Ответ: Правовая культура является частью общей культуры и обусловлена социальным, духовным, политическим, экономическим строем общества. Подчеркнем, что правовая культура включает только прогрессивные, социально полезные и ценные правовые явления. В свою очередь правовая культура также представляет собой ценность, поскольку позволяет людям пользоваться благами свободы и справедливости, служит обеспечению правопорядка, высших интересов общества и государства. В зависимости от носителя правовой культуры различают: 1) правовую культуру личности; 2) правовую культуру профессиональной группы; 3) правовую культуру общества. Правовая культура личности — это качественное правовое состояние личности, включающее знание и понимание индивидом права, уважение к нему, а также его действия в соответствии с ним. Структура правовой культуры личности: 1) идеологический элемент — знание и понимание права, способность личности толковать содержание норм права, определять цель издания определенного нормативно- правового акта, сферу его действия; умение лица использовать в практической деятельности правовые знания, реализовывать и защищать свои субъективные права и законные интересы, выпол-нять юридические обязанности; 2) психологический элемент — уважение к праву, основанное на личной убежденности в его эффективности как средства регулирования общественных отношений.
Такое уважение должно иметь место даже в случае неодобрения индивидом отдельных правовых предписаний; 3) поведенческий элемент — убеждение в необходимости действовать в соответствии с предписаниями правовых норм, умение пользоваться юридическим инструментарием. Не всякого индивида, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать право культурным человеком. Право культурную личность характеризуют: фактическое правомерное поведение; позитивное отношение к праву, осознание социальной значимости права и правопорядка, уважительное отношение к правам других индивидов; правовая активность. Правовая культура профессиональной группы характерна для лиц, непосредственно занимающихся юридической практикой. Им присущи глубокие правовые знания, понимание права и умения его применять в конкретной области юридической практики. Правовая культура общества — это система общечеловеческих и национальных ценностей, достигнутых обществом в правовой сфере и характеризующих уровень его правового прогресса.
Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов: 1) право как выражение общечеловеческих и национальных ценностей — свободы, справедливости, естественных прав человека, демократии, — а также механизмов их закрепления и реализации; 2) культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности государственных и негосударственных органов и должностных лиц, т.е. эффективная, соответствующая правовым ценностям и идеалам деятельность по изданию, толкованию и реализации правовых предписаний; 3) высокий уровень общественного правосознания, для которого характерны правовая информированность населения, уважение к праву и закону, наличие стойких установок на правомерное поведение; 4) правомерность, как соответствие явлений социальной жизни требованиям, содержащимся в нормах и принципах права. Правомерность, как состояние общественной жизни тесно связана с правовой активностью индивидов. При реализации правовых норм субъекты действуют инициативно, стремясь осуществлять правовые предписания как можно эффективнее, принести максимум пользы обществу, достичь поставленных перед собой целей, не нарушая прав других людей. Правовая активность может проявляться в различных сферах общественной жизни. Правовая культура общества является составной частью и важнейшей предпосылкой существования демократического правового государства.
Правовой нигилизм (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей.[1] Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям и, в целом, тормозить развитие правовой системы.
Правовой нигилизм может быть активным или пассивным;[2] бытовым, связанным с незнанием закона, или философским, связанным с построением личностью мировоззрения, в котором отрицается социальная роль права; в то же время правовой нигилизм может наблюдаться у людей, активно взаимодействующих с правом в качестве номинального института, но реально для реализации своих интересов использующих коррупцию и иерархические структуры.