Лекции.Орг


Поиск:




Составьтесписок из трех совершенно необходимых для вашего здоровья ресурсных состояний и заякорите их, обязательно используя комплексные якоря—т.е. полный VAKD




Упражнение 28.

■ Для всех мест вашего постоянного пребывания (как, правило, это место работы и дом) поставьте якоря

• комфорта и

• «здесь и теперь».

4.2. Накладывания ресурсов на проблемное состояние

Установление автоматической связи «триггер-ресурс». А теперь о том, почему я с самого начала предлагал вам не просто «якорить» ресурс, а делать это в связи с некоторой проблемной для вас ситуацией. Да потому, что теперь вы вполне созрели для того, чтобы приступить к первому «волшебству» НЛП — использованию техники установления автоматической связи «триггер-ресурс».

Как вы должны помнить, в НЛП триггер — это всего-навсего сигнал, который является как бы пусковой кнопкой для включения некоего состояния (иногда донельзя неприятного). Например, если вы боитесь своего начальника, триггером, включающим этот страх, для вас скорее всего будет сам вид его внушительной фигуры, но не просто, а, например, с указующим перстом. Неприят-

Исцеление с помощью HJII

ные состояния, возникающие вслед за соответствующими триггерами, обычно и являются причинами наших весьма несовершенных действий в соответствующих ситуациях. Естественно, что в ситуациях этих вы весьма нуждаетесь в совсем иных — ресурсных — состояниях (вряд ли ваш страх может рассматриваться в качестве приемлемого ресурса). С помощью техники «установление автоматической связи триггер — ресурс» вы можете сделать так, что появление триггера будет само по себе вызывать в вас это самое так необходимое вам по ситуации ресурсное состояние. Привожу описание этой техники по Дж. О'Коннору и Дж. Сеймору («Введение в НЛП»).

Подумайте о будущей ситуации, в которой, вероятно, вам понадобится то самое ресурсное состояние, которое вы только что заякорили. Что в ней является триггеромт.е., например, что вы можете использовать в качестве сигнала, который даст вам понять, что вы уже нуэюдаетесь в этом ресурсе? Найдите то, что вы видите, слышите или ощущаете прямо перед возникновением нежелательной реакции,то, что дает вам знать, что вы уже именно в неприятной для вас ситуации. Помните, что сигнал может быть внешним или внутренним. Например, любое неприятное известие, которое провоцирует у вас обострение состояния болезни, будет внешним сигналом. Но и начало внутреннего диалога («Боже, ну почему это произошло именно сейчас. Ведь теперь у меня точно начнется приступ!») тоже может быть сигналомно уже внутренним.

А теперь, раз за разом вызывая этот внешний или внутренний сигнал (просто вообразите себе его), так-же раз за разом «включайте» якорь вашего ресурса.

Если вы сделаете это достаточное количество раз (У меня от 3 до 7, но у вас, скорее всего, больше), ваш триггер станет якорем для того, чтобы вы перешли в Ресурсное состояние. И то, что обычно заставляло вас чувствовать себя плохо, теперь станет новым тригге-

С. Ковалев

ром, который будет уже переводить вас в устойчивое положительное состояние!

Пример использования этой техники. Марианна пришла ко мне по поводу небольшой школьной фобии ее двенадцатилетнего сына. Уже на первом сеансе мне удалось решить значительную часть его проблем, причем так, что цикл работы завершился, а время сеанса еще не кончилось. И тогда Марианна, видимо впечатленная результатами моих лихих якорений фобий и ресурсов (равно как и мгновенными последствиями скрещивания якорей), отослала сына «погулять в окрестностях» и, чуть запинаясь, спросила меня, не могу ли я помочь ей избавиться от головных болей, которые периодически ее мучают.

Нельзя сказать, что я немедленно проявил энтузиазм — излечение всякого рода мигреней хотя и осуществляется в НЛП с почти 100%-м результатом, но обычно занимает все же куда больше времени, чем те пятнадцать минут, которые остались до конца сеанса. Тем не менее из вежливости — а, может быть, все-таки вследствие психотерапевтической интуиции?—я спросил клиентку, как она узнает о том, что у нее начинается мигрень. Оказалось, что по легкому ощущению сдавливания в висках, которое она «изучила так хорошо, что в любой момент может воспроизвести, но боится, что снова начнет болеть голова».

Это немедленно меня заинтересовало, так как это редкость — когда, вот так, запросто, клиент предъявляет энэлперу триггер запуска своего негативного состояния да еще и сообщает, что может воспроизвести его по собственному желанию.

Я спросил Марианну, что бы она хотела иметь вместо мигрени, и через несколько минут мы сформулировали довольно четкий желаемый результат — некое ощущение спокойствия, свежести и расслабленности в голове.

Тогда я попросил клиентку припомнить любую ситуацию, когда у нее было это ощущение, а припомнив — войти в нее и ощутить все эти спокойствие, свежесть и

Исцеление с помощью НЛП

расслабленность. Как только желаемые ощущения ассоциировавшейся с ресурсной ситуацией Марианны достигли максимума (пика), я заякорил их легким прикосновением к запястью клиентки.

Остальное было уже совсем несложным. В общей сложности семь раз я просил Марианну воссоздать ощущение сдавливания в висках, после чего спустя некоторое (весьма короткое) время «включал» якорь спокойствия, свежести и расслабленности. На восьмой раз после того как Марианна вызвала это самое ощущение сдавливания — триггер мигрени, — нажимать на якорь я уже не стал. Но примерно через тридцать секунд ощущение спокойствия, свежести и расслабленности пришло к клиентке само собой...

Ободренная всем этим Марианна спросила, не могу ли я сделать ее уже просто спокойной, а лучше отстранен-но-безразличной в одной очень важной для нее ситуации — когда ее муж-бизнесмен возвращается домой пьяным («правда он никогда не задерживается»). Мы довольно быстро отыскали триггер — образ разрумянившегося и влажно-поблескивающего залитыми алкоголем глазами мужа, изо всех сил пытающегося показать и доказать, что, если он чего и выпил, то — чуть-чуть. Нашли ситуацию почти философской отстраненности и легкого безразличия, после чего заякорили соответствующее ощущение. И потренировались в установлении автоматической связи триггер-ресурс — якорь последнего я, естественно, включал после того как Марианна представляла картинку-триггер...

Следующий сеанс у сына Марианны состоялся через неделю. Уже после его окончания я поинтересовался у кли-ИПтси, как обстоят дела с ее мигренью. Марианна довольно сдержанно ответила, что «пока ее не было совсем», после чего я спросил, приходил ли ее муж за это время домой «под шафе». Оказалось, что да—два раза. И тогда я успокоился за голову клиентки, так как еще на прошлом сеансе

С. Ковалев

понял, что ее мигрень была реакцией на весьма прозаический стимул — появление «поддатого» мужа. Вторичная выгода здесь была налицо — наутро муж обнаруживал не только собственное похмелье, но еще и страдающую от жуткой головной боли жену. И будучи таким образом дважды наказанным, начинал «зализывать раны» и налаживать отношения, становясь щедрым и ласковым. Просто стимул и реакция были сильно разнесены во времени. А связь их, естественно, не осознавалась...

Создание цепочки якорей. Бывает, однако, так, что проблемное состояние является столь сильным, что вы оказываетесь не в состоянии достичь ресурсного состояния в один присест. Это как в алгебре, где, как известно, складываются положительные и отрицательные величины. И если ваше проблемное состояние можно условно оценить в -10, а ресурсное — в +3, все, что вы получите, строя связь триггер-ресурс, так это уменьшение негатива до -7. Значит, стоит усилить воздействие за счет использования цепочки якорей различной интенсивности — так, чтобы последний обязательно приводил вас в позитивное состояние.

