Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Определения основных понятий




 

Агностицизм (от греч. «непознаваемый») – позиция, отрицающая возможность познания сущности вещей и полагающая границы человеческому познанию.

Антиномии – противоречия, в которых, по Канту, неизбежно запутывается разум, когда пытается выйти за пределы опыта и познать вещи-в-себе.

Антропоцентризм – философская концепция, согласно которой человек является центром и высшей целью мироздания.

Апостериорное (a posteriori – после опыта) – полученное на основе опыта.

Априорное (a priori – до опыта) – предшествующее опыту и независящее от него; до- и внеопытное.

Архетип – система врождённых программ поведения, типических реакций и установок, залегающих в глубинах психической жизни всего человеческого рода (в коллективном бессознательном).

Архэ – в досократовской древнегреческой философии – первоначало, первооснова, первовещество, из которого состоит мир.

Атараксия – состояние душевного покоя и невозмутимости, присущее истинному мудрецу (в эпикуреизме, скептицизме, стоицизме).

Ахимса – непричинение вреда всему живому.

Бессознательное есть особый тип знания, который присутствует в субъекте независимо от его осознания и без его ведома.

Бытие - предельное свойство всего сущего, заключающееся в том, что оно вообще есть. Бытие подобно свету: оно даёт существовать всему сущему, само при этом оставаясь невидимым.

Время – форма координации сменяющихся объектов и их состояний.

– форма протекания всех процессов, условие возможности движения, изменения, развития.

Гносеология – философское учение о знании и закономерностях познавательной деятельности человека.

Дао – Великий путь, невидимый внутренний вездесущий закон всего мироздания (природы, общества и человека); а также основа мира, неисчерпаемый источник сущего, начало и конец всего.

Дедукция – метод познания от общего к частному.

Деизм – течение в философии, согласно которому Бог, создав мир и вложив в него определённые законы, более не вмешивается в ход событий (мир развивается по своим законам).

Диалектика - учение об общих закономерностях развития.

Дуализм — философское учение, в котором признается существование двух первоначал бытия (чаще всего — материального и идеального).

Знание – это результат освоения человеком действительности в процессе образования и повседневной деятельности.

Идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность.

Имманетное – внутренне присущее нашему возможному опыту.

Индивид – представитель человеческого рода, носитель общечеловеческих черт.

Индивидуальность – совокупность качеств, сочетание которых определяет своеобразие и неповторимость данного индивида и отличает его от других.

Индукция – метод познания от частного к общему.

Интенциональность (от лат. intentia – стремление) – особенность человеческого сознания, которая состоит в направленности на какой-нибудь предмет.

Истина – это соответствие знаний действительности.

Карма – закон причины и следствия, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его дальнейшую судьбу.

Категорический императив:

"Поступай так, чтобы правило, которому ты следуешь, могло служить всеобщим законом".

"Поступай так, чтобы человек всегда был для тебя целью и никогда – средством".

Космос – мир в целом, упорядоченный и совершенный, противопоставляемый хаосу.

Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего по свободной воле.

Личность – целостная система социально значимых качеств индивида, характеризующих его как субъекта деятельности и общения.

Ложь – сознательное преднамеренное возведение неверных представлений в ранг истинных или преднамеренное сокрытие истины от других людей.

Майевтика (буквально: родовспоможение) – метод философствования Сократа, заключающийся в помощи собеседнику "родить" мысль (вместо передачи готового знания).

Материализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается материя (природа).

Механицизм – мировоззрение, представляющее мир, общество и человека по аналогии с механизмом.

Мировоззрение – способ духовной организации бытия человека в мире, благодаря которому человек познаёт окружающий мир, оценивает и осуществляет ту или иную деятельность.

- совокупность взглядов, оценок, принципов и представлений о мире, человеке и его месте в этом мире.

Миф – исторически первый тип мировоззрения, присущий родовому Я, характеризующийся: (1) образностью, (2) антропоморфизмом, (3) стиранием грани между реальным и воображаемым, (4) особой логикой, терпимой к противоречиям.

Монизм — философское учение, в котором признается существование только одного первоначала бытия.

Наука – особый вид познавательной деятельности, направленный на вывод объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире.

