Грамматическое значение словосочетаний – это выявляемые синтаксической связью синтаксические отношения между его компонентами, рассмотренные в отвлечении от конкретного лексического наполнения компонентов. В конкретном словосочетании эти синтаксические отношения определяются взаимодействием лексического значения сочетающихся слов и грамматического значения их форм.
Синтаксические отношения (а значит, и грамматическое значение) словосочетания проявляются в смысловом вопросе, который можно задать от главного компонента к зависимому.
Различают следующие виды синтаксических отношений в словосочетаниях.
1. Атрибутивные (определительные) отношения: главный компонент обозначает предмет, зависимый называет признак предмета и отвечает на вопрос какой? Эти отношения выражаются в субстантивных словосочетаниях: радостный смех, наши надежды, звучащее слово, второй этаж, запах ландышей, толпа впереди.
Атрибутивные отношения имеют большое число частных разновидностей: признак по величине, по форме, по материалу, по цвету, по назначению, по принадлежности, по наличию / отсутствию детали, по свойству и т.п. См.: большая кастрюля, белая кастрюля, кастрюля с супом, а также моя, высокая, дырявая, новая, из-под киселя, алюминиевая и т.д. кастрюля.
2. Объектные отношения: главный компонент называет действие, зависимый – предмет, на который направлено действие или который связан с действием. Зависимый компонент отвечает на вопрос одного из косвенных падежей.
Эти отношения свойственны прежде всего глагольным словосочетаниям: опасаться (чего?) провала, верить (кому?) другу, купить (что?) дачу, надеяться (на что?) на успех, гордиться (чем?) победой, поговорить (с кем?) с врачом, скорбеть (о чем?) об утрате.
Они возможны также в адъективных и субстантивных словосочетаниях – но только если главные слова в них связаны с глаголом словообразовательно или семантически. Ср.:
доверять людям – доверие к людям,
воспитывать чувства – воспитание чувств,
походить на отца – похожий на отца,
готовиться к борьбе – готовый к борьбе – готовность к борьбе.
Подчеркнем: объектное значение может иметь только то словосочетание, главное слово которого обладает значением процессуальности или перекликается по семантике с глаголом.
Объектные отношения конкретизируются в частных значениях прямого объекта (вязать свитер), адресата действия (писать деду), орудия действия (рубить топором), объекта достижения (достичь вершины), объекта речи, мысли, чувства (объявить о собрании, мечтать о счастье, гордый собой) и т.д.
3. Характеризующие отношения имеют 2 разновидности:
а) главный компонент называет действие, зависимый характеризует само это действие (как?, каким образом?); эти отношения выражаются в глагольных словосочетаниях: идти пешком, читать вслух, громко кричать, ярко светить;
б) главный компонент называет действие, признак или состояние, зависимый – степень или меру их проявления (как?, в какой степени?, сколько?); эти отношения наблюдаются в глагольных, адъективных, наречных словосочетаниях и в словосочетаниях, где главный компонент – слово категории состояния: повторить дважды, чересчур доверчивый, слишком быстро, очень душно.
4. Обстоятельственные отношения: главное слово называет действие (реже признак), а зависимый – внешние условия, обстоятельства его осуществления, т.е. время, место, причину, условие, цель и т.п.: приехать (когда?) вовремя, вытащить (откуда?) из комнаты, прийти (зачем?) познакомиться, красный (почему?) от стыда и т.д.
5. Комплетивные (восполняющие) отношения возникают из потребности информативно недостаточного слова в обязательном восполнении своей семантики с помощью зависимого компонента, т.е. обнаруживаются в несвободных словосочетаниях: пять лет, много воды, слыть знатоком. От главного компонента к зависимому возможен только падежный, но не смысловой вопрос.
В ряде случаев в одном словосочетании могут сочетаться разные отношения. Это наблюдается, например, когда главное слово совмещает признаки разных частей речи.
Так, в словосочетаниях, где главное слово – существительное со значением речи, мысли, а зависимое – предложно-падежная форма, нередко наблюдаются определительно-объектные отношения: мысли (какие? о чем?) о доме, размышления (какие? о чем?) о будущем, сообщение (какое? о чем?) об отъезде и т.п.
В субстантивных словосочетаниях, где главное слово обозначает действие или признак, возможны и определительно-субъектные отношения: пение (какое? чье? кого?) соловья, шум (какой? чей? чего?) листвы, белизна (какая? чья? чего?) снега.
В словосочетаниях типа тропа в лесу, кафе на набережной, дом на площади, дорога к дому главное слово обозначает конкретный предмет и предопределяет значение признака у зависимого компонента, а зависимая словоформа имеет собственное обстоятельственное значение. В результате в таких словосочетаниях устанавливаются определительно-обстоятельственные отношения.
[1] Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. Самара, 1997. С. 54.
[2] Виноградов. В.В. Вопросы изучения словосочетаний (На материале русского языка) // Виноградов В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М., 1975. С. 231.
[3] Шведова Н.Ю. Активные процессы в современном русском синтаксисе. М., 1966. С. 3.
[4] Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. С. 592.
[5] Там же. С. 598.
[6] Лекант П.А. Указ. соч. С. 27–35.
[7] Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. 3-е изд., испр. и доп. М., 2004. С. 33–34.