Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы




Ответ на первый вопрос предполагает, прежде всего, анализ специфики социально-политической и духовной жизни Германии в 18 веке. Краткий обзор биографии Иммануила Канта может это проиллюстрировать наглядным образом. Затем нужно охарактеризовать докритический период и подробнее остановиться на критическом периоде в деятельности И. Канта. Здесь рекомендуется последовательное рассмотрение обоснования И. Кантом всеобщности и необходимости научного знания через введение понятий вещь в себе, априорные формы чувственности (пространство и время), априорные формы рассудка (категории). Далее нужно показать, как решается проблема объективности научного познания у Канта, как соотносится теоретический и практический разум. В заключение необходимо дать краткое описание социально-политических, правовых и этических идей Канта и отметить значение философии Канта и последователей его идей в 19 и 20 вв.

Анализ второго вопроса важен для понимания того перехода, который произошел от субъективно-идеалистической философии И. Канта к грандиозной философской системе объективного идеализма Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, разработавшего диалектику как метод и учение о развитии (философские воззрения Иоганна Готлиба Фихте и Вильгельма Йозефа Фридриха Шеллинга).

Анализируя философию Гегеля в третьем вопросе необходимо начать с определения исходного пункта: тождества мышления и бытия. Рассматривая учение Гегеля о саморазвитии абсолютной идеи (логика, философия природы, философия духа) необходимо помнить, что предметом исследования для Гегеля является весь совокупный духовный и практический опыт человечества, взятый в его историческом развитии, что философия Гегеля есть «на голову поставленный материализм». Закончить данное рассмотрение рекомендуется анализом диалектического метода Гегеля и противоречием между методом и его философской системой. Большую помощь здесь могут оказать «Философские тетради» В.И. Ленина и произведение Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

В четвертом вопросе следует, прежде всего, рассмотреть Людвига Андреаса Фейербаха, младогегельянцев (Бруно Бауера и Арнольда Руге) и Карла Генриха Маркса как критиков философии Г.В.Ф. Гегеля, а затем показать разницу между ними. Л. Фейербах завершает классическую немецкую философию. Историческое значение его творчества определяется тем, что он, во-первых, подверг критике идеализм и восстановил в правах материализм в немецкой философии. Во-вторых, он подверг острой критике религию и положил начало систематической критической разработке истории христианства в немецкой философии 19 века. В-третьих, философия Л. Фейербаха явилась одним из теоретических источников марксистской философии. Оригинальной является его идея создания антропологической философии, но нужно отметить, что Фейербах был материалистом в объяснении природы и идеалистом в объяснении общества. Целесообразно использовать упоминавшуюся книгу Ф. Энгельса. Здесь дается характеристика всего домарксового материализма, его недостатков: созерцательность (пассивность сознания: «вижу – значит, знаю»), механицизм (сведение сложных форм движения материи к простым механическим), метафизичность (недиалектичность), идеализм в понимании истории (общества), отрыв теории от практики.

Переходя к философии К. Маркса необходимо помнить, что Маркс не только основатель оригинальной философии диалектического и исторического материализма, но и цельного социально-политического учения (марксизма) в единстве его трех составных частей: философии, политической экономии и научного социализма. Для понимания исторических условий появления марксизма и его идейных истоков целесообразно использовать работы В.И. Ленина «Три источника и три составные части марксизма» и «К. Маркс». В философии К. Маркс и Ф. Энгельс «очистили» диалектику Гегеля от идеализма и «соединили» ее с материализмом. Вот почему материализм Л. Фейербаха и диалектика Г.В.Ф. Гегеля стали теоретическими источниками философии марксизма. Необходимо также указать на естественнонаучные источники философии диалектического материализма: открытие клетки, экспериментальное обоснование закона сохранения и превращения энергии, эволюционное учение Чарльза Дарвина. В заключение целесообразно кратко охарактеризовать историческую судьбу философии марксизма.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Каковы характерные черты философии немецкого классического идеализма (от Канта до Гегеля)?

2. В чем состоит «коперниканский переворот» Канта в философии?

3. Что такое «вещь в себе» и чем отличается «трансцендентное» от «трансцендентального» в философии Канта?

