Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


На фото: Павел (слева) и Александр Сведомские




На рисунке: Михаил Гаврилович Сведомский

Первый владелец имения — Михаил Гаврилович Сведомский (1785-1847), титулярный советник пермского губернского правления, был незаурядной личностью. Один из трех сыновей протоиерея Петропавловского собора Гаврила Сапожникова, Михаил по уставу духовной семинарии получил церковную фамилию — Сведомский («с ведома Божьего»). За свою 62-летнюю жизнь увлекающийся, азартный Михаил Гаврилович преуспел во многих общественных делах, стал кавалером Ордена Святого Владимира 4 степени, но так и остался бездетным холостяком. Меценат, член Русского Географического общества, Сведомский финансирует научные экспедиции по Уралу, пермский тюремный замок, госпитали и «человеколюбивые» заведения, фундаментальную библиотеку Пермской гимназии, Пермскую Успенскую церковь, становится поборником оспопрививания. В 1826 году он покупает весьма дешево, за 50 тысяч рублей, у наследницы С. С. Яковлева «камбарскую вотчину» — лесные угодья в Осинском уезде Пермской губернии. Известно, что земля принадлежала самому Демидову, но была пустопорожней, стояла без употребления. Сведомский построил плотины и возвел на речке Большой Камбарке Николаевский винокуренный завод, а на Малой Камбарке — Михайловский. Первые дворовые и крепостные люди селились в Николаевском заводе, впоследствии здесь образовался починок Ваньчиков. Сведомский строит мельницу, поташный завод, конную ферму. Занимается разведением картофеля, пригласив из Германии специалиста-агронома, продает вино своего завода, закуски и табак в сарапульском торговом доме Лалетина, крупных городах, южных губерниях и даже отправляет 700 ведер джина в Америку. Для работы на заводе он нанимал до 150 вятских и оренбургских рабочих. Передовой помещик, Михаил Гаврилович первым в уезде ввел паровые машины, устроил первую больницу на 12 коек для рабочих, обустроил церковь во имя Архангела Михаила Черниговского и приход для 16 окружающих деревень. Духовенство проживало в барских домах имения Сведомских, пользовалось землей и имело «содержание 283 рубля серебром, прислугу, дрова и свечи».

После смерти Михаила Гавриловича в 1847 году имение Михайловское унаследовал его племянник, Александр Павлович, лесничий — отец будущих художников, после кончины которого в 1861 году владелицей стала Екатерина Осиповна Сведомская. При освобождении крепостных она щедро раздала землю крестьянам по 5 десятин на мужскую душу.

На фото: Павел (слева) и Александр Сведомские

Сыновья Александра Павловича, погодки, рожденные в Петербурге, Александр (1848-1911) и Павел (1849-1904) Сведомские, будущие художники, росли озорниками, смолоду любили рисовать и всё просили у маменьки краски. Но матушка, мечтавшая сделать детей горными инженерами, была непреклонна. Во время очередной предпраздничной поездки в Сарапул (а зимой ездили на санях прямой короткой дорогой через Каму) мальчики стянули вожделенную коробочку красок у сарапульского старика-торговца. Матушка узнала о проступке и в назидание отправила ревущих детей в Сарапул вернуть краски хозяину. Как знать, стали бы они художниками, если бы старик не отнесся к барчукам по-доброму, не подарил бы им краски, альбомы и карандаши. С этого дня начались легальные занятия братьев рисованием.

Выйдя второй раз замуж за земского врача Федора Васильевича Семенова, вдова с семейством выехала в Германию. Подростков, наконец, отдали учиться в Дюссельдорфскую художественную Академию, их образование продолжилось в Мюнхене у известных художников. Супруги вернулись в Россию, а повзрослевшие братья-художники остались за границей, переехали в Рим, сняв мастерскую, и гостили на родине, в Михайловском заводе, лишь в летние месяцы. Поэтому их называли «перелетными птицами, «русскими итальянцами». Нестеров, работавший с ними в Киеве, вспоминал о них, «несхожих абсолютно, но немыслимых порознь», как о «славных ребятах», «преоригинальных чудаках». Братьям дали шутливые прозвища: Павлу — «Попа» за сходство с попугаем, Александру — «Барон» за горделивую осанку. Эти «беспечные россияне» каждый год проводили зимние месяцы в Риме, работая над историческими и жанровыми картинами в собственной мастерской на Виа Маргутта, 33 и посещая знаменитое кафе «Греко», где собиралось интересное международное общество, временно или постоянно пребывавшее в Вечном Городе. Васнецов писал о них, как о «добрейших и милейших художниках, возле которых ютилась вся колония русских художников». Художники-академисты Сведомские большую известность получили за границей, чем в России. Они чувствовали себя в России гостями, а в "Вечном городе" — как дома. В 1879 году Павел Сведомский получил звание Почётного вольного общника и был удостоен Академией художеств серебряной медали за картины «Москва горит» и «Дочь Камелии». Участвовал в выставках Академии художеств, Санкт-Петербургского общества художников и в международных выставках. Творчество Павла Сведомского разнообразно по жанрам. Он создал серию больших исторических полотен. В последние годы жизни Павел Александрович обратился к отечественной истории и жанровой живописи («Бедная невеста», «Юродивый», «Вечер», «Пожар в Москве, 1812 год», «Казнь Ермака»). Картина «Медуза» (1882) была куплена Павлом Михайловичем Третьяковым, и при жизни коллекционера находилась в экспозиции галереи. Работа пермского собрания «Две римлянки с бубном и флейтой» дает представление об особенностях «итальянского жанра» в творчестве Сведомского.

Павел много работал, о нем чаще писали. Александр же постоянно чем-то был увлечен — то фотографией, то шахматами. Он находился как бы «в тени» своего брата. Ни по жанрам, ни по сюжетам, ни в технике живописи — ни в чем он не походил на брата. Известные сегодня его произведения — это в основном пейзажи с элементами жанра. Работы А.А. Сведомского всегда одухотворены присутствием человека. «Улица в Помпеях» 1882 года — это реконструкция не только древней архитектуры, навеянная археологическими раскопками, но и жизни в античную эпоху. Работа сразу же была куплена П.М. Третьяковым. А в 1887 году Третьяков приобрел для своего собрания картину Александра Сведомского «На берегу Тибра». Десять лет братья расписывали Владимирский собор в Киеве вместе с Нестеровым, Васнецовым, Врубелем и Котарбинским.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 940 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2282 - | 2063 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.