Какой в Евразии был язык? На этот вопрос в настоящее время однозначного ответа не существует. Одно из названий – «ностратический» – предложено С.А. Старостиным. «Nostra» (по-итальянски и в ряде балканских языков) означает «наш». М. Фасмер приводит этимологию слова «наш» – укр. наш, болг. наш, сербохорв. наш, словен. nas, nasa, nase, чеш. nas, nаsе, слвц. nas, nаsа, nаsе, польск. nasz, в.-луж., н.-луж. nаs. Праслав. *nаsь из индоевропейского *nos- [73].
Как мы показали выше, в 50 – 40-м тысячелетиях существовало, как минимум, два совершенно не родственных языка. Термин «ностратический» обозначает древнюю стадию индоевропейской семьи. Он не применим к африканским языкам. То есть, точнее будет называть язык – «один из наших». В связи со сказанным, термин «ностратический» не представляется возможным считать правильным.
В производстве терминов, обозначающих языки, часто используется географический и этнический подходы. Первый мы видим на примере таких терминов, как «индоевропейский» (Индия + Европа), «синокавказский» (Китай + Кавказ), «чадский» (Чад) и др. Второй подход используется в большей степени. Комбинированный подход также широко распространён. Например, итальянский язык назван по имени племени италиков и названию Италии (в свою очередь, названной по месту их проживания), алтайский – по имени племени алтайцев и названию Алтая, русский – по имени русов и Руси и т.д.
На европеоидном «ностратическом» языке разговаривали европеоиды. Место максимальной их концентрации в 50 – 40-м тысячелетиях находилось в пределах Русской равнины, которая в этот период наиболее активно ими заселялась [121]. Преимущество во времени жителей Русской равнины перед более поздними собственно европейцами установлено археологическими данными о первых находках: скульптурных изображений – с 45-го тыс. до н.э., Костёнки, Воронежская обл., музыкальных инструментов – флейта из Авдеево, Курская обл. [72], других проявлениях искусства [100, Окладников А.П., ст. Первобытное искусство], свидетельств знаний арифметического счёта [115, стр. 34], календаря [61] и навыков сверления, полировки, орнамента [75] – Сунгирь, близ Владимира.
В период с 33-го по 19-е тыс. до н.э. переселенцы из центральных областей Русской равнины создали во Франции ориньякскую культуру современного человека, сменившую мустьерскую местных неандертальцев [122; 123; 100, Борисковский П.И., ст. Ориньякская культура].
Следует особенно отметить, что поселений современного человека в других регионах – Азиатском, Африканском, Австралийском, Американском – в этот период не существовало.
Название западной части Русской равнины, звучащее сейчас как «Европа» (по-финикийски означает «запад»), было дано указанными мореплавателями лишь в 1-м тыс. до н.э. Поскольку финикийский язык принадлежит не к индоевропейской семье (см. ниже), слово «Европа» не может участвовать в производстве названия древнего «индоевропейского» моноязыка. А поскольку место обитания человека рассматриваемого периода находилось не в Индии, то и это географическое название не может быть использовано.
Из всего сказанного, следует предложить метод формирования названия «ностратического» европеоидного языка, исходя из названия места максимальной географической концентрации его носителей. То есть «русский» – по названию Русской равнины и её центра – Среднерусской возвышенности. Для отражения в этом названии временного фактора следует использовать приставку «палео-», указывающую на максимальный срок древности называемого языка.
В итоге получаем, что древний моноязык современного человека, образовавшегося и проживавшего на территории Русской равнины с 50-го тыс. до н.э. и части Европы с 40-го – 30-го тыс. до н.э., называется «ПАЛЕОРУССКИЙ». (Указанный термин был предложен в 2007 году А.А. Тюняевым на конференции, состоявшейся в рамках 20-й Московской международной книжной выставки-ярмарки и посвящённой многокомпонентному дереву языков [124]).
Ситуация с африканским моноязыком одновременно и более сложна, и более проста. Этот язык пристально не исследуется. В то же время он и не смешивался с палеорусским. На стоянке Фиш-Хук (г. Кейптаун, ЮАР) был найден скелет человека бушменской расы (длина тела 158 см). Древность его около 14 – 13 тыс. лет до н.э.