4. Какой смысл вложил Кант в понятие «регулятивные идеи»?

5. Что нового в философию Канта внес Фихте?

6. В чем особенности «философии тождества» Шеллинга?

7. Как сочетаются система абсолютного идеализма и диалектический метод Гегеля?

 

Тема 1.6. Основные течения западной философской мысли
XIX-XXI вв.

Характерные черты философской мысли XIX-XXI вв. на Западе. Критический пересмотр принципов и традиций классической философии. Отношение к разуму и науке. Борьба сциентизма и антисциентизма в современной западной философии и ее истоки.

Условия и предпосылки формирования философии марксизма, ее характерные черты и особенности.Периодизация марксистской философии. Разработка основных положений диалектического материализма. Сущность материалистического понимания истории. Философия марксизма и современность. Исторические судьбы марксизма.

Возникновение и исторические формы позитивизма. Философские воззрения Огюста Конта, Джона Стюарта Милля, Герберта Спенсера. Эмпириокритицизм (Эрнст Мах, Рихард Авенариус). Борьба неопозитивизма против «метафизики» (Бертран Рассел, Мориц Шлик, Рудодьф Карнап, О Нейрат, Людвиг Витгенштейн). Проблема знания и языка, знака и значения. Аналитическая философия, структурализм, герменевтика. Постпозитивизм и его роль в современной науке и философии (Томас Сэмюэл Кун, Имре Лакатос(ш), Пауль (Поль) Фейерабенд). Прагматизим (Чарльз Пирс, Уильям Джемс, Джон Дьюи).

Структурализм (Клод Леви-Стросс, Мишель Поль Фуко).

Неокантианская философия Марбургской (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер) и Баденской (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) школ.

Иррационалистическая философия (Серен Кьеркегор, Эдуард Гартман, Артур Шопенгауэр). Философия жизни (Фридрих Ницше, Вильгельм Дильтей, Освальд Шпенглер, Георг Зиммель, Хосе Ортега-и-Гасет). Интуитивизм (Анри Бергсон, Николай Онуфриевич Лосский). Идея бессознательного и психоанализ (Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Эрих Фромм). Персонализм (Николай Александрович Бердяев, Лев Шестов, Эмманюэль Мунье и др.). Философская антропология (Макс Шелер, Хельмут Плеснер, Гален). Феноменология Эдмунда Гуссерля. Философия экзистенциализма (Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер, Жан Поль Сартр, Альбер Камю и др.), ее социально-гносеологические основания, проблемы и категории. Экзистенциализм и гуманизм. Неореализм (Джордж Эдуард Мур, Николай Гартман и др.). Критический реализм (Джордж Сантаяна и др.). Философская герменевтика (Ханс Георг Гадамер, Поль Рикер). Франфуртская школа (Макс Хоркхаймер, Теодор Адорно, Герберт Маркузе, Юрген Хабермас). Ноосферные концепции. Философско-исторические концепции технологического детерменизма (теории индустриализма, постиндустриализма, информационного, технотронного и т.п. общества).

Философия постструктурализма, деконструктивизма и постмодернизма, основные особенности, задачи и принципы (Ж. Деррида, Р. Барт, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бордияр, Ж. Делез, Р. Рорти и др.).

Эволюция религиозной философии в XX веке. Принципы и современное состояние неотомизма (Жак Маритен, Жильсон, Сертиланжа, Р. Гвардини, Д. фон Гильдебранд и др.). Социальные и гносеологические причины возрождения религиозных идей в философии XX века. Христианский эволюционизм Тейяра де Шардена. Этика и учение о человеке и его свободе в современных религиозно-философских концепциях. Персонализм (П. Шиллинг, М. Бубер, Э. Мунье, Д. Райт, М. Шелер, Ж. Лакруа и др.), неопротестантизм (Э. Трельч, А. Харнак, П. Тиллих, Р. Бультман, Рейенхольд и др.).

 

Практическое занятие «Основные течения западной
философской мысли XIX-XXI вв.»

(форма обучения: очная)





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 224 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2228 - | 1966 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.017 с.