Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Естественно-правовые школы




89.Естественно-правовые концепции («юснатурализм») (так назван вопрос на сайте)

 

Использованные Источники: Нерсесянц, Зинковский.

Согласно естественноправовому подходу (юснатурализму) право по своей природе, смыслу, сущности и понятию - это естественное право.

С точки зрения либертарно-юридической общей теории правопонимания различения естественного право и позитивного права (а такое различение раскрывает общее искомое понятие естественного права) - это частный случай, вариант общей теории различения права и закона.

Согласно естественноправовому различению права и закона, право объективно в смысле его естественности, принципиально противополагаемой искуственности и субъективности позитивноо права.

Ценностная оценка: естественное право - положительное, позитивное право - отрицательное.

Противопоставление «естественного» «искуственному» составляет смысл и суть понятия естественного право в его различении и соотношении с позитивным правом. «Искуственное» представлено в виде позитивного права, а «естественное» трактуется как предданое (богом, разумом, природой вещей, природой человека).

Смысловое содержание универсального (который не включает концепции отдельных авторов) принципа естественноо права

-данный принцип отрицает правой смысл позитивного права и утверждает наличие естественного права как собственно права в исходном, безусловном и подлинном смысле этого явления и понятия

-данный принцип противопоставляет естественное и позитивное право

-согласно данному принципу естественное право и позитивное право выступают как взаимосвязанные противоположности (и как подразумевающие друг друга парные категории).

Итог: Естественное право - это право, извне преданное человеку и приоритетное по отношению к человеческим установлением (правотворчеству) или Естественное право - это правовая форма выражения первичности и приоритета естественного над искуственным в человеческих отношениях. (В.С. Нерсесянц)

Последователи естественно-правовой школы стремятся дать содержательное определение права, а не рассматривать его лишь с точки зрения формальных признаков.

Естественное как таковое рассматривается в качестве некой идеи права, представление о должном, хорошем и правильном праве.

Основная черта естественного права - справедливость. Естественное право - это идеи справедливости, которая должна быть воплощена в правопорядке.

Для естественно-правовых концепция характерно различие, а в ряде случаев, даже противопоставление права и закона, позитивное и естественного права.

Естественно-правовые взгляды всегда активизировались при переходе от полицейского права к государству правовому.

Начитки (Чухвичев) Середина 18 века, страны Зап.Европы

Гопс, Джон Локк, Спиноза, Монтескье, Руссо, Вольтер, Родищец

Данная теория критикует позитивизм.

Является логическим продолжением договорной теории о сущности гос-ва и права.

Признает: -разделение властей -разделение норм права на право:

-естественное (правила поведения, которые носят естест.право производны от еств прав человека (для жизни))Естест права сущ-ли у человека, независимо от того признавало их гос-во или нет.

-позитивное - писаное право исходящее от гос-ва.

Приоритет за ЕСТЕСТВ ПРАВОМ!!!

Позит право должно соот-ть ест праву. (есть ислючения, когда позит право нарушает ест право - король вмешивается в жизнь человека).

Несовпадения позит и ест права:

- нарушение гос-ом ест договора. Индивиды нарушают позит право - нарушение ест договора.

Преимущества:

-борьба с правовым позитивизмом - попытка объяснить рационально сущность права

-очень тесная связь с содержанием норм права с объект.соц.реальностью

Абсолютизация естест потребностей человека исключает влияние права субъ-ого характера.

Минусы: - абсолютизация ест прав; - унификация ест прав во всем мире; - отказ от учета субъек факторов, влияющих на функи-ие права.

Либертарная теория права.

(Теория, разработанная Владиком Самбутович Нерсесянцем, проистекает из работ Аристотеля)

Его последователи: В.А. Четверин, В. В. Лапаева, Н. В. Варламова(!!!)

Поскольку она либертарная, то смысл ее заключается в том, что здесь понятие права объясняется через понятие свободы, точнее, через это понятие дается общее понятие права и государства. Вот на этом я сразу хочу заострить ваше внимание. Очень часто разрывают право и государство, причем совершенно безосновательно.

В соответствии с либертарно-юридической теорией, да в общем-то, так оно и есть, то, что мы называем государством в смысле западноевропейского феномена публичной политической власти, который складывался в Новое время, но который имеет свои истоки и в античности, государство в смысле этого феномена и право – это, в сущности, одно и то же. Когда в разного рода либеральных версиях говорится о том, что государство есть необходимое зло, это – ошибка.

Право и государство, в сущности, – одно и то же. Одно без другого существовать не может. По происхождению они одинаковы, – когда возникает право, тогда и возникает государство и так далее. И вот почему.