Использование цепочки якорей хорошо проясняет принцип работы техники скрещивания или сталкивания якорей, о которой вы прочитаете далее. Однако об этом потом. А пока давайте возьмем, например, такое сложное и сильное чувство, как волнение (разумеется — неприятное) и попробуем выполнить технику построения цепочки якорей (тоже по Дж. О'Коннору и Дж. Сей-мору и их книге «Введение в НЛП»).

1. Прежде всего определите, как именно вы узнаете, что вы волнуетесь. Что внутри вас дает вам возможность узнать, что вы волнуетесь? Это чувство (какое?), образ (какой?) или звук, или внутренний голос (какой?).

2. Теперь решите, к какому первому состоянию вы хотели бы перейти, как только получите этот внутренний сигнал. К какому второму после этого первого? К

Г/Тгпеление с помощью НЛП

какому третьему и т. д.? Например, ваша «цепочка» мо-укет выглядеть следующим образом:

«волнение» —•» «спокойствие» —> «любопытство» —> «творчество».

3. Чтобы выстроить всю цепочку, сначала вспомните о времени, когда вы были очень спокойны, и закрепите это состояние кинестетическим якорем (удобнее всего использовать косточки своего кулакаво-первых, они всегда «подрукой», а во-вторых, их целых четыре (косточка большого пальца используется нами редко). Выйдите из этого состояния спокойствия и, вспомнив, когда вас обуревало любопытство, поставьте якорь этого состояния на следующей косточке. А далее проделайте это для состояния творчества (тоже «заякорите» его).

4. Теперь вам осталось сделать совсем немногое. Вернитесь к своему переживанию волнения (ну хотя бы вспомните то, из-за чего вы серьезно волновались в последний раз,но только помните, что главное здесь не ситуация волнения, а состояние волнения), и как только почувствуете, увидите или у слышите тот самый сигнал-триггер вашего волнения, включите якорь спокойствия, а когда состояние это достигнет максимума, «запустите» якорь любопытства, а послетворчества.

Делайте это столько раз, сколько нужно для того, чтобы связь волнение-спокойствие-любопытство-творчество стала автоматической. Напоминаю, что мне для того, чтобы выстроить подобную цепочку у своих клиентов, редко требуется более семи повторений. Интересно, а сколько понадобится вам?

Упражнение 29.

- Определите триггер запуска любой своей негативной реакции, необходимое вам в этой ситуации ресурсное состояние и создайте автоматическую связь триггер-ресурс.

С. Ковалев

Упражнение 30.

-> Теперь отыщите триггер возникновения у вас состояния нездоровья (приступа), определите цепочку ресурсов, необходимых вам для достижения приемлемого самочувствия и создайте работающую цепочку якорей.

4.3. Скрещивание якорей и некоторые другие техники

Принцип скрещивания якорей. А теперь перейдем к едва ли не самой важной из ипостасей якорения — технике скрещивания якорей. Скажите, что произойдет, если смешать красное и желтое? Правильно — оранжевое. А если проделать это с холодным и горячим? Да, получится теплое. Ну, а если свести вместе плохое и хорошее, что будет тогда? Совершенно верно — в результате возникнет нечто нейтральное.

Именно этот принцип «смешивания»в двух противоположных неврологических процессов и положен в НЛП в основу очень мощной техники сталкивания или скрещивания якорей.

Описание данной техники. В НЛП скрещивание якорей рекомендуется осуществлять по следующей схеме (из материалов к семинарам по НЛП ИГИСП; автор описания мне неизвестен).

1. Сядьте поудобнее, вспомните случай, когда вы были особе)то уверены в себе, полны творческой энергии или просто здоровы (выберите что-то одно).

2. Заякорите это воспоминание на своем правом колене легким нажатием своей правой руки. Убедитесь, что вы ставите якорь именно в момент, когда вы наиболее интенсивно переживаете данное воспоминание.

1Лгиеление с помощью НЛП

3. Теперь вспомните какую-либо ситуацию из своей деятельности, в которой вы неуверены, вялы или просто больны (также пока выберите что-то односоответствующее). Установите якорь левой рукой на левом своем колене.

4. Двумя руками одновременно нажмите па оба якоря. В результате две модели поведения столкнутся в одном месте и времени, так что неврологически будет необходимо интегрировать их. Ресурсное и иересурсное состояния сольются, заставляя ваш мозг искать новые возможности в ситуации, которая раньше воспринималась как проблемная, и/или менять состояние с нездорового на более здоровое.

5. Теперь вообразите себе проблемную ситуацию или ход болезни в будущем. Если ваша работа была успешной, вы обнаружите, что вам куда легче стать ресурсным в данной ситуации (по мере того как вы будете представлять ситуацию, будут появляться признаки ресурсного состояния). И будьте уверены в том, что впоследствии вы сможете действительно испытать «ресур-сность», попав в соответствующую проблемную ситуацию. И/или просто выздороветь значительно быстрее.

Многократное рссурсирование. Скрещивание якорей во имя излечения болезни — процесс не очень-то и простой. Ибо само по себе болезненное состояние является столь мощным негативным якорем, что для уничтожения его вам понадобится не менее мощный позитивный якорь.

Впрочем, мощные якоря нужны нам не только для этого. Лично я очень уважаю поговорку: «запас карман не тянет». А вы ее уважаете? Если да, то, во-первых, начиная с этого момента, якорите все свои «приятности» и Достижения (я, например, это делаю автоматически). А во-вторых (уже для ситуации скрещивания якорей и просто так), сделайте технику многократного ресурсирова-ния (название достаточно условное), для этого надо

С. Ковалев

вспомнить и заякорить в качестве ресурсов, например, следующие ситуации (я почерпнул их у Ф. Фанча из описанного им в книге «Пути преобразования. Общие модули процессинга» модуля «Улучшение») — когда вы:

были счастливы

были преуспевшим хоть в чем-то

были любимым

были любящим

были уверенным

были продуктивным

создавали что-то

заботились о ком-то

достигали чего-то

наслаждались чем-либо

выигрывали

совершенствовались

получали подарок

дружили

чувствовали себя богатым

видели что-то приятное

имели больше, чем нужно

обладали запасом времени

столкнулись с приятной неожиданностью

узнали что-то новое

раскрыли тайну

хорошо узнали кого-то

хорошо поняли что-то

сделали правильный выбор

чувствовали себя победителем.

Список этот может быть продолжен и далее. Однако и этого полие достаточно для того, чтобы перенастраивать свой мозг на необходимое вам ресурсное состояние.

Пример скрещивания якорей с многократным ресурсированием. Веронику Петровну привезла ко мне дочь — зав. отделом одного из крупных коммерческих банков. Причина, по которой они меня посетили, была

г*г иеление с помощью НЛП177

печальна, но, увы, прозаична: сразу же после «скоропостижного» (по сокращению) выхода на пенсию у Вероники Петровны началась глубокая депрессия, сопровождаемая целым «букетом» соматических симптомов, среди которых нарушения сердечной деятельности было далеко не самым страшным...

К счастью, здесь налицо присутствовала «психологическая» составляющая ее соматических заболеваний. И потому сам лечащий врач Вероники Петровны настоятельно попросил ее в обязательном порядке «проконсультироваться у специалиста по душевному здоровью—лучше у психотерапевта».

