Сергей Прокофьев
Эвритмия как христианское искусство
Первоначальный импульс и сущность эвритмии
Созданная Рудольфом Штайнером в начале XX столетия эвритмия является самым молодым искусством. Со времени своего возникновения она неразрывно связана с Антропософией. Обсуждая сегодня направления её дальнейшего развития, говорят о «старой», «новой», «классической», «современной», «консервативной», «прогрессивной» эвритмии. Сергей Прокофьев в своей статье показывает первоначальный духовный импульс эвритмии и выступает против произвольного понимания эвритмического.
Для правомерного рассмотрения эвритмии, необходимо осознать её происхождение и историю возникновения, ибо есть только одна эвритмия, основанная в начале прошлого столетия Рудольфом Штайнером при содействии Марии Штайнер. Она возникла непосредственно из связи с духовным миром и наделена определенными условиями, целями и задачами. Поэтому серьёзное отношение к духовному миру является жизненным условием каждой эвритмической работы.
Изначально культовая форма
Для истории возникновения эвритмии важно, что с самого начала она основывалась в культовой форме. Читая в 1908 году в Гамбурге цикл лекций об Евангелии от Иоанна, Рудольф Штайнер обратился к Маргарите Волошиной с вопросом: «Могли бы Вы это станцевать?» - подразумевался пролог Евангелия от Иоанна. Волошина в тот момент была не в состоянии дать ответ. Осенью того же года Рудольф Штайнер вновь обратился к ней с тем же вопросом. И вновь не последовало ответа. Поэтому, начиная с 1912 года, эвритмия должна была пойти другим путём. Юная Лори Смит искала профессию, и Рудольф Штайнер предложил ей получить образование в новом, ещё развивающемся искусстве движения - эвритмии.
На Пасху 1924 года, продолжая «эзотерическую линию» Рождественского собрания, Рудольф Штайнер обратился к первоначальному культовому направлению эвритмии вновь, но на сей раз не в связи с Евангелиями, а исходя непосредственно из Антропософии, через эвритмическую проработку Медитации Камня Основы (за которой позже последовала Имагинация Михаила).
Указание на культовое направление эвритмии ни в коем случае не означает, что с этого момента мы имеем дело с двумя видами эвритмии. Эвритмия является единой, она остаётся верна себе самой, её сущность в различных формах проявления сохраняется. Потому что она происходит не из физического мира и не из человеческой души, а из сил эфирного мира, насколько они действенны в человеческом эфирном теле.
Эвритмия и второе пришествие Христа в эфирном
Это главное свойство эвритмии состоит в непосредственной связи с центральным духовным событием нашего времени. Ибо в ограниченном земном эфирном мире, из которого эвритмия черпает свои импульсы, совершается в наше время эфирное пришествие Христа. Знаменательно, что Рудольф Штайнер задавал упомянутые вопросы Волошиной во время прочтения цикла лекций об Евангелии от Иоанна, в конце которого он впервые пророчески говорит о возможности будущего пришествия Христа. То, о чём в 1908 году можно было говорить только в форме предположения, через год было уже мировым историческим фактом: с января последующего 1910 года Рудольф Штайнер возвестил об эфирном пришествии Христа.
Годом позже он обнаруживает связь между повторным явлением и единственным в своём роде эфирным телом Христиана Розенкрейца. Его эфирное тело, начиная с XX столетия, должно приобрести силу, чтобы за границами тайной школы розенкрейцеров действовать на всё человечество, так что бы люди под влиянием этого эфирного тела смогли пережить явление Христа в эфирном теле.
Всё это принадлежит к духовной предыстории эвритмии. Её фактическое основание произошло в 1912 году, параллельно с прочтением в Базеле цикла лекций об Евангелии от Марка. Центром этих лекций было рассмотрение космического импульса Христа, который, как обновляющий мир импульс, отклоняет всякое ариманическое вторжение. Кульминацией предпоследней лекции этого цикла, прочитанной 23 сентября 1912 года, становятся слова о «молодом космическом импульсе», связавшем благодаря Мистерии Голгофы себя с Землёй.
Из этого «нового космического импульса эволюции Земли», «ускользнувшего» в Страстную пятницу из рук ариманических палачей и приветствовавшего в пасхальное утро трех женщин у фоба, в сентябрьские дни 1912 года была основана эвритмия. И как на Повороте времён были женщины, которые первыми видели Воскресшего, так и здесь были снова женщины, воспринявшие импульс эвритмии и содействовавшие его развитию. Непосредственно связанная с этим молодым космическим импульсом, имеющим эфирное начало, эвритмия является наиболее христианским искусством современности.
Это позволяет нам не только почувствовать нашу духовную ответственность по отношению к этому младшему из искусств, но и понять нечто иное. В то время, когда возникла эвритмия, Рудольф Штайнер указал однажды на то, что это новое искусство будет стремиться завоевать Ариман. То есть, Ариман только того и ждёт, чтобы заполучить это искусство в свою власть. Для молодого, едва рождённого искусства это означало бы дегенерацию, вплоть до самой смерти. (Незадолго до смерти Мария Савич была обеспокоена будущим эвритмии, она говорила Биретте Арден-Ханзен: «Эвритмия находится сейчас перед выбором: либо теснее примкнуть к тому, что дал Рудольф Штайнер, либо дегенерировать.»)