Образцом житейской литературы является «Сказания о Борисе и Глебе». Культ Бориса и Глеба, убитых в 1015 г. своим братом Святополком (?), имел глубокий политический смысл. Проводилась идея, согласно которой все русские князья – братья. Нестора считают автором жизнеописаний Бориса и Глеба, игумена Феодосия. В «Чтении о Борисе и Глебе» Нестор усилил назидательные и церковные элементы. Важные социальные, политические и нравственные проблемы затронуты в «Поучении» Владимира Мономаха. Существовал жанр хождений. Например,«Хождение» игумна Даниила на восток ок. 1107 г. – первого известного нам русского паломника. Даниил посетил святые места в Иерусалиме и описал свое путешествие. Большинство памятников письменности домонгольского времени погибло во время пожаров и иноземных нашествий. Сохранилось всего ок. 150 книг. Древнейшими из них являются «Остромирою Евангелие», написанное дьяконом Григорием для новгородского посадника Остромира в 1057 г. и два «Изборника» князя Святослава Ярославича (1073 и 1076 годов). Одним из древнейших памятников русской литературы является «Слово о законе и благодати»». Оно написано в 30-40-е годы XI в. священником Илларионом, который стал позднее первым русским митрополитом. Илларион использовал форму церковной проповеди и создал политический тракт. Идея равноправия всех христианских народов независимо от времени их крещения – главная мысль «Слова», которое пронизано патриотическим пафосом, гордостью за Русскую землю, «которая ведома и слышима есть всем конци земля». Наиболее выдающимся произведением древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве». Личность автора «Слова…» не установлена, т. к. подлинник произведения не сохранился. До нас дошел один из списков, сделанный неизвестным переписчиком. В основу сюжета положено описание исторического факта – неудачного похода на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича весной 1185 г. Автор называет главную причину поражения русских войск – междоусобные смуты русских княжеств. Он призвал к единению русских земель и преодолению княжеских междоусобиц. «Плач» Ярославны, жены Игоря, по своему мужу можно отнести к лучшим лирическим страницам отечественной литературы.
Архитектура.
До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства. Некоторые формы деревянного зодчества в последствии повлияли на каменную архитектуру. После принятия христианства начинается возведение каменных храмов, принципы строительства которых были заимствованы из Византии. На Руси получил распространение крестово-купольный тип храма. Внутренне пространство здания расчленялось четырьмя массивными столбами, соединенными попарно арками, возводился «барабан», завершавшийся полусферическим куполом. Первой каменной постройкой была Десятинная церковь, возведенная в Киеве в конце X в. греческими мастерами. Церковь была разрушена монголо-татарами в 1240 г. В 1031-1036 гг. в Чернигове был воздвигнут греческими зодчими Спасо-Преображенский собор – самый «византийский», по мнению специалистов, храм на Руси. Вершиной южнорусского зодчества XI в. является Софийский собор в Киеве, построенный в 1037-1054 гг. греческими и русскими мастерами. Стены сложены из рядов тесного камня, чередующихся с рядами плоского кирпича (плинфы). Такая же кладка стен была у большинства храмов Киевской Руси. Вслед за киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Новгородская София (1045-1050) значительно отличается от киевского собора. Для нее характерны некоторые художественные и конструктивные решения, не известные ни южнорусскому, ни византийскому зодчеству. Это объясняется связями Новгорода с Западной Европой и влиянием Романской архитектуры. овгородская София Проще, лаконичнее, строже своего киевского оригинала. Новгородские постройки начала XII в.: Николо-Дворищенский собор (1113), соборы Антониева (1117-1119) и Юрьева (1119) монастырей, церковь Иоанна на Опоках (1127). Шатровые церкви, колокола. Каменное строительство во Владимиро-Суздальской земле на рубеже XI-XII вв. Возведение Владимиром Мономахом собора в Суздале. Наивысшего расцвета каменное строительство достигает во второй половине XII – начале XIII вв. Оно носило парадный и торжественный характер. Большого подъема достигло строительство во Владимире при Андрее Боголюбском. Возводились городские укрепления, от которых сохранились белокаменные Золотые Ворота. В загородной княжеской резиденции Боголюбове был сооружен замок, состоявший из комплекса построек, окруженных стенами с белокаменными башнями. Собор Рождества Богородицы являлся центром всего ансамбля. В 1158 –1161 гг. был построен Успенский собор, богато декорированный резным камнем. Шедевром древнерусской архитектуры является церковь Покрова на Нерли (1165), которая отличается совершенством и легкостью пропорций, стройностью и устремленностью в высь. Традиции и приемы, выбранные мастерами владимирской школы, продолжали развиваться в Суздали, Юрьеве-Польском, Нижнем Новгороде. Георгиевский собор Юрьева-Польского (1230-1234) был покрыт декоративной резьбой сверху донизу. Памятники зодчества Галицко-Волынской земли сохранились плохо. 30 каменных построек известны лишь по археологическим раскопкам. Образцом Галицкой архитектуры был Успенский собор, сооруженный в Галиче при Ярославе Осмомысле. Особенность Галицкой архитектуры состояла в органическом соединение византийско-киевской пространственной композиции с романской строительной техникой и элементами романского декоративного убранство.