Я взялся за дело, но где-то через три сеанса этот случай, который вначале казался мне не слишком сложным, начал представать как едва ли не тупиковый. Несмотря на все мои терапевтические интервенции, серьезное изменение состояния клиентки не наступало, а сама по себе работа с ней осложнялась тем, что мы никак не могли найти подходящего ресурса для перемещения из НС в ЖС. Вероника Петровна упорно твердила, что ее больше ничего хорошего не ждет и что ничего такого в своей жизни, что могло бы ей помочь в борьбе с депрессией и в движении к душевному и физическому здоровью, она не помнит.

И тогда, слегка отчаявшись, я решил воспользоваться техникой многократно ресурсирования. И начал задавать Веронике Петровне вопросы из вышеприведенного списка, каждый раз ассоциируя ее с ресурсным состоянием и «якоря» это состояние в одном и том же месте на правой руке клиентки (якорь ее нынешнего нежелательного состояния — депрессии и всего прочего соматического — я уже «выставил» на ее левой руке).

К концу этой процедуры Вероника Петровна оживилась и разрумянилась, так что результаты работы по «нагонке» ресурсов были, как говорится, налицо. И тогда я, предупредив клиентку о том, что сейчас она испытает странные ощущения и состояния, которые через некоторое время

С. Ковалев

благополучно разрешатся, одновременным нажатием двух своих рук «включил» оба якоря — и депрессии, и ресурсов.

Скрещивание, или, иначе, слияние, якорей — это в общем-то рутинная операция, которую я часто делаю в торпедо-режиме (т.е. очень быстро и совершенно незаметно для клиента). Здесь эта процедура оказалась едва ли не главной из всех терапевтических интервенций, потому что более рациональными методами мне не удалось преодолеть явственную и чрезвычайно сильную вторичную выгоду от симптомов Вероники Петровны (к этому времени я их уже выяснил). А именно сбросить с себя всякую и любую ответственность за себя и других. Отойти в сторону от обидевшей ее жизни и нечутких людей — коллег и сослуживцев, которым она так много сделала, но которые так ее оскорбили, «выпроводив» на пенсию. А после и уйти из этой жизни, чтобы они поняли, кого потеряли, и страдали, и винились — но уйти по-христиански, не накладывая на себя руки, а просто тихо угасая в укор и в упрек всем не понявшим, как она была нужна им, чтобы уже их собственная совесть до конца наказывала их за содеянное...

Наверное, именно из-за этого слитного и мощного комплекса вторичных выгод процедура слияния якорей у Вероники Петровны проходила очень драматично. Как только я одновременно включил два якоря, лицо ее исказилось и как бы разделилось на две половинки, жившие своей, независимой жизнью. Чуть дальше она спонтанно ушла в транс, закрыв глаза и обмякнув в кресле. Потом очнулась и попыталась отнять руки. Снова ушла в транс — уже с полузакрытыми глазами, и по лихорадочным скачкообразным движениям ее глазных яблок можно было понять, что бессознательное Вероники Петровны с огромной скоростью «прокручивает» какие-то ситуации, с которыми одновременно и разбирается.

Все это длилось минут пять — довольно долгий срок для слияния якорей (обычно требуется 30 — 40

Исцеление с помощью НЛП

секунд)- А потом лицо клиентки как бы расслабилось и «склеилось» —две его половинки стали одним целым, а лицевая асимметрия исчезла. И я понял, что опять произошло оно — психотерапевтическое чудо, ради сотворения которого я, наверное, и стал энэлпером. Так и оказалось. Депрессия пошла на убыль практически сразу. А для того чтобы убрать соматические проявления, понадобилось еще только два сеанса...

Использование якорей для самосовершенствования. В принципе, вы уже знаете почти все о якорении. И, слегка потренировавшись, скоро сможете якорить ресурсы, устанавливать автоматические связи триггер-ресурс, и скрещивать «коня и трепетную лань», то есть позитивное и негативное, дабы добиться нейтрального. Но мастерство энэлпера заключается не только и не столько в виртуозном владении техниками. Более всего оно проявляется в интуитивном и вдохновенном расширении вариантов их применения — очень далеко за пределы первоначального назначения этих техник и для целей не лечения, но совершенствования человека.

Для примера приведу вам простую технику НЛП — «ресурсной репетиции».

Она используется, например, тогда, когда вы ощущаете некомпетентность, тревожность или неуверенность по поводу каких-либо своих будущих действий, что, конечно же, помешает вам сделать их эффективными. Во всех подобных случаях сделайте следующее (описание техники сделано мною).

1. Представьте себе эту самую будущую ситуацию, которая вас тревожит или к которой вы ощущаете себя недостаточно подготовленным.

2. Мысленно внимательно рассмотрите ее и попытайтесь понять, какое ресурсное состояние необходимо вам для того, чтобы это самое чувство «готовности» ко всему у вас появилось.

3. Найдите в себе этот ресурс и заякорите его.

С. Ковалев

4. Теперь включите якорь снова, вернитесь к тревожащей вас ситуации и просмотрите ее от начала до конца. Не удивляйтесь, если ситуация эта внезапно, как по волшебству, изменится в лучшую сторону. Если Dice это произойдет в недостаточной степени, определите, в каких еще ресурсах вы нуждаетесь, и повторите шаги 34.

Вариантов этой и подобной ей техник множество. Например, вы можете просто сделать свое состояние оптимальным для чего угодно. Предположим, вам нужно что-то понять (ну, хотя бы, учебный материал) — срочно и хорошо. Что ж, просто заякорите ресурс «хорошо понял что-то» и включите его на все время вашего понимания. Гарантирую, что поймете вы то, что вам необходимо понять, куда быстрее. Вносите в любые ситуации необходимые ресурсы и вы куда легче и быстрее обретете желанное и искомое.

Однако можно сделать и нечто большее для собственного самосовершенствования: одним махом перевести себя на совершенно новый уровень — здоровья или компетенции. Если воспользоваться весьма экзотической техникой, которая в НЛП называется «Круг совершенства».

Техника «Круг совершенства». Цель этой техники заключается в том, чтобы восстановить, описать, укрепить и дополнить ресурсные состояния тела и психики человека. Дабы добавить их к тем контекстам (ситуациям), от которых он желает большего совершенства. В сути своей это просто скрещивание якорей с многократным ресурсированием. Делается же техника «Круг совершенства» следующим образом (привожу наиболее удачное, на мой взгляд, описание этой техники, взятое из материалов ранних семинаров по НЛП ИГИСП, автор коего мне неизвестен).

1. Определите совершенное состояние. Выберите опыт совершенства из вашего прошлогоопыт, в котором все ваши ресурсы были для вас доступны таким

Мгиеление с помощью НЛП

образом, что это позволяло вам быть в «наилучшей фор-ме» и действовать в полную меру своих способностей.

2. Создайте Круг совершенства. Нарисуйте воображаемый круг на полу. Вообразите, что этоваш Круг совершенства. И попытайтесь представить, что в нем появляется цветкакой?

3. Достигните (вспомните) состояния (е) совершенства, опишите его, дополните, если надо, и ассоциируйте с кругом (просто войдя в него в «совершенном» состоянии):

а) достигнитепереживите вновь ваш опыт совершенного состояния, как будто это происходит сейчас;

б) опишитеосознайте свою позу, дыхание, внутренние образы, звуки и, особенно, как вы смотрите и слушаете все, что там есть;

в) дополнитеесли ощущение не совсем полное, дополните его путем систематического изменения вашей физиологии, пока вы не получите сильного и полного переживания. Определите наиболее яркие или «выпуклые» ощущения (чувства, тип дыхания, образ или звук), которые создают «дополненное» состояние совершенства, и определите, как вы выглядите и как звучит ваш голос в этом состоянии.

