Центральной здесь является проблема историч. предпосылок, исходных причин, результатом к-х явился процесс образования гос-ва и права с последующим их развитием. 2 млн.лет назад человек, выделившись из мира животных, жил в условиях первобытного стада. Потребовалось более 1 млн. лет эволюции, прежде чем первобыт. человек научился изготавливать орудия труда. Появились более-менее четко обозначен. и относительно устойчивые семейно-родовые связи. Сложилась первобытно-родовая община.
На протяжении десятков тысячелетий в силу низкого уровня развития производит-ых сил родовая община получала готовый продукт от природы. Социальной организацией этого периода – первобытно-общинного строя – был род (родовая община), отличавшийся последовательным коллективизмом в производстве, управлении и уравнительном распределении совместно добываемых благ. Избыточного продукта такое хоз-во не приносило. Род матриархата или патриархата был не террит-ой, а кровнородствен. организацией, с коллектив. трудом, общей соб-ью на продукты производства, равенством социального положения. Позже роды объединились в племена, племенные союзы. Дела рода решались общим собранием, на к-х избирались старейшины, военные вожди и жрецы. Их власть основывалась на личном авторитете и достоинствах. Принуждение состояло в наложении допол. обязан-ти за совершенную провинность. Изгнание из общины было равносильно смерти, а пленных убивали. Развитие племен. объединений, родов, общин постепенно заменялось связями террит-ий, что и знаменовало разложение первобытно-общин. строя.
По мере развития производит. сил центр тяжести общест-ой власти перемещался от родовых к племенным органам. Этот этап знаменуется переходом от присваивающего хоз-ва к производящему (от собирательства - к земледелию, от охоты – к скотоводству). Он получил название неолитической революции. В ее основе лежало три крупных общест-ых разделений труда: 1) Отделение скотоводства от земледелия, появление излишков продуктов, возможности их регулярного обмена; 2) Отделение ремесла от земледелия и скотоводства. Пленные становились рабами в целях извлечения и присвоения прибавочного продукта. В руках вождей и старейшин стало возможным сосредоточение значительных богатств; 3) Начал развиваться обмен, появились рынки и купцы, к-е приобрели богатства, благодаря посредничеству между производством и потреблением. Так появляется частная собственность у отдельных семей.
Все это в сочетании с усложнившимися условиями управления хоз.процессами в общине, потребностями в защите племен-ой террит-ии и др. обстоятельствами социального развития явилось причиной и дало толчок к формированию гос-ва, как особому проявлению публичной власти. Она поднялась над обществом и регулировала происходящие в нем процессы с позиций различных социальных групп.
Политика (греч. – искусство управлять гос-ом) не может быть бесстрастной, ибо является сферой деятельности, связанной с отношениями (далее: отн-и) между классами, нациями, соц.группами. Ядром политики является проблема завоевания, удержания и использования гос.власти. Теория гос-ва и права, как это следует из ее предмета, - наука политическая. Поэтому исследователи одни и те же факты истолковывают по-разному. Так в строго теоретическую проблему о происхождении гос-ва и права вносится чисто политический момент. Первоначальные религиозно-миф. представления о божествен. происхождении гос-ва и права разнообразны.
Возникновение гос-в в родовом обществе - сложный вопрос, ибо почти не сохранилось письмен. источников. Поэтому в науке - много теорий (концепций) их происхождения. А) Теологическая ( божествен. образования): гос-во возникает по Божьей воле (Египет, Сирия и др). Б) Договорная: гос-во и право создаются по воле людей путем общест-го дог-ра для защиты их соб-ти, жизни и свободы. В) Патриархальная - госвласть постепенно вырастает от власти отца в семье к власти совета старейшин племени и достигает власти князя, короля, вождя. Г) Теория завоевания или насилия: гос-во возникает в результате покорения одним племенем др., одного народа др., т.е. господства сильного над слабым. Она раскрывает внешние, политические факторы возникновения гос-ва, но упускает соц-ые. Д) Наиболее распространенная - социально-экономическая или классовая (марксистская) теория: объясняет причины распада родового общества, образования моногамной семьи – общест-ым. разделением труда, переходом от родовой (коллективной) соб-ти к частной, а также возникн. противоположных антагонистич. классов. С появлением последних советы старейшин уже не могли регулировать отн-я в обществе. Так появляется новая госвласть и ее аппарат - чиновники, для к-х управление, принуждение - основная деят-ть (работа Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва»). Наиболее обоснована эта теория: рассматривает соц-ые, эконом. и частично полит. причины возникновения гос-ва, т.е. она вытекает из внутр. факторов, но почти не учитывает внешние. Ныне разрабатывается космическая теория: гос-во рекомендовано др. космическими цивилизациями, есть и др. теории.