Живопись.
От живописи Владимиро-Суздальской Руси домонгольского времени до нас дошли фрагменты фресок Дмитриевского и Успенского соборов во Владимире и церкви Бориса и Глеба в Кидекше. Наилучшей сохранностью отличается фреска Дмитриевского собора с изображением «Страшного Суда». К Владимиро-Суздальской школе относятся несколько больших икон XII – начала XIII веков. Самой ранней из них является «Боголюбская Богоматерь» (сер. XII в.) стилистически близкая к знаменитой «Владимирской Богоматери» - иконе византийского происхождения. Известна икона «Дмитрий Солунский». Предпологают, что это портретное изображения князя Всеволода Большое Гнездо.
(презентация)
Киевская Русь или Древнерусское государство (ст.-слав. Рѹ́сь, греч. Ρωσία (Россия), лат. Ruthenia, Russia) — средневековое государство в Восточной Европе, возникшее в IX веке в результате объединения восточнославянских племён под властью князей династии Рюриковичей
Религия
Успехи восточных славян в развитии хозяйства и их объединение в рамках одного государства способствовали развитию культуры Киевской Руси. Большое значение для развития культуры Киевской Руси имело принятие христианства.
Христианство - одна из основных мировых религий, наряду с исламом, буддизмом и иудаизмом. Возникло в 1 ст. н.э. в восточных провинциях Римской империи как религия рабов и невольников, позже стала религией господствующего класса.
В 4-11 ст. в связи с разными условиями существования и конкурентной борьбой между римскими епископами и константинопольскими патриархами произошел раскол христианства на два направления: католицизм та православие.
Этот раскол окончательно оформился в 1054 г. после раздела христианкой церкви - на западную (католическую) и восточную (православную).
Массовое крещение Руси – в 988 г. по приказу Киевского князя Владимира Великого (Святого). Первое воспоминание о христианстве на Руси присутствовало в договоре князя Игоря с греками в 944 г., упоминание о русских послах-христианах, которые присягнули на кресте, а также упоминание о церкви св. Ильи в Киеве, возможно первой христианской церкви на Руси. Первой русской княгиней, что приняла христианство православного обряда считается княгиня Ольга (945 - 964), супруга князя Игоря.
Внук княгини Ольги Владимир женился на племяннице Византийского императора Анне (свадьба состоялась в Херсонесе – Корсунском). После этого события князь решил принять христианство в 988 г. (проводит насильственное крещение населения всей Руси; чтобы покончить с язычеством, в местах, где они находились начали строить церкви).
Архитектура
В Kиеве построил каменную церковь в честь св. Богородицы, получившей название Десятинная (989-996),на ее строительство и содержание выделялась десятая часть доходов).
Первые церкви на Руси были в основном деревянными, они не сохранились. Но представление об этих ранних Божьих домах может дать церковь XIV века в Кижах — церковь Лазаря Муромского. С принятием христианства культура Киевской Руси поднялась на новый, более высокий уровень, укрепились связи с Византией, а также с христианскими странами Запада. Христианство позитивно повлияло на развитие образования, искусства, литературы, науки. Храмы и монастыри стали центрами культуры.
Большую роль в повышении культурного уровня населения сыграли монастыри, в которых создавались летописи, открывались библиотеки, школы, рисовались иконы и др.
В Киевской Руси существовало до 30 монастырей: в Киеве - 17, в Галиче - 5, в Чернигове -3, в Переяславе - 2, во Владимире Волынском и Тьмутаракане по 1.
Первым и наиболее большим монастырем была Киево-Печерская Лавра, основанная в 1051 г.
Название "Печерский" монастырь получил от пещер, в которых проживали его первые жители. Основоположниками монастыря считаются монахи Антоний и Феодосий. В монастыре работали Нестор-летописец, монах -живописец Алимпий, монах-врач Агапит и др.