4. Осуществите разделение состояний. Выйдите из круга и вернитесь в ваше обычное состояние.

5. Проверка: теперь вступите в круг и проверьте, получили ли вы спонтанно все физиологические ощуще-<шя совершенства. Выйдите из круга. И еще несколько раз повторите эти вход и выход. Если о/се вам не удается полностью достичь чувства совершенства без сознательного усилия, вернитесь к шагу 3.

6. Создайте необходимый контекст. Определите УдущуЮ ситуацию, которая обычно для вас бывала про-Лематичной, но в которой бы вы хотели быть способам в любой момент автоматически получить чувство

182С. Ковалев

совершенства. Найдите триггер этой ситуации (то, что вы видите, слышите и чувствуете такого, что дает вам знать, что проблема начинается).

7. Установите связи. Мысленно поставьте себя в эту ситуацию, вступите в круг и, получив доступ к совершенству, посмотрите, каким образом все это совершенство отражается на ситуации. Заметьте виды связи, которую вы можете установить со своим совершенством. Выйдите из круга.

8. Осуществите проверку. Опять подумайте о той, будущей ситуации. Можете даже задать себе несколько вопросов о ней (например, «Что происходит сейчас, когда я думаю о том, что обычно происходило для меня плохо или было трудным для меня?»). Главное здесь быстро и автоматически достигнуть состояния совершенства. Вы можете проверить это, замечая, присутствуют ли определяющие ощущение совершенства признаки из вашего описания (шаг 3).

Упражнение 31.

■ Определите несколько тревожащих или досаждающих вам реакций, заякорите каждую из них. Подберите и опять-таки заякорите подходящие ресурсы. И осуществите скрещивание якорей — разумеется, последовательно для каждой ситуации.

Упражнение 32.

■ Заякорите свое болезненное состояние, осуществите многократное ре-сурсирование и опять-таки скрестите якоря. Делайте это до тех пор, пока болезненное состояние не уменьшится до приемлемого уровня.

i/frцеление с помощью НЛП

Упражнение 33.

- Составьте список всех тревожащих или досаждающих вам (в том числе и по причине какой-то вашей некомпетентности) ситуаций и осуществите для них ресурсные репетиции.

Упражнение 34.

■ Взяв за основу состояние абсолютного здоровья (не верю, что у вас никогда его не было), проделайте технику «Круг совершенства», используя в качестве проблемной ситуации обострения и приступы вашей болезни.

Однажды Сэппо вытянул руку перед монахом, сжал кулак перед самым его носом и сказал:

Весь мир, обычные люди и святые, мужчины и женщины, священники и миряне, горы и реки, великая землявсе это содержится в одном сжатии моего кулака!

Глава 5. ПО ЕДИНОМУ ВЗМАХУ

Немногие умы гибнут от износа. По большей части они ржавеют от неупотребления. К. Боуви

Метод якорения, который я изложил для вас в предыдущей главе, вообще-то используется во всех основных модальностях, представляющих ипостаси человеческого опыта — визуальной, аудиальной и кинестетической. Однако главной его модальностью была, есть и будет модальность кинестетическая — визуальное и аудиальное якоре-ние встречается в НЛП куда реже. А вот исторически более поздний, но тоже универсальный метод НЛП — метод взмаха — почти целиком и полностью выполняется именно в визуальной модальности. Поскольку представляет собой некоторое сознательное оперирование картинками и образами, где кинестетические чувства и ощущения играют подчиненную — в основном, сигнальную — роль. Познакомимся же с этим универсальным методом поближе, изучив:

• базовые техники взмаха,

• внеконтекстные и некоторые иные взмахи, а также

г/Тгнеление с помощью НЛП

• технику создания Сильного Себя.

5.1. Базовые техники взмаха

Взмах как магическое действо. Из воспоминаний глубокого детства: «Взмахнула лебедь крыльями и обернулась прекрасной девицей». Или: «Махнул тут дракон крыльями и превратился в красивого юношу». Или: «И тогда взмахнула платком Василиса Прекрасная и оборотилась птицей небесною».

Скажите, что объединяет три вышеприведенных отрывка? Только два момента: взмах (крыльями ли, платком ли — не важно) — и мгновенное чудесное превращение. Не знаю, как вы, а я в детстве и даже позднее частенько горько сетовал на то, что не обладаю таким вот могучим взмахом, чтобы с его помощью превращаться в кого захочу...

Что, вы тоже сетуете по этому поводу? Напрасно! Я же сказал, что сетовал — то есть не сетую теперь. Ибо в самом начале своего изучения неиролингвистического программирования познакомился с удивительно эффективной техникой личностных превращений, которая как раз и называется совсем по сказочному: техника взмаха.

Пример использования техники взмаха. Борис обратился ко мне с пустячной для многих, но отнюдь не для него (как же часто мы глупо-снобистски считаем волнующие других проблемы пустяками, даже не пытаясь войти в чужую «карту», в которой этот пустяк — проблемище) проблемой: страхом перед инспекторами ГАИ, а ныне

ГИБДД

. Я попросил его представить эту встречу и по изменившемуся лицу Бориса понял, что проблема налицо (простите за невольный каламбур). Тогда я предложил ему Сделать следующее. Вообразить, что он как бы уходит в отпуск от самого себя, а я на все время этого отпуска буду его заменять. Как «исполняющий обязанности» Бориса, я,

С. Ковалев

естественно, должен делать все то, что делает и он. А значит, и бояться инспекторов ГАИ так же, как боится он. А раз так, я должен знать, когда именно мне надо начинать их бояться. Так что я должен увидеть или услышать для того, чтобы точно знать, что мне надо начинать бояться?

Вы уже поняли, что я решил определить с помощью этого приема (в НЛП он называется техника «отпуск от самого себя»)! Да, вы правы, именно это. Триггер (он же ключ), запускающий программу страха. Ту самую картинку (хотя бывает, что и звук), которую мозг Бориса закодировал как «исходную» для возникновения этого чувства. Некий «пусковой» файл этой не слишком приятной программы его биокомпьютера.

Оказалось, что картинка-триггер выглядит донельзя просто: инспектор ГАИ, поднимающий жезл (а дальше уже только страх, потливость, жалкие оправдания и прочее весьма неприятное). И я попросил Бориса, обведя эту картинку рамкой, на время оставить ее в покое, задавшись другим интересным вопросом: может ли он вообразить себя таким, для которого это — не проблема?

Довольно быстро мы установили, что «таким, для которого это — не проблема» — то есть спокойным, невозмутимым, расслабленным и уверенным в себе, Борис бывает на совещаниях руководимого им отдела. Тогда я попросил его представить себя таким, какой он есть на совещаниях, и, убедившись, что этот образ себя ему нравится и что он подходит к ситуации с гаишниками (то самое требование экологии — например, свойственный многим руководителям начальственно-повелительный тон был бы здесь совершенно неуместен), приступил к следующей простой манипуляции.

Сначала я попросил Бориса увидеть картинку-триггер — большой и яркой. Затем в ее нижний правый угол поместить образ себя из ситуации совещания — невозмутимого, спокойного, расслабленного и уверенного в себе, но маленького и темного. И сразу, как только я

и сцеление с помощью НЛП __________ 187

произнесу волшебные слова «раз, два, три — ВЗМАХ!», очень быстро представить, как маленький и темный образ нового себя, увеличивая размеры и яркость, перекрывает картинку с инспектором ГАИ, которая также быстро потемнеет и скукожится.