Нирвана – состояние свободы от страданий, желаний и привязанностей (противоположность сансары); высшая цель буддийской практики.

Номинализм (от лат. «nomen» — «имя») это средневековое учение, утверждающее, что общее существует только в словах, которыми человек именует вещи.

Ноумен (вещь-в-себе) – вещь как она есть сама по себе (непознаваема).

Объект – то, на что направлен взор познающего субъекта.

Онтология - раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

Отчуждение - процесс отделения от людей результатов их деятельности, которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним.

Пантеизм – религиозно-философское учение, отождествляющее Бога и мир (природу).

Плюрализм — философское учение, в котором признается существование многих (более двух) первоначал бытия.

Провиденциализм – принцип рассмотрения истории с точки зрения проявляющегося в ней высшего Промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана.

Пространство – форма координации сосуществующих объектов.

Рационализм ( от лат. «ratio» - разум) – направление в теории познания, провозглашающее разум единственным источником наших истинных знаний о бытии и критерием истины.

Реализм – это средневековое учение, утверждающее, что общие понятия реальны и первичны по отношению к конкретным вещам.

Религия (от religio - восстановление связи) – объединение людей по поводу веры в сверхъестественное.

- особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединения людей в организации (Церковь, религиозную общину).

Рефлексия – вид активности сознания, направленный на прояснение собственного содержания, то есть осмысление собственных мыслей.

Самосознание – осознание субъектом существования собственного Я и принадлежащих ему состояний сознания.

Сансара – круговорот рождений-смертей, в котором пребывает всё живущее; источник страдания.

Сенсуализм (от лат. «sensus» – восприятие, чувство, ощущение) – направление в теории познания, признающее деятельность органов чувств единственным источником достоверного знания и критерием истины.

Сознание – особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам.

Субъект (от лат. «subjectum» - «под-лежащее») – тот, кто осуществляет познавательный акт.

Теодицея – оправдание Бога перед лицом зла, существующего в мире.

Теоцентризм – философская концепция, в основе которой лежит понимание Бога как центра и источника всего бытия.

Трансцендентальное – относящееся к предпосылкам возможного опыта.

Трансцендентное – выходящее за пределы нашего возможного опыта.

Трансценденция (от лат. «transcendentia» - «выходящий за пределы») – это выход человека за свои собственные природные рамки или границы; причем такой выход, чтобы, обретя эту трансцендируюшую позицию, можно было бы овладеть чем-то в себе.

У-вэй (принцип недеяния в даосизме) – действие через недеяние, невмешательство в естественный порядок вещей и ход событий.

Утопизм – направление в социальной философии, представляющее проекты идеального общества.

Феномен (вещь-для-нас) – явление вещи, вещь как она является нам.

Философия есть вопрошание, в котором мы пытаемся охватить своими вопросами совокупное целое сущего и спрашиваем о нём так, что сами, спрашивающие, оказываемся поставлены под вопрос (М. Хайдеггер).

- означает быть в пути: её вопросы существеннее, чем её ответы, и каждый новый ответ превращается в новый вопрос (К. Ясперс).

Философская антропология – раздел философии о сущности и существовании человека.

раздел философии, выделяющий в качестве своего предмета сферу “собственно человеческого” бытия, сущности человека, человеческой индивидуальности, пытающийся через антропологический принцип объяснить и самого человека и окружающий мир, понять человека и как уникальное проявление “жизни вообще”, и как творца культуры и истории.

Цзюнь-цзы («Благородный муж» – идеал человека в конфуцианстве) – человек, обладающий пятью необходимыми добродетелями: (Жэнь) человеколюбие, (И) следование долгу, (Ли) соблюдение ритуала, (Сяо) сыновняя почтительность, (Вэнь) мудрость.

Эйдос (идея в философии Платона) – идеальный, умопостигаемый прообраз вещи

Эмпиризм – направление в теории познания, признающее опыт единственным источником достоверного знания и критерием истины (а разум способен лишь комбинировать материал, доставляемый органами чувств, но не вносит в него ничего нового).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-03; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 814 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Либо вы управляете вашим днем, либо день управляет вами. © Джим Рон
==> читать все изречения...

2300 - | 2031 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.