Введение христианства как государственной религии сыграло большую роль в консолидации феодального государства. Христианство отражало идеологию феодального строя.
Переход к христианству был важным и для поднятия международного авторитета Kиевской Руси. Церковь способствовала повышению уровня культуры, литературы, искусства, летописания и архитектуры.
С введением христианства византийская литература начала проникать на Русь.
Таким образом, введение христианства способствовало развитию письменности, образованию, культуры, приблизило Киев к европейским государствам.
Литература. Литература подразделяется на:
1) фольклор;
2) переводная литература;
3) оригинальная литература.
К фольклорной литературе относятся: обрядовые песни, календарные песни, заговоры и заклинания, сказки, рассказы бытового и исторического характера, легенды, пословицы и поговорки, загадки. В Украине за годы татаро-монгольского ига фольклорная традиция была потеряна.
Славянская азбука. У восточных славян письменность существовала до принятия христианства. Сохранились древние рукописи, написанные "русскими письменами". Позднее была введена славянская азбука, разработанная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием. Существовало два варианта азбуки - глаголица и кириллица.
Переводная литература носит, главным образом, церковно-религиозный характер. Среди произведений: Евангелие
для новгородского посадника Остромира (во времена Ярослава Мудрого,1056-1057гг.).
Поучительная литература: писания отцов православной церкви - Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина
(в 19 в. они переводились на украинский язык Т.Шевченко, П. Кулишом,
М. Шашкевичем).
Сборники религиозного и религиозно-светского характера (Св. письмо+ писания отцов церкви + исторические ведомости). Например, «Сборники кн. Святослава 1073 и 1076 гг.»; «Минеи» - жития святых по датам их рождения и по местам из которых они родом; «Патерики» - жития святых по странам, где они жили и работали.
Сборники научно-исторического характера: «Хронографы»; «Пчелы» – сборники мыслей из св. Письма, писания отцов церкви и античных писателей.
Апокрифы - пересказы на библейские темы, о загробной жизни, о библейских героях.
Антицерковные интерпретации (напр., «Путешествие Богородицы по мукам с Михаилом Архангелом и 400 ангелами к Аду»).
Повести из Византии, арабские и индийские сказки («Троянская война», «Александрия», «4 индийских царства», "Варлаам и Исааф", последнюю использовал И. Франко для своего произведения "Притча о жизни").
Произведения природного и географичкского содержания ("Физиолог", "Шестиднев"- космография, "Христианская топография Козьмы Индикоплова, Александрийского купца»).
Летописи. В монастырях создавались первые письменные исторические труды, которые назывались летописями (запись по годам). Первая летописная запись появилась в 1039 г.
Монах-летописец Нестор к 1113 г. создал
«Повесть временных лет», которая заложила начало историографии Киевского государства.
«Слово про закон и благодать митрополита Иллариона, первого русского Киевского митрополита, избранного за годы правления Ярослава Мудрого»(1051).
«Поучение детям Владимира Мономаха» (1096), которое состоит из 3 частей:
1) религиозные правила;
2) 2) советы для князя,
3) 3) жизнеописание автора, как пример для детей.
«Житие и хождение Даниила, русской земли игумена" - научно-географическое описание путешествия в Иерусалим через Царьгород (1106-1108).
Киево-Печерский патерик – сборник рассказов о жизни святых отцов церкви Лаврского монастыря.
"Слово Данила Заточника" - рассказ дружинника, изгнанного из княжеского двора, который просит простить его и вернуть назад.
Образцом поэтического творчества на Руси вт. пол. 12 ст. является "Слово о полку Игореве". Поэма пронизана призывом к объединению русичей против внешних врагов.
"Слово о полку Игореве" стоит рядом с такими всемирно известными эпосами как "Давид Сасунский" (Армения, 7-10 ст.), "Песня о Роланде» (Франция, 12-13 ст.), "Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели (Грузия,12 ст.).
Развитие науки.
Право. «Русская Правда" сборник законов князя Ярослава Мудрого (11-12 вв.): защита жизни и имущества княжеской дружины и слуг, положения феодально-зависимых людей, криминальное, наследственное право и др.
Математика и медицина.
Знания математики и медицины были ограничены практическими потребностями.
Первыми врачами были знахари.
Ру́сская Пра́вда (здесь «правда» в значении лат. iustitia, греч. δικαίομα) — правовой кодекс Руси. Правда Ярослава основана на устном законе Руси.