборов, высшая судебная власть формируется совместно Президентом и высшей палатой парламента;
б) все органы имеют разные сроки полномочий;
в) каждая из ветвей власти обладает своими сдержками и противовесами.
Впервые разделение властей было закреплено в качестве государственной доктрины в Конституции США и воплощено в практике государственного строительства США.
Виды разделения властей:
1. Горизонтальное разделение властей: законодательная, исполнительная, судебная власти.
2. Вертикальное разделение властей - в федеративных государствах разделяются федеральная власть и власть субъектов федерации.
Обобщая вопрос, разделение властей состоит в следующем:
1. Законодательная власть осуществляется представительным органом, который принимает законы, обладающие высшей юридической силой.
2. Исполнительная власть должна заниматься организацией исполнения законов, должна быть ограничена в правотворчестве и должна быть подчинена главе государства или парламенту.
3. Между законодательными и исполнительными органами должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенос центра власти на один из них.
4. Судебные органы независимы, действуют на основе законов и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно, независимо от других властей. Каждая из властей имеет собственные исключительные полномочия.
5. Споры о компетенции между законодательной и исполнительной ветвями власти должны решаться на основе конституции в суде.
6. Наличие системы сдержек и противовесов для сбалансированности, уравновешенности властных полномочий различных ветвей.
Особенности реализации РВ в разных странах:
1. В конституциях различных демократических государств иногда закрепляются более трех ветвей власти, например, учредительная, избирательная, президентская, контрольная, прокурорско-надзорная, муниципальная власть и другие.
2. Некоторые государствоведы утверждают о существовании в Российской Федерации четвертой ветви власти – президентской (Конституция РФ не относит Президента к какой либо ветви власти, напротив, ставит «над» другими ветвями).
3. Различают разделение властей в социально-политическом смысле, т.е. между светской и духовной властью, государственной и партийной.