Я предложил Борису сделать так семь раз, все ускоряя процесс взмаха, но обязательно очищая «экран воображения» — например, просто глядя на любой предмет в Komi ите—в перерыве между взмахами. И подчеркнул, что такое вот «очищение» — это очень важное условие. Ибо взмах должен делаться только в одном направлении: от картинки-триггера к образу нового себя. А если он в перерыве между взмахами не очистит экран, чисто машинально его мозг может сделать обратный взмах (от уверенного образа к картинке его неуверенности), что ни к чему хорошему не приведет.

После того как мы с Борисом семь раз (тут я немного перестраховался — обычно хватает трех-пяти повторений) осуществили процедуру взмаха, при последующей проверке (представлении картинки-триггера) обнаружилось, что образ инспектора ГАИ не только не вызывает у него больше никаких отрицательных эмоций, но и попросту как-то «не воспроизводится». А через час после того, как мы расстались, он позвонил мне, чтобы радостно сообщить, что по дороге домой его остановили гаишники, но это не только не испугало его, но, наоборот, — «вы бы видели, как спокойно и уверенно я с ними разговаривал — ну точно так, как со своими подчиненными...»

Взмах и основы его теории. Для любителей теорий могу коротко сообщить, что в технике взмаха мы работаем с таким мощнейшим психологическим образованием, как Образ Самого Себя. Именно этот образ и является для нашего мозга своеобразной записью программы поведения в соответствующей ситуации. Но если образ этот не эффективен, ситуация становится заведомо проигрышной. И тогда мы предлагаем соб-

С. Ковалев

ственному мозгу новый — эффективный образ себя, который отныне становится новой же программой поведения в этой ранее проигрышной, а теперь вполне удачной ситуации...

Могу также сообщить вам, что основные затруднения в использовании техники взмаха обычно связаны с двумя моментами: картинкой-триггером (ее нужно определить максимально точно — т.е. найти именно то, что запускает реакцию) и новым образом себя. С первым мы с вами уже немного разобрались — здесь очень хорошо работает прием «отпуск от самого себя». Что же касается поиска этого самого нового образа (себя), то он заметно облегчится, если вы поймете, что образ этот можно не только вспомнить (так, как мы это сделали с Борисом — ведь если вы, например, неспокойны в какой-то ситуации, не может быть, что в вашей жизни не существует ситуаций, в которых вы бываете весьма спокойны), но и вообразить. Как бы «скалькировать» нового себя с кого-нибудь из знакомых, для которых эта ситуация не проблема, или даже с литературного или киногероя (а что в этой ситуации сделали бы Супермен или Бэтман?). Для того чтобы это осуществилось, я обычно предлагаю своим клиентам сделать следующую технику создания желаемого образа себя (описание техники сделано мною).

1. Отыщите реального человека или воображаемого героя, который способен эффективно и «экологично» справиться с представляющей для вас затруднения ситуацией.

2. Разверните эту ситуацию как кинофильм или видеоклип и несколько раз посмотрите, как именно этот человек или герой действует в ней, играя роль в этом фильме или клипе.

3. Теперь, если вас устраивает образ этих действий, как бы «выньте» этого человека или героя из первого кадра фильма или клипа, «вставьте» туда себя и еще несколько раз просмотрите этот фильм или клип, но уже с со-

т/ff иеление с помощью НЛП

бой в главной роли и действующим так, как до вас действовали все тот лее герой или человек. Все, что вас будет не устраивать (не нравиться) в новом поведении, измените, использовав собственное воображение.

4. И, наконец, как следует наигравшись, «извлеки-те» из фильма или клипа новый образ эффективного себя и уже с ним осуществите изменение с помощью техники взмаха.

Простое описание техники взмаха. Для того чтобы пункт 4 вы осуществили грамотно и, как говорится, «с чувством, толком и с расстановкой», познакомьтесь с важнейшими этапами и стадиями осуществления простого варианта техники взмаха (описание взято мною из книги Р. Бэндлера «Используйте свой мозг для изменения»).

1. Выясните контекст, т.е. сначала определите, где вы «поломались» или «застряли». Когда или где вы хотели бы вести себя или реагировать иначе, чем сейчас?

2. Определите картинку-триггер («пусковую картину»). Найдите то, что вы на самом деле видите непосредственно перед тем, как начать вести себя так, как вам не нравится. Эта картина обычно ассоциирована (т.е. вы видите ее как бы из своих глаз и не видите себя в этой картине). Многие в этот момент находятся на «автопилоте», и потому иногда стоит реально проделать то, что должно предшествовать этому нежелательному поведению, дабы увидеть, как все это выглядит, и найти триггер. Если же вы сейчас занимаетесь просто проверкой техники взмаха, имейте в виду: поскольку это стимул некой реакции, которая вам не нравится, с этой картиной должно быть ассоциировано хотя бы что-то "еприятное. Чем более это неприятно, тем лучше сработает.

3. Создайте образ результата (нового себя). Сделайте (сконструируйте и вообразите) этот образка-Ким бы вы себя видели, если бы уже достигли желаемого изменения. Каким бы вы были, если бы то, где вы

190С. Ковале й

«поломались» или «застряли», не было бы для вас проблемой. «Регулируйте» этот образ, пока не получите такой, который «экологичен» и действительно привлекателенкоторый сильно влечет вас и нравится вам.

4. Взмах. Теперь «махните» эти две картины. Сначала увидьте ту, «пусковую», картину, большую и яркую. Потом в нижний правый угол поместите маленький темный образ нового себя. А теперь пусть маленький темный образ быстро увеличивает размеры и яркость, перекроет первую картину, которая так же быстро потемнеем и скукожится. Потом «очистите экран» и «махните» эти две картины сновапять раз в общей сложности. Непременно очищайте экран в конце каждого взмаха!

5. Проверка.

а) Теперь вызовите тот первый образ. Что происходит? Если взмах был эффективен, это просто трудно будет сделать. «Картинка-триггер» будет стремиться исчезнуть и замениться вторым образом, желательным.

б) Другой способ проверкиповеденческий. Найдите способ воссоздать ситуацию, представленную в ключевой картине, и проверьте, как вы теперь поступите.

Если во время проверки все еще присутствует старое поведение, снова проделайте технику взмаха. Посмотрите, что вы упустили и что еще можно сделать, чтобы этот процесс заработал.

Условия эффективных взмахов. Если взмах не получился, то это значит, что вы что-то сделали не так. Что именно? Отчасти я об этом уже говорил. Не обнаружили «истинную» картинку-триггер (то, что действительно «запускает» нежелательное состояние или поведение). И не нашли устраивающий ваше бессознательное новый образ себя. Это — как основное и главное т. е. необходимое. А чтобы оно стало еще и достаточным, сообщаю вам четыре (пока) условия эффективных «взмахов» (привожу их по книге «Измените свое мышление и

i/Гл пеление с помощью НЛП ______________ 191

оспользуйтесь результатами» К. и С. Андреас — уди-лтельно плодовитых энэлперов, с техниками которых У не раз еще встретитесь на страницах этой книги).

1. Одновременность (синхронность). Для эффективности взмаха необходимо, чтобы изменения происходили как бы одновременно — то есть чтобы картинка-триггер синхронно заменялась на новый образ себя.

2. Направление. Взмах «работает», если его делают только в одном направлении — от картинки-триггера к желаемому образу самого себя. Поэтому обязательно используйте между процедурами явно и ярко выраженное промежуточное «разделяющее» состояние (как бы «сепаратор»). Например, перед каждым повторением «очищайте экран», если работали с открытыми глазами (для чего посмотрите на любые окружающие вас предметы). Или просто открывайте глаза, если во время взмаха они были у вас закрыты.

3. Скорость. Чем быстрее выполняется процедура взмаха, тем лучше. Поэтому сначала вы можете медленно проделать все шаги этой техники, чтобы понять их. Однако во время выполнения процедуры смена образов должна осуществляться как можно быстрее.

