Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Somatic Responses. «Reformation». Ad Noiseam, 2009

 

О музыке 80-х в наши дни принято вспоминать в связи с такими группами, как A-ha, Pet shop boys, Depeche Mode и т.д. Сегодня эти исполнители вновь актуальны, более того – они вновь на сцене, а к их творчеству, проникнутому вполне отчетливой ностальгией по 80-м, приковано внимание музыкальных критиков. Вероятно, эти (и некоторые другие) группы – лучшее, что было в поп-музыке того времени. Но мы поговорим не о поп-музыке, поговорим – в очередной раз – об андерграунде. На тревожно-застойные 80-е пришелся пик другого музыкального явления, известного искушенной публике под названием noise.

80-е – время правления Маргарет Тэтчер и Рональда Рейгана, последний оплот консерваторов, который они сдали практически без боев. (Разумеется, это относится лишь к культурному аспекту вопроса; экономически и политически консерваторы, наоборот, свои позиции только укрепили, о чем ярко свидетельствует сегодняшнее положение дел в мире.) В 80-е еще было можно попенять писателю или музыканту за его, скажем, отличающиеся от большинства сексуальные пристрастия, в 90-е представить себе что-то подобное стало просто невозможным.

Noise 80-х – своего рода психическая атака, неконтролируемый поток звуков, пародирующий хриплые предсмертные вопли подыхающего индустриального общества. Музыканты, исполнявшие noise, должно быть, казались тогда главными хулиганами и возмутителями спокойствия: британцы Whitehouse использовали нойз как орудие политической борьбы; японец Merzbow возрождал в своем творчестве традиции берлинского дадаизма, сильно разбавленные садомазохистской эстетикой и вообще любил распространяться в том смысле, что нойз для него – сексуальная сфера; американец Boyd Rice, похоже, видел в нойзе продолжение своей оккультной практики; известный своим больным чувством юмора Роджер Карманик из Brighter Death Now и вовсе глумился надо всем, что дорого всякому представителю западной цивилизации. В наши дни таким никого не удивишь (глумятся все, включая артистов отечественной эстрады, причем последние – больше остальных), но 80-е это порой производило эффект разорвавшейся бомбы. Подход к творчеству у нойз-артистов был вполне себе революционным – как, впрочем, и корни этого направления.

Говоря о происхождении нойза, прежде всего вспоминают сумасшедшего футуриста, сподвижника Маринетти Луиджи Руссоло с его Intonarumori и руссолофоном, пестовавшем в своем живописно-музыкальном творчестве культ станков и машин и эстетику шумов.

Другой возможный родоначальник нойза – русский композитор Арсений Авраамов, работавший под псевдонимом «Реварсавр» (Революционный Арсений Авраамов). Реварсавр – фигура интересная и малоизученная. Поэт и скандалист Вадим Шершеневич вспоминает в своих мемуарах, как Луначарский сумел устроить выступление Реварсавра перед вождем мирового пролетариата В.И. Ленином и его женой. Реварсавр – совершенно искренне разделявший все идеалы революции – должен был исполнять какую-то новую пьесу для фортепиано. Консервативный в плане музыкальных пристрастий, Ленин совсем не ожидал, что пьеса будет сыграна на фортепиано садовыми граблями. Другой – куда более масштабный – опус Реварсавра представлял собой симфонию, написанную для труб московских заводов. Реварсавр рассчитал всё: расстояние между трубами, их ширину и длину, протяженность гудков – в результате должно было бы получиться что-то вроде эмбиента, величественного индустриального фона, прославляющего достижения революции. Позже попытка исполнить симфонию была предпринята в Баку, но более подробных сведений об этом не сохранилось. В 20-е годы Реварсавр много экспериментировал с нестандартными способами излечения звуков, встав у самых истоков электронной музыки.

