Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Идеология в постконфрактационном мире. Противостояние идеологических систем




С распадом Советского Союза и окончанием холодной войны в мире сложилась кардинально иная ситуация. Двуполярный мир с его противоположными идеологиями распался. Наступила эпоха неопределенности. Люди престали верить как реформаторам, так и революционерам. С разрушением советского социалистического государства и социализма в других странах заметно ослабло влияние марксистско-ленинского учения о социалистической революции и обществе, основанном на принципах всеобщего социалистического равенства, т.е. о социализме.

Однако разрушение социализма в СССР и других странах отнюдь не свидетельствует о преимуществах капиталистического пути общественно-исторического развития и западной модели общественного устройства. Подтверждением этому является хотя бы тот факт, что в то время как весь незападный мир как будто принимает принципы рыночной экономики и политической демократии, на самом Западе усиливается критика индивидуализма, потребительства, прогресса политической демократии. Выдвинуть же сколько-нибудь альтернативные идеи Запад пока не сумел.

Таким образом, происходит эрозия и подрыв идеологической базы, которая привела в свое время к расколу мира и противостоянию двух враждебных лагерей. Это обстоятельство дало повод некоторым исследователям заявить об окончательной смерти всякой идеологии. Под сомнение поставлена сама возможность каких бы то ни было идейно-программных и политико-идеологических построений в качестве мобилизирующих идеалов.

С таким мнением согласиться, конечно, нельзя. В этом вопросе необходимо исходить из учета того, что идеологии, призванные служить в качестве связующих скрепов человеческих обществ, не могут насовсем исчезнуть, неизменно появляются новые идеи или мифы, но они примут иные очертания. И они действительно появляются.

Расмотрим изменения, происходящие в психике, сознании и поведении людей в постконфрактационном мире, и их влияние на появление новых идей, мифов и т.п.

1. Усиливаются чувства неопределенности, непредсказуемости и случайности мировых процессов.

2. Возрастает конфликтный потенциал как внутри отдельных обществ, так и между различными народами, странами, культурами, религиями и т.д.

3. Постиндустриальная революция, урбанизация, информатизация, рост грамотности породили специфическую культуру и массы люмпенов физического и умственного труда, способных поддерживать любой миф, обещающий все блага.

4. Формируется тип человека, для которого главным мотивом деятельности, главным жизненным кредо стало удовлетворение собственных потребностей и желаний. Он осуждает общество, считая его ответственным за все ошибки, пороки, духовную нищету и пр. Он не признает ни дисциплины, ни авторитета отца, семьи, ни традиций, ни самоограничения. Для него идеальным является такое общество, где все поставлено на службу удовлетворения потребностей и населения.

5. Происходит резкое снижение роли гуманитарных наук в результате их компьютеризации. Компьютеризация гуманитарного знания ведет к его объединению, упрощению и насаждению сугубо формализованного отношения к мировым реальностям. Именно благодаря компьютеру в сознании современного человека сочетаются вместе всезнание и неосведомленность, чувство всемогущества и неуверенности.

6. В результате ослабления, расшатывания инфраструктуры традиционной базовой культуры происходит измельчение ценностей, определяющих моральны устои людей. В результате понятия «родина», «вера», «семья» «нация», теряют свой традиционный смысл. Это приводит, с одной стороны, к усилению терпимости и открытости в отношениях к чуждым культурам и нравам, а с другой стороны, к ослаблению чувства приверженности собственным традициям, символам, мифам.

7. Все более прослеживается у людей чувства безрадостности, отсутствия корней, своего рода вселенского сиротства. При таком положении для многих масс людей национализм, различные формы фундаментализма могут оказаться подходящим, а тои последним убежищем. При этом важно отметить, что фундаментализм с его ударением на «истоки», разделением мира на «наших» и «чужих» бывает не только исламским, как нередко изображают, но также протестантским, православным, либеральным и т.д. Все они представляют собой своего рода реакцию против тенденции нарастания сложности и секуляризации социального мира.

Все сказанное создает благоприятную почву для формирования и распространения всякого рода идей, идеалов, ориентаций, установок, мифов. Это со своей очевидностью говорит о том, что в формирующемся новом миропорядке идеологии отнюдь не станут достоянием истории, они сохраняют функции и роль фактора, существенно влияющего на характер и направления развития мирового сообщества.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 455 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2283 - | 2108 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.