4. Повторение. Для закрепления результата взмаха обычно достаточно 3-5 повторений. Если же это не произошло и после десяти повторов, вам явно нужно внести какие-то изменения в процедуру, дабы техника эта «заработала».

Пошаговая запись техники взмаха. Несмотря на то, что взмах — это очень простая техника низшего Уровня НЛП, первый опыт его осуществления не всегда бывает удачным. Поэтому я рекомендую вам потренироваться на ком-нибудь другом и, разумеется, на какой-то не слишком существенной проблеме. Так что станьте психотерапевтом и проделайте взмах с этим самым другим. Помня, однако, что сейчас это нужно °ольше вам, чем ему, ибо вы просто тренируетесь (как

С. Ковалев

известно, лучший способ понять что-то самому__.

объяснить это что-то другому). И, соответственно, ни в коем случае не пытаясь сразу взяться за какую-то серьезную проблему вашего партнера. А я, дабы вам легче было тренироваться, дам вам пошаговое описание техники взмаха (из книги В. Макдональда «Руководство по субмодальностям»).

Шаг 1. Пусть ваш «подопытный» определит что-то не слишком серьезное, что он хотел бы изменить. Некое чувство, которое возникает в конкретной ситуации и заставляет его поступать не лучшим образом.

Шаг 2. Теперь попросите его закрыть глаза и видеть то, что он бы мог видеть, если бы был там, в той ситуации. Спросите, возникает ли у него это чувство. Если нет, подберите что-нибудь еще (вернитесь на шаг 1). Если доступ к неприятным чувствам получен, прервитесь, чтобы дать партнеру возможность «очистить экран».

Шаг 3. Попросите вашего «подопытного» сделать большую яркую квадратную картинку того, что он мог бы видеть, если бы он был там, в той ситуации. Убедитесь, что он нанес рамку вокруг этой картинки.

Шаг 4. Теперь предложите партнеру создать новый образ себякак если бы он уже сделал желаемое изменение и стал таким, каким он хочет быть. Спросите, нравятся ли ему или нет чувства, порождаемые этим новьш образом себя.

Шаг 5. Проконсультируйте «подопытного» о способе, с помощью которого он сейчас осуществит желаемое изменение. «В этой первой картинке ты видишь то, что предшествует неприятному чувству и/или нежелательному поведению. Во второй картинке ты видишь себя такого, который может справиться с этой ситуацией. Сожми эту картинку хорошего себя, пока она не станет маленькой и темной. Затем возьми «большую» картинкуту, которая с рамкой вокруг, и помести эту маленькую в угол большой. Эта большая картинка яркая,

тлгпеление с помощью НЛП

а маленькаятемная. Затем позволь этой большой картинке начать медленно становиться темнее, в то время как маленькая начнет становиться больше и ярче, больше и ярче, пока она полностью не покроет этот первоначальный образ. Первая картинка становится настолько темной, что исчезает, и все, что ты видишь,это только вторая. Затем остановись и открой свои глаза, что-Оы очистить экран. Проделай это только один раз».

Шаг 6. Проверьте, что партнер понял ваши инструкции и способен выполнить их.

Шаг 7. Теперь предложите «подопытному» сделать все, что описано в шаге 5, быстро, используя не больше времени, чем тратится на то, чтобы сказать «взмах».

Шаг 8. «Протестируйте» партнера, попросив его увидеть первую «большую» картинку. Если все в порядке, он либо ее не видит, либо уже не испытывает по ее поводу никаких неприятных чувств.

Полное описание этой техники. И только теперь, после этого эксперимента — надеюсь, удачного — внимательно прочитайте и усвойте нижеследующий («классический»!) алгоритм исполнения техники взмаха — именно его вам лучше всего использовать в работе со своим, а, может быть, и с чьим-то другим здоровьем. Если, конечно, вы уже созрели для этого.

Напоминаю, что я привожу здесь классическое описание техники взмаха в варианте для работы с клиентом. Почерпнул я его из раздаточного материала к семинарам по НЛП ИГИСП, поэтому не могу точно указать автора данного описания.

/. Определите нежелательное поведение (реакцию) клиента (например, кусание ногтей, волнение перед экзаменом и т.д.настоящее состояние).

2. Выясните картину-триггер:

а) определите, какие именно визуальные ключи доступа предшествуют нежелательному поведению (реак-Чии), например: «Когда Вы кусаете ногтичто именно

7-1194

С. Ковалев

Вы видите/чувствуете/слышите, что подталкивает Вас к необходимости кусать ногти?», «Когда Вы волнуетесьчто Вы видите/слышите/чувствуете, что заставляет Вас волноваться?»

Если человек определит только лишь аудиальные или кшэстетические ключи (триггеры), сделайте наложение на визуальный ключ. «Если бы этот звук/чувство было бы картинкой, как бы она выглядела?»

б) попросите клиента создать большой яркий ассоциированный образ того, что он видит как раз перед началом нежелательного поведения. Откалибруйте его «внешнее поведение» (должно проявиться нежелательное чувство или поведение!) и скажите: «А сейчас на минутку отложите картинку в сторону».

3. Создайте картину нового образажелаемое состояние.

Скажите клиенту: «Представьте картинку себякаким бы Вы были, если бы у Вас больше не было этой трудности. Каким другим человеком Вы бы видели себя, если бы освободились от этого нежелательного поведения?» Убедитесь в том, что он представляет себе диссоциированную картинку себя как другого человекаболее способного и имеющего больше выборов. Убедитесь в том, что картинка:

а) отражает повое качество клиента, а не какое-нибудь конкретное поведение;

б) диссоциирована и остается таковой;

в) нравится клиенту и

г) не имеет узкого контекста (здесь просто сделайте фон вокруг образа как можно более размытым).

Экологическая проверка.

Скажите клиенту: «Глядя на это изображение самого себя таким, каким Вы хотите быть, подумайте, есть ли у Вас какие-нибудь колебания относительно того, чтобы стать таким человеком?» Используйте любые возражения для того, чтобы изменить образ так,

Исцеление с помощью НЛ]

чтобы клиент оказался или стал полностью согласен с новым образом себя.

5. Подготовка к взмаху.

Скажите клиенту: «Создайте большой яркий ассоциированный образ триггера (шаг 2) и поместите небольшую темную картинку желаемого образа себя (шаг 3) в середину этого образа».

6. Взмах.

Скажите клиенту: «Представьте, как картинка желаемого образа самого себя быстро становится больше и ярче, а картина триггера в то же время уменьшается в размерах и становится тусклой и не столь яркой. Затем откройте глаза или сотрите изображение со своего визуального канала, посмотрев на что угодно».

Повторите эту процедуру пять раз, всякий раз ускоряя процесс. Не забудьте делать перерыв после каждого взмаха для того, чтобы последовательность взмаха шла в одном направлении.

7. Проверка.

Скажите клиенту: «Представьте себе ту самую ситуацию: «что происходит?»

Если техника взмаха удалась, то удержать картинку триггера (шаг 2) будет нелегко; естественным путем ее заменит новый желаемый образ себя (шаг 3). Если образ (шаг 2) все еще сохраняется, то надо еще несколько раз проделать этап 6, после чего провести еще одну проверку.

Некоторые предостережения и ограничения. А теперь внимание: не вдаваясь в подробности (о них вы узнаете далее), сообщаю, что эта модель взмаха основывается на размере и яркости и только для 70 % людей может приводить к успешному результату. Однако если вы адаптируете технику взмаха к индивидуальности вашего клиента, количество успешных случаев возрастает. О том, Как осуществить эту адаптацию, вы поймете, прочитав гла-ВУ 6 части I этой книги, которая не случайно называется

С. Ковалев

высокопарно и торжественно: «Их величества субмо-дальности».