Еще одни прямые предшественники нойз-культуры – французские конкретисты. Теория «конкретной музыки», предложенная в 40-е годы звукорежиссером, инженером-изобретателем и композитором Пьером Шиффером, активно используется многими музыкантами, играющими нойз. Всю свою жизнь Шиффер конструировал удивительные, ни на что не похожие звуки – после смерти эту его коллекцию издали на компакт-дисках. Каждый опус длится не больше одной-двух минут, а чаще и вовсе несколько секунд, но звук просто завораживает. Фактически, нойз – это поэзия звука, возведение его в степень произведения искусства. Нойз часто относят к альтернативному музыкальному направлению, но дела обстоят несколько иначе. Нойз – это альтернатива музыке как таковой, некая эстетическая программа, провозгласившая самоценность и самодостаточность звука. Собственно, уже в 90-е среди исполнителей нойза стало модно бросаться заявлениями, наподобие «Меня не интересует музыка, меня интересуют звуки и их сочетание» или «Я не музыкант, я – дизайнер звука».

В сумасшедшие 90-е нойз мутирует. Звучание становится все более искусственным и электронным, более того, в структуру нойз-композиции приходит ритм. Так на свет появляется такое странное явление, как rhythm’n’noise, самым противоестественным образом сочетающее в себе жесткий, агрессивный, дегуманизированный саунд с дисторшированным дискотечным ритмом.

О rhythm’n’noise принято говорить как о своего роде компромиссе, на который пошел нойз ради популярности, значительно облегчив при этом изначальное звучание. Тем более, что с самого начала rhythm’n’noise позиционировался в качестве музыки для андерграундных, а то и вовсе нелегальных дискотек (тут, очевидно, свою роль сыграли первые rave-party, с шумом и скандалами проходившие в конце 80-х – начале 90-х годов) – с тяжелыми наркотиками, массовыми драками и непременным сексом в туалетных кабинках. Другое дело, что и на обычных (если угодно, школьных) дискотеках этого добра хватает с лихвой. На деле же, компромисс оборачивается обманом, фальшивкой, даже больше – насмешкой. Ускоренный до состояния непроходящей конвульсии ритм многократно усиливает воздействие агрессивных шумов, скрежетов и скрипов – благодаря ритму они превращаются в некое подобие зарифмованных строк в стихотворении. Кроме того, ритм выполняет своего рода демаркационную функцию: упорядочивает структуру, разбивает ее на последовательность неких связанных друг с другом звуковых фрагментов, позволяет заострить внимание на том или ином эффекте, который в обычном случае обязательно бы затерялся в общем звуковом потоке. Rhythm’n’noise – очень честное название, четкая формулировка, очерчивающая границы этого направления, в котором нет ничего кроме шума и ритма.

Истоки rhythm’n’noise следует искать, правда, все в тех же 80-х. Прежде всего, в творчестве таких проектов, как Klinik и Dive бельгийца Dirk Ivens и легенды индустриальной музыки испанских футуристов Esplendor Geometrico, добавивших к лязгу и грохоту металлоконструкций Einsturzende Neubauten тяжелый, разрушающий мозг ритм и игравших что-то наподобие дискотечной музыки, исполненной на фрезерных станках.

Можно сказать, что noise-сцена 90-х оказалась поделенной между двумя лейблами: Cold Meat Industry (еще одного, после уже упомянутого нойз-проекта Brighter Death Now, детища святотатца и циника Роджера Карманика), на котором записывались приверженцы классического индастриала, и молодым немецким Ant-Zen, ориентировавшимся на музыкантов нового поколения. На Ant-Zen были выпущены работы, которые можно считать авангардом rhythm’n’noise: «Distorted Disco» и «Distorted Pop» немца Asche, «Overrated» и другие работы француза Mimetic, альбомы германского коллектива «Synapscape», канадца «Iszoloscope», наконец, альбомы легенды и гордости бельгийской электроники Оливье Моро и его проектов Urawa и Imminent Starvation – может быть, лучшего из того, что когда-либо было создано на ниве rhythm’n’noise. Издавались на этом замечательном, некогда актуальном и передовом лейбле, и работы Somatic Responses – главных героев этого разбора.

Somatic Responses был образован в середине 90-х годов в маленьком валлийском городке Амманфорде братьями Джоном и Полом Хили. Судя по рассказам самих братьев, Амманфорд представляет собой рабочий поселок, удаленный от шумных столиц и погруженный в собственную неспешную и размеренную жизнь. Это обстоятельство, правда, ничуть не помешало братьям занять со своим проектом одно из первых мест на нойз-сцене 90-х.

