В части 1 ст. 120 Конституции РФ провозглашено: судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону (принцип независимости). Это требование нашло отражение и в ряде других законодательных актов: Законе РФ «О статусе судей», ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ», УПК РФ, ГПК РФ, АПК РФ и др. Вмешательство любых лиц в деятельность по осуществлению правосудия или предварительного расследования грубо нарушает принцип независимости судей. Такие действия уголовный закон признает преступными.
Статья 294 предусматривает два самостоятельных состава преступления:
--вмешательство в деятельность суда – часть 1 – Непосредственный объект – нормальная деятельность суда по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, арбитражных дел и дел об административных правонарушениях. В качестве факультативного объекта могут выступать интересы личности (например, потерпевшего).
Объективная сторона – вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда. Согласно закону форма вмешательства значения не имеет и охватывает любое воздействие на судей, присяжных или арбитражных заседателей, существенно нарушающие принципы судопроизводства, закрепленные в законе. Вмешательство может выражаться в просьбах, уговорах, требованиях, советах, обещаниях оказать услуги, непосредственно обращенных к судье или заседателю. Указанное деяние может иметь вид просьбы, уговоров, совета, пожелания, требования принять то или иное решение. Обещание каких-либо благ, угроза распространением позорящих сведений также могут квалифицироваться как вмешательство.
Воздействие может быть оказано через третьих лиц – родственников, знакомых, коллег и т.п. Важным является лишь то, что подобным образом судья, присяжный или арбитражный заседатель склоняется или понуждается к одностороннему рассмотрению конкретного дела, его разрешению в интересах виновного.
Уголовную ответственность влечет лишь воздействие на лиц, непосредственно осуществляющих рассмотрение и разрешение дел: судью или заседателя. Такие же действия в отношении иных работников суда или должностных лиц правоохранительных органов не могут признаваться воспрепятствованием осуществлению правосудия. При определенных обстоятельствах они могут быть квалифицированы по статьям о преступлениях против порядка управления.
Вмешательство должно быть связано с конкретным уголовным, гражданским, административным или иным делом.
Взятка судье, присяжному или арбитражному заседателю в целях воспрепятствования осуществлению правосудия – совокупность статей 294 и 291 УК.
Состав преступления – формальный состав. Окончено с момента вмешательства в деятельность суда по рассмотрению конкретного дела независимо от того, привело ли это к вынесению неправосудного приговора или иного судебного решения. Преступление окончено в момент, когда информация (просьба, требование, совет и т.п.) воспринята адресатом.
Субъективная сторона – прямой умысел. Цель (обязательный признак) – воспрепятствовать осуществлению правосудия. Состав рассматриваемого преступления охватывает вмешательство как с целью прекращения дела, оправдания, смягчения наказания, освобождения от исковых требований, так и, наоборот, с целью ужесточения ответственности и наказания, привлечения к ответственности других лиц, увеличения суммы взысканий. Наличие указанной цели означает, что виновный добивается принятия решения, заведомо для него не соответствующего истине либо не способного к ней привести. Мотивы для квалификации значения не имеют.
Субъект преступления – вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет.
-- Вмешательство в деятельность органов предварительного расследования – часть 2 – предусматривает ответственность за вмешательство в какой то ни было форме в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание (дознавателя), в целях воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию дела.
Непосредственный объект – нормальная деятельность органов следствия и дознания. Факультативным объектом могут выступать интересы личности.
Объективная сторона тождественна вмешательству в деятельность правосудия. Но норма охватывает только уголовно-процессуальную сферу и воздействие оказывается на прокурора, следователя или лицо, производящее дознание. Причем состав преступления при воздействии на прокурора будет только в том случае, если оно имело место в связи с осуществлением надзорных функций по конкретному расследуемому делу, а не вообще из-за выполнения прокурорских обязанностей. Указанное воздействие осуществляется для того, чтобы воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному расследованию дела. Это может выражаться как в нарушении одного из указанных требований, так и в их совокупности.
Состав преступления сконструирован по типу формального. Окончено с момента вмешательства в деятельность прокурора, следователя или лица, производящего дознание. Преступление окончено в момент, когда информация (просьба, требование, совет и т.п.) воспринята адресатом.
Субъективная сторона – прямой умысел. Цель (обязательный признак субъективной стороны) – воспрепятствование всестороннему, полному и объективному расследованию. Наличие указанной цели означает, что виновный добивается принятия решения, заведомо для него не соответствующего истине либо не способного к ней привести. Мотивы не учитываются.
Субъект преступления – лицо, достигшее возраста 16 лет.
Квалифицированный состав:
Часть 3 – по отношению к 1 и 2 части – использование лицом своего служебного положения. Субъект преступления – должностное лицо, государственный служащий, служащий органа МС или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации. Дополнительной квалификации его действий в таких случаях по ст. 285 или ст. 201 УК не требуется.