Упрощение варианты «взмаховых» техник. Очень может быть, что вышеприведенное описание неприятно поразило вас своей сложностью. Не огорчайтесь — после небольшой тренировки оно станет восприниматься вами как простое и естественное. Если же этого не произойдет, никто не мешает вам воспользоваться упрощенными моделями взмаха, которые я обнаружил у Дж. Грэхэма в уже упоминавшейся его книге «Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик».

Первая из них называется техника приближения. Ну а делается она так.

Представьте себе, что перед вами стоит проектор для показа слайдов (или кинопроектор, если вы отдаете предпочтение фильму). Этот проектор оборудован специальным объективом, способным приближать или удалять изображение.

Теперь начинайте просматривать черно-белые фотографии или фильм своих, связанных с проблемой образов. Поскольку этот фильм вы снимали сами, то в кадре вас нет. Учтите, что вам следует концентрировать внимание не на обобщающих картинах всего образа жизни, а на конкретных эпизодах и ситуациях.

Теперь начните понемногу отдалять изображение с помощью объектива. Вскоре картинка на экране превратится в неясное размытое пятно, и вы попробуете приблизить изображение к себе. Пятно начинает разрастаться, занимает собой весь экран и медленно проясняется, превращаясь в совершенно другую фотографию или фильм. На этот раз снимал кто-то другой, и вы видите себя на экранетакого, для которого все это не проблема. Всмотритесь в изобраэ/сение и поймите, что видите себя изменившимся. Новыйцветнойобраз все растет и полностью вытесняет черно-белое изображение.

i/ff целение с помощью НЛП _____________ 197

По мнению Дж. Грэхема, эту процедуру нужно, как и в обычном взмахе, проделать раз пять, каждый раз останавливаясь на приятном, красивом и четком изображении. После каждого повтора необходимо делать перерыв и открывать глаза. По мере того как вы будете проделывать все это, первый, малоприятный слайд или фильм начнет становится все более темным и неразборчивым, тогда как второй — все более ярким и отчетливым. Если же довести выполнение упражнения до автоматизма, то в реальной жизни каждый раз на смену неприятному образу (и поведению) будет появляться яркий и светлый образ (и поведение) измененного себя.

Второе упражнение представляет собой еще одну вариацию на тему взмаха, в которой, правда, вместо образа самого себя вам предлагают насладиться приятной ситуацией. Что ж, это тоже может помочь—в основном для создания нового отношения к неприятной ситуации. Хотя будет лучше и полезнее, если на втором слайде окажетесь именно вы—тот, для которого все это не проблема.

Поскольку сам Дж. Грехэм назвал эту технику взмахом, а это все-таки не взмах в его классической последовательности действий, я поименовал эту процедуру техникой замены нежелательной ситуации. Делается же она так.

Представьте себе диапроектор с двойной рамкой. В рамку вставляется два слайда. Один находится перед объективом, второйсбоку от проектора. Чтобы сменить изображение на экране, достаточно подвинуть рам-ку так, чтобы второй слайд передвинулся к объективу.

Первый слайдчерно-белый, нечеткий, вас на нем нет. Второй слайдцветной, яркий, отчетливый. Первое изображение удаленное, второе снять крупным пла-»ом. На первом слайденежелательная для вас ситуа-Чия, связанная с чем-то, что вы стремитесь изменить. Как только вы увидите и узнаете ситуацию на первом слайде, немедленно смените слайд. На втором слайде

С. Ковалев

запечатлена ситуация приятная и приемлемая, думать о которой вам легко и радостно. Изменение изображения долэ/сно быть очень быстрым, как взмах руки.

Таким образом, вы с закрытыми глазами представляете себе первую проблемную ситуацию, а затем очень быстро меняете изображение, как если бы сдвинули рамку со слайдами в диапроекторе. Повторить это необходимо несколько раз.

Упражнение 35.

■ Найдите любую свою не слишком желательную привычку, которая явно вредит вашему здоровью (только не начинайте с курения, ибо работа с ним нуждается в дополнительных техниках), определите триггер, запускающий программу этого нежелательного поведения, создайте образ нового себя и осуществите взмах с использованием

• базовых техник,

• упрощенных техник.

Упражнение 36.

■ В течение нескольких дней внимательно наблюдайте за собой в привычных ситуациях вашей жизнедеятельности и постарайтесь определить, какие именно ситуации (люди и обстоятельства) вызывают у вас обострение и/или приступ вашей болезни или симптома. Определив, сделайте взмах для каждой из этих ситуаций.

Упражнение 37.

■ Определите то, что вы видите или чувствуете непосредственно перед

Исцеление с помощью НЛП

обострением и/или приступом и, используя это в качестве триггера, осуществите взмах.

5.2. Внеконтекстные взмахи и другие «взмаховые» техники

Ограничения базовых техник. Все базовые техники, описанные в предыдущем разделе, прекрасно «работают» в качестве инструмента «исправления» нежелательных программ и реакций. Однако в деле восстановления вашего здоровья их возможности несколько ограничены (как, кстати, и возможности техники «создание автоматической связи триггер-ресурс). И применять их здесь можно (в основном) только для трех целей, уже описанных в вышеприведенных упражнениях:

• избавления от нежелательных и вредных здоровью привычек — в том числе и тех самых личностных особенностей, которые определяют вашу предрасположенность к болезням;

• уменьшения и уничтожения воздействия на вас «стрессирующих» и/или вызывающих приступ/обострение болезненных ситуаций;

• создания программы быстрого прекращения этих самых приступов и обострений, а в идеале — мгновенного их уничтожения, так сказать «в зародыше».

Однако для того, чтобы сделать себя здоровым, этого недостаточно. И одни только базовые техники взмаха в вышеописанных вариантах не очень-то могут вам здесь помочь. Потому что являются, так сказать, «контекстными». Поясню, что это такое.

Взмах с использованием внутреннего триггера. Как вы, наверное, уже очень хорошо поняли, любой взмах Начинается с триггера, который вы должны как можно

С. Ковалев

точнее определить. С того, что «запускает» нежелательное поведение или состояние. Здесь очень важным, интересным и полезным моментом является то, что триггер этот может быть не только визуальным (вспомните о Борисе и о картинке инспектора ГАИ с жезлом), но и кинестетическим. Ибо вполне естественно, что «толчком» к нежелательному поведению может выступать и некое внутреннее состояние, вызываемое различными внешними ситуациями (представляете, как это обогатит ваши возможности использования техники взмаха: буквально «одним взмахом — семерых побивахом»).

Например, у меня в качестве клиента была женщина, которая испытывала растерянность всякий раз, когда сталкивалась с хамством: прохожих, знакомых, продавцов, начальства и т.д. Общим для всех этих ситуаций у нее была именно растерянность, которую я немедленно «заякорил» и стал использовать в качестве триггера (т.е. с помощью якоря «включал» у этой женщины состояние растерянности, после чего она немедленно вызывала визуальный образ новой сильной себя). В случае использования внутренних ключей мы позволяем себе уйти от контекста — конкретной ситуации, в которой возникали нежелательные поведение или состояние. И используем технику взмаха, уже близкую к той, которую можно назвать «внеконтек-стной» (в отличие от ранее описанных «контекстных»).

