Термин «идеология», который в 1796 г. ввел в научный оборот французский философ А. Д. де Траси, первоначально означал «наука об идеях» (сравним: геология — наука о земле, зоология — наука о животном мире и т. п.). А вскоре Наполеон придал этому термину отрицательное значение пустой идейной спекуляции, с помощью которой «дурят людям голову». Между тем в современных трудах ученых-политологов мы находим утверждение о том, что любой субъект политики нуждается в идеологии как средстве духовного сплочения и руководства, которое направляет поведение людей в сфере политических отношений, мобилизует их активность. При этом идеология рассматривается как форма политического сознания. Попытаемся в этом разобраться.
В современной науке под политической идеологией понимается выраженная преимущественно в теоретической, более или менее упорядоченной форме система идей и взглядов, защищающих коллективные ценности и интересы, формулирующих цели групповой деятельности и обосновывающих пути и средства их реализации с помощью политической власти или воздействия на нее.
Социальные интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. Каждая из них добивается создания таких общественных условий, при которых ее потребности в духовных и материальных благах удовлетворя-
лись бы наиболее полно. Поскольку положение тех или иных социальных групп в обществе существенно различается, постольку и их интересы могут не совпадать, а нередко бывают и прямо противоположными. Следовательно, те взгляды на общество и пути его развития, те представления о наилучшем общественном устройстве, в которых выражены интересы различных групп, не могут быть одинаковыми. В самом деле, могли ли люди, составлявшие во Франции XVIII в. третье сословие, смотреть на существующие общественные условия так же, как первые два сословия — дворянство и духовенство? Могли ли наемные рабочие в XIX в. так же относиться к фабричным порядкам, как владельцы предприятий?
Появились мыслители, которые в своих произведениях оценивали существующее положение с позиций определенного сословия, класса, той или иной социальной группы. И в интересах этой группы они предлагали осуществить в обществе определенные изменения. Иными словами, в подобных произведениях излагалась такая система взглядов, идей, идеалов, которую принято называть идеологией, а ее создателей — идеологами. Так, интересы третьего сословия во Франции XVIII в. нашли отражение в сочинениях Вольтера, Дидро, Монтескье, а интересы наемных рабочих XIX в. — в трудах К. Маркса.
И в наше время общество состоит из многих групп. Это могут быть классы, другие социальные группы, а также нации, политические партии, общественные движения. Их интересы находят выражение в различных идеологиях. Политическая идеология содержит взгляды данной группы на политическую жизнь, обосновывает притязания группы на власть, на ее использование в интересах этой группы. Она отвечает на вопросы: какой должна быть государственная власть? Какую политику она должна проводить? Это система понятий и идей, в которых определенный субъект политики отражает в своем сознании политическую жизнь, осознает собственные политические позиции и видит ориентиры борьбы за свои интересы. Содержанием политической идеологии является трактовка государственной власти, отношение к различным партиям, массовым движениям, другим государствам. В ней фиксируются идеалы, представления о наилучшем общественном устройстве, принципах, методах и средствах социальных преобразований. В отличие от обыденного мировоззрения, которое содержит неупорядоченные, отрывочные представления о жизни общества, идеология представляет собой систематизированную целостную совокупность понятий, идей, оценок.
В отличие от науки, стремящейся постичь истину, идеология предназначена для выражения и защиты интересов
определенных субъектов политики, хотя идеология может включать в себя и научные знания. Ей присуща тенденция к упрощению, частичному отражению действительности, которая рассматривается под определенным углом зрения. При этом идеологии свойственно стремление выдать одну сторону действительности за полную ее картину. На процессе научного познания общества сказываются субъективные позиции исследователя, а выводы ученых, изучающих общество, задевают интересы тех или иных групп. Однако наука призвана дать объективное знание, достигаемое всесторонним и по возможности беспристрастным изучением политического процесса. Что же касается идеологии, то пристрастное, заинтересованное отношение к политическим явлениям, их оценки с позиций тех или иных социальных групп являются, наряду со знаниями, существенной характеристикой ее содержания. Социальная группа, чьи интересы обслуживает определенная идеология, предрасположена к ее восприятию, принимает эту идеологию как систему собственных взглядов на политическую жизнь, на ожидаемые социальные изменения. Упрощенная интерпретация политической жизни легче воспринимается массой, чем сложная система научных доказательств, а привлекательные проекты общественного устройства, как и доводы в их защиту, принимаются на веру.
«Все идеи извлечены из опыта, они — отражения дей-1 ствительности, верные или искаженные».
Ф. Энгельс, немецкий философ и
> общественный деятель XIX в.
Современные исследователи отмечают нередко встречающееся несовпадение социальной базы и общественной функции идеологии. Носителями какой-то идеологии способны стать те социальные слои, чьи интересы в ней не представлены. Одна идеология способна обслуживать интересы разных слоев. И напротив, интересы одной социальной группы могут быть отражены в разных идеологиях.
Участвующие в политической жизни социальные группы, политические элиты, политические партии, политические деятели свои действия сообразуют с принятой ими идеологией. Определенная идеология (или идеологии) является существенной храктеристикой любой политической партии, которая, как правило, объединяет ее приверженцев и противопоставляет свою идеологию идеологическим позициям других политических партий, ведет с ними дискуссии, а нередко и борьбу в области идеологии.
В какой форме существует политическая идеология? Прежде всего, она представлена в виде социально-политических теорий, дающих обоснование определенных ценностей и идеалов, которые лежат в основе предлагаемого политического курса. Идеологи систематизируют идеи и понятия,
придают своим оценкам, принципам, идеалам упорядоченность и согласованность. Идеология предстает в логически-стройном теоретическом виде. Важной формой воплощения идеологии являются политические программы, отражающие требования социальных групп, политических элит, политических организаций, а также выступления партийных и государственных деятелей. Политические программы (прежде всего партийные), в отличие от теоретических произведений, предназначены непосредственно для нужд политической деятельности, они раскрывают ее цели и способы их достижения, ближайшие и последующие задачи борьбы за интересы тех или иных социальных групп. В основе выдвигаемых задач и провозглашенных лозунгов лежат присущие данной идеологии ценностные ориентиры.
Идеология функционирует также в сознании граждан, определяя их политическое поведение. Она воплощается в практических делах и поступках людей. Идеология как бы вплетена в политические действия, делая их ценностно-рациональными. Сила идеологии измеряется степенью ее освоения гражданами, мерой ее воплощения в политической деятельности.
Таким образом, политическая идеология — это и учение, и программа, и ее претворение в политической практике.