Право – это специфические общеобязательные нормы, это такой специфический социо-нормативный регулятор, т.е. специфические, особенные, особые, не везде существующие социальные нормы. Но это общеобязательные социальные нормы. А везде, где есть общеобязательные социальные нормы, с необходимостью существуют властные социальные институты, которые призваны эти нормы формулировать и поддерживать, обеспечивать принудительной силой. Иначе говоря, без некоего властного института право как общеобязательная норма существовать не может. Возникает право – возникает и государство, государство и право – это, в сущности, одно и то же.

Свобода не может существовать в неправовой и в негосударственной форме, свобода в обществе предполагает, что все свободные – свободны в равной мере, а их отношения, отношения свободных, регулируются общеобязательными нормами. Эти общеобязательные нормы называются правом, и есть публично-властные, или официально властные институты, которые эти нормы формулируют, выражают, обеспечивают своей принудительной силой, и только таким образом и возможна свобода.

Для анализа и характеристики отношений и связей сущности и явления в сфере права (и соответствующего правового понимания государства) в либертарно-юридической теории правопонимания сформулирована и разработана специальная концепция (юридико-логическая конструкция, схема, модель) различения и соотношения (совпадения или несовпадения) права и закона. При этом под правом в его различении с законом имеется в виду сущность права - то, что объективно присуще праву, выражает его отличительную особенность как социальной нормы и регулятора особого рода и отличает право от неправа (от произвола, с одной стороны, от моральных, религиозных и иных социальных норм, с другой стороны), т.е. то, что не зависит от субъективной воли и произвола законодателя (правоустановительной власти). Под законом в его различении с правом имеется в виду официально-властное нормативное явление, т.е. явление, имеющее законную силу принудительно-обязательного правила (нормы). Термин "закон" здесь используется в собирательном смысле и охватывает все источники официально установленного (позитивного) права, поскольку все они представляют собой официально-властные явления (эмпирические тексты) нормативного характера, наделенные законной (принудительно-обязательной) силой.


С учетом отмеченного различения права (как сущности) и закона (всех источников позитивного права) как явления основные (крайние) варианты их соотношения выглядят так: если явление (закон, положения тех или иных источников позитивного права) соответствует сущности, речь идет о правовом законе (о правовой норме, о позитивном праве, соответствующем сущности права); если явление (закон, положения того или иного источника позитивного права) не соответствует сущности, противоречит ей и т.д., речь идет о неправовом законе (о противоправном, правонарушающем, антиправовом законе, о противоправной норме, противоправном позитивном праве).

В рамках этой концепции различения и соотношения права и закона (как соответственно сущности и явления) под сущностью права мы имеем в виду принцип формального равенства, который, согласно нашей трактовке, представляет собой единство трех подразумевающих друг друга сущностных свойств (характеристик) права - всеобщей равной меры регуляции, свободы и справедливости. Это триединство сущностных свойств права (три компонента принципа формального равенства) можно охарактеризовать как три модуса единой субстанции, как три взаимосвязанных значения одного смысла: одно без другого (одно свойство без других свойств) невозможно. Присущая праву всеобщая равная мера - это именно равная мера свободы и справедливости, а свобода и справедливость невозможны вне и без равенства (общей равной меры).Итак, либертарно-юридическая теория утверждает, что сущность права – это свобода, и что право и государство суть необходимые формы свободы, а именно:право – нормативная форма свободы,государство – институциональная форма свободы.Сущность права - в триединстве свободы, равенства и справедливости.

Право - это справедливый порядок общественных отношений, который исходит формально-равной свободы каждого члена общества. + Право включает: правовую норму и субъективное право человека на некоторую свободу. + Право - это порядок общественных отношений, который должен гарантировать справедливость, который ищется в справедливости с ее равной выгодностью для всех индивидов. В основе справедливости лежит принцип формального равенства, которое раскрывает сущность и содержание права. Все люди признаются равными в своей свободе. Свобода каждого члена общества ограничена свободой других членов.Право и государство, в сущности, – одно и то же. Одно без другого существовать не может. По происхождению они одинаковы, – когда возникает право, тогда и возникает государство и так далее.

 

Начитка (Чухвичев) Одна из самых новых теорий. Возникла в 70-80 годы 20 века. Нерсесянц. Суть права - закрепление меры свободы человека. Право призвано определить границы свободы человека в обществе. Свобода - возмо-ть дейст-ть в рамках прав других людей. чтобы дей-я не нарушали свободу других людей. Человек ограничен свободой других людей в обществе.Свобода дб приведена в равновесие в обществе.Человек м дейст-ть пока не начнется свобода других лиц.Закрепление возможных пределов вмешательства гос-ва в жизнь человека. Защита свободы человека. Теория мб использована для обеспечения прав.сознательности людей. М использ-ся для повышения эффективности права и правосознания людей.

 

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1042 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Чтобы получился студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без мяса и развести водой 1:10 © Неизвестно
==> читать все изречения...

2458 - | 2338 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.