Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные подходы к проблеме сознания 1 в философии - физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный (классический) материализм




3. Три главные точки зрения на вопрос о происхождении сознания: божественное, присуще всей живой природе, присуще только человеку.

1. Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ (например, вопросы природы. общества, человека, истории, бытия, познания), то проблема сознании (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную про­блему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.

В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

· сознание существует;

· оно имеет особую, идеальную природу (сущность) - данное положе­ние признают и материалисты, однако при этом считают, что идеаль­ное сознание тем не менее производно от материи.

2. В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм.

Физикализм - крайне материалистический подход к проблеме созна­ния, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

Данная точка зрения основана на множестве естественно-научных до­стижений, и, в частности, на следующих фактах:

• головной мозг человека действительно является сложнейшим "меха­низмом" природы, высшим уровнем организации материи;

• сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг - биологический орган;

• человечество получило возможность создавать искусственный интел­лект, носителем которого является машина (компьютер) - материаль­ный объект;

• медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ).

Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, - это идеальность сознания:

• образы, существующие в уме человека, не имеют материальных харак­теристик - массы, запаха, четких размеров, формы;

• сознание может "господствовать" над образами - увеличивать, умень­шать, вызывать их, "стирать";

• никому со стороны не удавалось "увидеть" сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом - ней­роны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).

Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются:

·"теория тождества" (Д. Амстронг, Дж. Смарт) - отождествляет духову процессы с другими телесными процессами - кровообращением, дыха. нием, мозговыми процессами);

·теория "элиминации" (Ф. Фейербенд) - пытается доказать то, что само понятие "дух", "духовное" - устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);

·теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что "мозг выделяет мысль, как печень - желчь").

Солипсизм - другой крайний взгляд на природу сознания, согласно которому сознание индивида - единственная достоверная реальность, а. материальный мир - его порождение (субъективный идеализм - Берк­ли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) на­ходятся:

· объективный идеализм - признает наличие как сознания, так и мате­рии, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рас­сматривает его в отрыве от личности индивида как часть "мирового со­знания";

· умеренный материализм - считает сознание особым проявлением мате­рии, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) - точка зрения, наибо­лее распространенная в российской философии.

3. Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении созна­ния. Можно выделить три основополагающие из их числа: сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение; сознание присуще всем живым организмам; сознание - свойство исключительно человеческое. Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей - живых орга­низмов, человека. Сознание "исходит" непосредственно из космоса (ДРУ' гой вариант - из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы "мирового сознания" рассеяны в природе в виде сознания жи­вых организмов и человека.

Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:

· теория монад (монадология) - первоначально выдвинута Лейбницем развита Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад - первичных ду­ховных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;

· теория Шардена, согласно которой сознание - надчеловеческая сущ­ность, "внутренняя сторона", "мозг" материи;

· теория Толбета, согласно которой Вселенная - гигантский разум, со­знание - результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

· теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика - громадный разум, который вступает в контакт с человеческим' мозгом и "заряжа­ет" его разумом;

· теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность - свойство материи.

Основная идея другой, "биологической" точки зрения: сознание - по­рождение живой природы и присуще всем живым организмам.

Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

• жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

• инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

• животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

• многие действия, совершаемые животными (особенно высшими - ко­шачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;

• животным присущи своя "мораль", правила поведения, привычки, ка­чества, борьба, лидерство, внушаемость и т. д.

Согласно "человеческой" точке зрения сознание - продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины XX в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умствен­ные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вра­щение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой "социальной" организации с распределением ролей.

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени при­суще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а са­мый высокий уровень сознания имеет человек.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 712 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2084 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.