Для того, чтобы общество функционировало нормально, составляющие его индивиды должны поступать в соответствии с установленными социальными нормами. Соответствие поведения индивидов принятым в обществе нормам очень важно, и у общества имеется для его обеспечения специальный механизм — социальный контроль. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективом — семьей, группой друзей, учреждением или социальным институтом, — то приобретает общественный характер и называется социальным контролем. Социальный контроль — это система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. Термин «социальный контроль» введен в научный оборот Г. Тардом.
В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе знаков и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.
В ранние периоды жизни поведение ребенка постоянно корректируют извне родители, воспитатели, учителя (внешними санкциями). В процессе взросления и социализации происходит интернализация (усвоение) социальных норм. Это означает, что поведение индивида все больше управляется внутренними регуляторами: в его личность органически включаются общепринятые стандарты поведения, которые он отныне воспринимает как составную часть самого себя, «вторую натуру». Всем нам знакома ситуация, когда есть все возможности совершить безнаказанно и без ведома других выгодный или приятный для нас, но аморальный с точки зрения социальных стандартов поступок, но мы так не поступаем, потому что нам не позволяет это сделать «голос совести». Голос совести — это и есть внутренний самоконтроль, который в действительности представляет собой внутренний контроль со стороны общества.
Социальный контроль — фундамент стабильности в обществе. Его отсутствие или ослабление ведут к аномии, беспорядку, смуте и социальному раздору.
Таким образом, социальный контроль выполняет охранительную функцию и стабилизирует общество.
Социологи и психологи всегда стремились вскрыть механизм внутреннего социального контроля.
Э. Дюркгейм говорил о «нравственном воспитании» как наиболее тонком и совершенном орудии принуждения обществом индивида.
З. Фрейд пришел к идее, что в структуре личности имеется особый пласт — «Cвepx-Я» — формируемый путем усвоения родительских запретов в детстве. «Сверх-Я» функционирует как внутренний цензор, который находится вне сферы сознания и незаметно для последнего вытесняет и не пропускает к осознаванию социально-запретные влечения и импульсы.
Т. Парсонс говорил, что социальный контроль основывается на способности индивида взглянуть на свой поступок глазами другого индивида. И для того, чтобы такой взгляд не воспринимался самим индивида как насилие, идущее извне, нужно, чтобы «Я» и «другой» в своих взаимодействиях признавали, что придерживаются одной и той же нормативной системы.
Следовательно, социальный контроль несводим к принуждению, пусть даже символическому. Это не социальная дрессура, способность индивида управлять своим собственным развитием. Эффективность социального контроля обеспечивается именно его интернализацией, когда он воспринимается индивидом как собственное свободное решение.
В связи с проблемой социального контроля встает интересный и очень важный для социологии вопрос: насколько вообще поддается социальному контролю индивидуальное поведение и как оценить роль контроля в обществе? Возможно ли общество без всякого социального контроля? Едва ли. Идеалом свободного общества, которое проявляло бы максимум доверия к индивиду, было бы такое общество, где социальный контроль был бы всецело интернализированным, где не было бы необходимости во внешних санкциях и механизмах их применения. Именно такое общество всегда было предметом утопической мечты. Достигнуть такого состояния в истории так и не удалось. И все же социальное развитие человечества явно идет по пути смягчения форм социального контроля. К чему, в конечном счете, приведет этот процесс — покажет будущее.