Внеконтекстный взмах. «Контекстный» взмах страдает от двух недостатков. Во-первых, он действительно контекстный — т.е. ваше новое «Я» проявляется, в основном, только в триггерной ситуации. Во-вторых, (упомяну еще раз) он преимущественно визуальный, что естественно снижает возможности использования этой действительно прекрасной техники для выраженных аудиалов и кинестетиков.

Всех этих недостатков как раз и лишена предлагаемая вам техника внеконтекстного взмаха, которую я называю «голографической» — потому что в ней для

Исцеление с помощью НЛП

создания нового образа себя вы используете все модальности (полный VAKD), что действительно делает этот образ как бы «объемным».

В этой технике оба ограничения снимаются. И с ее помощью вы легко можете запрограммировать свое бессознательное на конкретный и целенаправленный поиск ресурсов (не беспокойтесь — оно это сделает автоматически) по превращению вас из слабого и не нравящегося себе в сильного и себя же устраивающего. В любом контексте вашей жизни, любой области жизнедеятельности вашего тела, сознания или духа. И в любой же ипостаси вашего бытия.

В технике внеконтекстного «голографического» взмаха вы как бы меняете между собой два образа вашего «Я». И тот, который вам не нравится (больной, несчастный, вечно озабоченный и т.п.), заменяется тем, который вас устраивает (здоровый, счастливый, расслабленно-гибкий и т.п.).

Поскольку речь идет именно о целостном — вне-контекстном — образе, при достаточном количестве повторений (от 3 до 7, но лучше делать это многократно) ваше бессознательное в конце концов перестроит ваше же Я — используя все доступные ему ресурсы и не в каких-то конкретных контекстах, а в целом для всей вашей жизни.

Выполняется техника внеконтекстного «голографического» взмаха следующим образом (часть описания сделана мною).

1. Переведите глаза в положение «визуальное воспоминание» и представьте себя таким, каким вы себе не нравитесь. На время отодвиньте этот образ в сторону.

2. Теперь переместите направление взгляда в область «визуального конструирования» и представьте, как должны вы выглядеть вместо того, каким вы себе не нравитесь. Закончив визуальное конструирование, несколько раз переместите сконструированный образ в область

С. Ковалев

«визуального воспоминания»до тех пор, пока он не станет легко и отчетливо вспоминаться.

3. Переведите глаза в положение «слуховое конструирование» и представьте слова, которые будете говорить вы (и которые будут говорить вам), а также все звуки, которые будут сопровождать вас тогда, когда вы станете подобны сконструированному образу (т.е. станете таким, каким хотите). Переместите слуховой образ в область аудиалышго воспоминания.

4. Переведите глаза в положение «внутренняя речь» и почувствуйте то, что вы будете чувствовать, когда станете таким, каким хотите. Переместите эти ощущения в область кинестезирования.

5. Отчетливо представив перед собой свой новый образ в едином комплексе репрезентативных систем (полный VAKD) необходимое количество раз, сделайте так называемый «взмах по дистанции и цвету» (по М. Аткип-сон и материалам мастерского курса НЛП ИГИСП), для чего:

а) сделайте ненравящийся (ключевой) образ близким и цветным;

б) поместите маленький черно-белый «нравящийся» образ себя вдалеке от себя;

в) когда вы производите взмах, ключевой (ненравящийся) образ должен быстро уйти вдаль, уменьшаясь в размерах и теряя цвет. Одновременно желаемый (нравящийся) образ себя придвинется к вам, станет большим и этот самый цвет обретет. Повторите взмах пять раз и проверьте. И, конечно же, не забудьте делать перерыв и очищение экрана в конце каждого взмаха.

Простые варианты внеконтекстного взмаха. Не стану скрывать: идея внеконтекстного взмаха родилась до и вне неиролингвистического программирования (НЛП просто довела ее до совершенства). Так что если вам лень возиться с полной схемой «голографическо-

Исцеление с помощью НЛП

го» взмаха, можете воспользоваться двумя упрощенными ее вариантами (уже не голографическими, но все еще внеконтекстными): техникой экранного расщепле-пия Г. Шпигеля и/или техникой двойного зеркала (обе эти техники взяты из книги Дж. Грэхема «Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик»).

В первом случае вам нужно сделать следующее.

Закройте глаза и представьте большой (или не очень) экран на какой-либо стене вашей комнаты. Разделите его па две половины и на одной половине увидьте себя в настоящем состоянии (негативном), например, больным, напряженным и встревоэ/сенным; а па второй половинев желаемом состоянии (позитивном), например, здоровым, расслабленным и спокойным. Затем четко и уверенно скажите себе, каким вы предпочитаете видеть себя; соберите все чувства того из вас, который вам больше правится, и возьмите эти чувства с экрана в свою жизнь, оставив того из вас, который вам не по душе, в другой части экрана. Затем представьте, как хорошо быть таким (или действовать так) в любой ситуации.

Во втором случае вам надо тоже вначале закрыть глаза и далее действовать по алгоритму.

Представьте себе, что вы стоите между двух больших зеркал. В зеркале за спиной вы представляете себя таким, какой вы естьбез изменений (НС). Этот ваш нежелательный образ себя тает, становится бесцветным и бесформенным, а после вовсе исчезает. Когда это произойдет, обратите внимание на стоящее перед вами зеркало, в котором вы видите себя таким, каким хотите стать (ЖС). Отражение это яркое, цветное и полное Жизни. Оно нравится вам все больше и больше, и вы начинаете приближаться к нему...

Однако за лень вашу вам придется расплатиться многократным повторением любой из этих техник — примерно по пять раз в день, пока не добьетесь результата. Так что лучше пользуйтесь классическими НЛП-взмахами.

С. Ковалев

А начинайте делать это прямо сейчас — «махнув» себя из болезни в здоровье. Но перед этим — познакомьтесь еще с двумя вариантами техники взмаха, описания которых взяты из материалов мастерского курса НЛП М. Аткин-сон, — ИГИСП.

Улучшение своего состояния повторением взмахов. Болезненные состояния, которые все мы периодически переживаем, никак не относятся к приятным моментам, которые желаешь удержать по принципу «остановись, мгновенье...» От них, наоборот, хочется побыстрее избавиться, что, однако, не так уж и легко сделать — если, конечно, не воспользоваться еще одним вариантом взмаха: техникой улучшения своего состояния повторением взмахов.

Делается она так.

1. Закройте глаза и постарайтесь увидеть впереди вас большой, яркий, ассоциированный образ вашего настоящего положения (т.е. просто всего того, что вы видели перед тем, как закрыть глаза). В правом нижнем углу поставьте маленькую, смутную картинку себяв том же контексте, по другого: более здорового, веселого, уверенного, отдохнувшего и т.д.

2. Произведите взмах и откройте глаза.

3. Повторите вышеуказанное (шаги 1 и 2) три раза.

4. На третий раз вступите в картинку себя более здорового, веселого, уверенного, отдохнувшего и т.п. Посмотрите глазами этого персонажа па то, что видите, и сделайте в углу этой картины маленькую, темную картинку себя, но далее еще более здорового, веселого, уверенного, отдохнувшего и т.д. Произведите взмах и вступите в нее опять.

5. Произведите шаг 4 десять раз. И оставьте последнюю картинку диссоциированной (то есть пусть этот здоровый, веселый, уверенный или отдохнувший вы останется перед вашими глазами).

Исцеление с помощью НЛП

Построение цепочек взмахов. Но можно вывести себя из болезненного или неприятного состояния раз и навсегда — так, чтобы всякий раз, когда оно наступало, ваш мозг автоматически переходил в новый режим. В принципе, это конечно, похоже на взмах с кинестетическим триггером. Но поскольку болезненные состояния





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-27; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1553 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

777 - | 713 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.