Музыка Somatic Responses – это сложные дисторшированные конструкции с постоянно меняющейся и никогда не повторяющейся структурой. Настоящий пир для ушей – нагромождение самых разных звуков, положенных на быстрый пульсирующий ритм. При этом «соматики» не ограничиваются исключительно нойзом, они охотно включают в свои композиции элементы самых разных стилей и направлений – от idm и glitch до breakcore и drum’n’bass. Их музыка столь разнообразна, что порой трудно поверить, что все эти композиции написаны одной и той же рукой. Правда есть один маленький нюанс: чтобы «соматики» не играли, как бы не звучала их музыка – она всегда остается нойзом по сути. Из альбома в альбом братья Хили с навязчивым постоянством демонстрируют слушателю свое умение – умение все превратить в нойз. В каком-то смысле Somatic Responses можно назвать деконструктивистами от музыки. Все их творчество – бесконечная работа по разрушению не то что музыкальной, а именно звуковой структуры. Братья знают, как разрушить, разложить звук изнутри и превратить гармонию в хаос. Их музыка словно бы запечатлевает тщету и бессмысленность музыки, ее беспомощность, процесс ее превращения в густой, безжалостный нойз. Характерный пример – их альбом 2005 года «Pounded Mass», дружно обруганный как музыкальными критиками, так и меломанами, который обвинили в подражании Autechre. При чем не в просто подражании, а в подражании крайне неумелом и безыскусном. Мол, возникает ощущение, что альбом записан двумя школьниками, впервые услышавшими Autechre и пришедшими в неописуемый восторг. Мнение, на наш взгляд, ошибочное. Somatic Responses поступили так, как они поступают обычно: до основания разрушили структуру, превратили музыку Autechre в бездушное нагромождение вроде бы узнаваемых звуков. Фактически «Pounded Mass» – это то, как звучит музыка Autechre для братьев Хили. Эксперимент радикальный, хоть и издевательский – жаль только, не все смогли его оценить.

Зомбируя, так сказать, музыку, братья добиваются просто поразительного эффекта: их звуковые структуры оказываются не менее гипнотичными и завораживающими, чем, например, барочная музыка. Самоценность звука, о которой до них говорили десятки нойз-исполнителей, используется «соматиками» на полную катушку. Звук для них всё. Отсюда и непохожесть друг на друга не то что альбомов, но даже отдельных треков. Страх повторения и самокопирования – вероятно, единственное, что может омрачить деятельность неутомимых братьев-разрушителей. Собственно именно этот страх и сыграл с ними злую шутку на их последнем альбоме «Reformation».

После мощного прошлогоднего релиза «Digital Darkness», ставшего если не лучшим их альбомом, то уж точно одним из лучших, от Somatic Responses ждали и вовсе чего-то запредельного. Но братья в очередной раз не оправдали ожидания. «Reformation» нельзя назвать слабым альбомом, но он уж точно станет худшим в их дискографии или рискует стать таковым. Вялое звучание, большинство треков словно бы высосано из пальца, создается впечатление, что братьям пришлось совершить над собой немалое усилие, чтобы закончить эту работу.

Однако есть в этом альбоме и нечто положительное. Вероятно, со временем он превратится в своего рода исторический артефакт – по крайней мере, для самих братьев. На «Reformation» «соматики» впервые за всю свою историю отходят от эстетики разрушения. Некоторые треки и вовсе представляют собой поиск чего-то нового – тут, вероятно, сказывается усталость (в конце концов, и радость разрушения вгоняет в тоску).

К сожалению, «Reformation» наглядно демонстрирует сегодняшнее печальное положение многих rhythm’n’noise исполнителей, которые оказались на задворках музыкального мира и судорожно ищут пути выхода из создавшегося положения. Однако ничто не вечно, и господствующая сегодня индитроника, беззастенчиво использующая звучание электроники 70-х с ее хрупкой космической гармонией, однажды сменится яростным и жестоким ритмом распада.

 

Ярослав Скоромный

http://www.rabkor.ru/review/music/3708.html



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 240 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Ваше время ограничено, не тратьте его, живя чужой жизнью © Стив Джобс
==> читать все изречения...

2264 - | 2207 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.