Термин «гос-во» употребляется часто. Раньше не было научного определения этого понятия и его содержание часто менялось. Напр., французский король Людовик XIV отождествлял гос-во со своей верховной властью и говорил: «гос-во — это я» (вся высшая власть принадлежала ему). Но отождествлять власть одного монарха с гос-ом нельзя. Научный подход к опред. гос-ва требует отмежевания этого понятия от др. социальных явлений. Существуют: родовое и гр. общество, полит. партии, религиозные и общест., мафиозные организ., колонии, полуколонии, доминионы.
Гос-во отличается от них: 1) особым аппаратом публичной власти; 2) территор. признаком; 3) суверенитетом публичной власти; 4) наличием законов, к-е издает гос-во; 5) сбором налогов, правом взятия кредитов и займов.
1а) В родовом общ-ве не было аппарата управления. Это осуществлялось всеми членами рода (советом старейшин). Власть носила социальный характер, а с возникновением гос-ва - политический. Гос-во - ядро полит. системы общества, выступает от лица всего населения или господствующего класса, социальной группы. Публичная власть имеет свою систему госорганов. Гос-во является субъектом международных отн-й от лица всего народа. Аппарат публичной власти - это аппарат управления и аппарат принуждения. К первому относятся законодательная и исполнительная власть: парламент, Президент, КМ, министерства и ведомства, местные госадминистрации и др.. Аппарат принуждения: армия, милиция, суды, прокуратура, тюрьмы. Функционирование публичной власти - гл. признак гос-ва.
2б) Наличие территории (границ). Гос-во закрепляет свое население за определ. террит., устанавливает режим проживания и передвижения, выезд за границу. Госвласть распространяется на всех граждан и террит-ю гос-ва (институт гражданства или подданства). Террит-я гос-ва может иметь постоянный и относительно врем. характер, иначе гос-во не существует и не является субъектом междунар. отн-й.
3в) Суверенитет гос-ва - это госвласть: она едина в границах своей территории, не зависит от др. полит. властей внутри страны и от др. держав в решении вопросов внутрен. и внешней политики и т.д. Нарушение суверенитета ведет к частичной или полной потере независимости гос-ва. По этим признакам гос-во отличается от колоний, полуколоний, доминионов и т.п..
4г) Гос-во и общество не могут функционировать без законов, но только гос-во их издает. Законы общеобязательны для всех граждан и должностных лиц.
Д)Гос-во в отличие от др. субъектов общест-ых. отн-й и родового общ-ва собирает налоги с граждан, пред-ий, орг-й, берет займы и кредиты; имеет свои: финансовую систему и деньги; госязык; нац-ю культуру; герб, флаг, гимн. Итак, гос-во — это особая политическая организация публичной власти, к-я имеет свою территорию, суверенитет, издает законы, взимает налоги с целью нормального функционирования общества, выступает как субъект международных отно-ий и выражает интересы всего народа или господствующего класса (социальных групп).
Каждое гос-во имеет свою форму, т.е. внешнее оформление. Форма гос-ва - это вопрос: как организована госвласть, какова система госорганов, какие существуют формы правления; каковы: взаимосвязи между отдельными органами госвласти, национально-террит-ое устройство гос-ва, методы управления гос-ом и обществом.
Форма гос-ва характеризуется: а) госправлением, б) госустройством, в) полит. режимом. Эти элементы составляют форму гос-ва в широком понятии. В узком: под формой правления понимают только форму госправления. (организацию высшей власти в гос-ве, характер и принципы её взаимодействия с др. органами гос-ва, с полит. партиями, классами и соц. группами).
Формы правления зависят от форм демократии, от наличия определен. избир.системы или ее отсутствия, выборных органов и т.п.. По формам правления все гос-ва делятся на монархии и республики, к-е имеют разные виды. Госустройство — это террит-ая организация госвласти, деление ее на определ. составные части с целью наилучшего управления обществом; это взаимосвязь отдельных составных частей гос-ва между собою и с их высшими госорганами.
По госустройству все гос-ва делятся на простые и сложные. Первые – унитарные; сложные — федерация,конфедерация, империя. Политический (гос-ый) режим — совокупность методов по осуществлению госвласти в обществе; характеризуется состоянием демократ. прав и свобод человека. По форме полит. (гос-го) режима все гос-ва делятся на демократические и авторитарные.