Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


И. на Западе в VIII-XII вв




В современной историографии распространены 2 полярные т. зр. на место И. в духовной жизни христиан Европы в VIII-XII вв. Одни исследователи полагают, что основная масса христиан исповедовалась крайне редко и только в XII в. ситуация меняется, многие миряне начинают участвовать в тайной И. по крайней мере раз в год (Murray. 1993). Др. ученые считают, что И. была неотъемлемой частью религ. жизни раннего и высокого средневековья (Avril J. Remarques sur un aspect de la vie religieuse paroissiale: la pratique de la confession et de la communion du Xe au XIVe siècle // L'Encadrement religieux des fidèles au moyen-âge et jusqu'au Concile de Trente. P., 1985. P. 345-363; Meens R. The Frequency and Nature of Early Medieval Penance // Handling Sin: Confession in the Middle Ages / Ed. P. Biller, A. J. Minnis. Woodbridge (Suffolk), 1998. P. 35-63). Доказательством последней т. зр. служит богатая рукописная традиция Пенитенциалов (более 300, датируемых IX-X вв.), значительная часть к-рых явно предназначалась для приходских священников (Frantzen A. J. The Significance of the Frankish Penitentials // JEcclH. 1979. Vol. 30. P. 409-421). Однако сторонники теории позднего появления регулярной И. мирян отмечают, что Пенитенциалы говорят не о том, как было на самом деле, а о том, как должно быть. Свидетельства же др. источников в равной мере подкрепляют как первую, так и вторую теорию (с одной стороны, в источниках разного жанра, в т. ч. в хрониках, упоминаются факты совершения И., прежде всего публичной, с др. стороны, в агиографической лит-ре, описывающей самые разные жизненные ситуации, тема И. почти не затрагивается, хотя о покаянии говорится много - Murray. 1993).

Столь же неясен вопрос о том, в каком объеме сохранялась на Западе древняя покаянная дисциплина и как широко была распространена тайная И. перед пресвитерами. Наиболее популярной в научной лит-ре является теория дихотомии - сочетания 2 типов И. на протяжении всей эпохи Каролингов..

В пользу этого косвенно свидетельствует тот факт, что в сочинениях того времени часто упоминается правило, основанное на текстах блж. Августина, согласно к-рому грехи, совершенные тайно, должны исповедоваться тайно, а грехи, совершенные публично,- публично (напр., в Paenitentiale Remense (ок. 800) - Asbach. 1975. S. 30). Однако древняя покаянная дисциплина представляла собой довольно сложный процесс, не исчерпывающийся публичным оглашением своих грехов; более того, И. в рамках покаянной дисциплины чаще совершалась тайно перед епископом или покаянными пресвитерами.

Поэтому более обоснованной представляется т. зр., согласно к-рой обе практики И. (каноническая дисциплина и тарифное покаяние) претерпели значительные изменения и повлияли друг на друга (Kottje R. Busspraxis und Bussritus // Segni e riti nella chiesa altomedioevale occidentale. Spoleto, 1985. Vol. 1. P. 369-395). В целом сама И., а не следовавшее за ней покаяние (большей или меньшей продолжительности) вышла на первый план. Если прежде наставления, составленные монахами и клириками, относились в основном к тому, как надо проходить покаяние, то теперь внимание переключилось на то, как и что именно надо исповедовать (приобретают значение обстоятельства совершения греха, причины, побудившие к его совершению, и т. п.; см.: Gruendel J. Die Lehre von den Umständen der menschlichen Handlung im Mittelalter: Diss. Münster i. W., 1963). Видимо, не случайно в эту эпоху лат. термин confessio (исповедь) становится синонимом poenitentio (покаяние).

Епископские статуты VIII-IX вв. говорят об обязательной И. мирян по крайней мере 1-3 раза в год. Временем для И. обычно называются продолжительные посты, посты четырех времен года (jejunia quattuor temporum) и дни усиленного покаяния (rogationes). Имеются свидетельства как более частого совершения И. (Хродеганг Мецский говорит об И. каждую субботу (Regula canonicorum. 32 // PL. 89. Col. 1072); Дуода в наставлениях своему сыну (841) призывает его регулярно исповедоваться у священника (Dhuoda. Manuel pour mon fils / Ed. P. Riché. P., 1975. P. 196)), так и однократного в течение года (Теодульф Орлеанский говорит об И. перед началом Великого поста, чтобы в течение 40 дней кающиеся могли исполнить наложенные на них епитимии - Theodulf. Capitula. 36 // PL. 105. Col. 203).

О значимости и распространенности И. перед пресвитером говорит 2-е прав. Германского Собора 742 г. (Concilium germanicum), в котором предписывается командующим военными отрядами включать в штат священников для совершения И. солдат (MGH. Leges. 3. Concilia aevi karolini. T. 1/1. S. 3). Об этом же сообщается в послании папы Адриана I Карлу Великому, отправленном между 784 и 791 гг. (MGH. Epp. merovingicarum et karolingicarum aevi. T. 1. S. 625). Постановление 857 г. предписывает каждому приходскому священнику проводить дознание относительно смертных грехов, которые совершены в его приходе, и докладывать епископу, если грешники отказываются проходить покаяние (Allocutio missi. 8 // MGH. Leges. Capit. T. 2/2. S. 292).

Хотя Иона, еп. Орлеанский († 843), говорит, что обряд канонического покаяния остался в прошлом (Jonas Aurelianus. De instit. laic. I 10 // PL. 106. Col. 138), др. источники свидетельствуют о том, что в Риме и Милане он по-прежнему совершался в Великий четверг, а в Испании - в Великую пятницу. Что происходило в эту эпоху на Британских о-вах, неясно (в Пенитенциале св. Теодора Кентерберийского говорится, что практика публичного покаяния пришла в упадок, но начиная с X в. она фиксируется во мн. источниках - Hamilton S. Remedies for «Great Transgressions»: Penance and Excommunication in Late Anglo-Saxon England // Pastoral Care in Late Anglo-Saxon England / Ed. Fr. Tinti. Woodbridge, 2005. P. 83-105).

Самый ранний чин публичного покаяния (явно франк. происхождения) содержится в Геласия Сакраментарии (Gelasianum Vetus. I 15-16, 38-39). Он получает дальнейшее развитие в Романо-германском Понтификале (X в.). Кающиеся в Пепельную среду должны исповедать свои грехи перед священником один на один, а затем уже участвовать в обрядах, совершаемых епископом.

Практика тарифного покаяния отражена во множестве Пенитенциалов. Вопреки распространенному мнению, тарифное покаяние не было более легким по сравнению с древней канонической дисциплиной. Многие Пенитенциалы предписывали покаяние на хлебе и воде в течение длительного времени, иногда до 10-15 лет. Даже на авторов XII в. эти памятники производили устрашающее впечатление (напр., Алан Лилльский отмечал, что люди, к-рые пользовались Пенитенциалами, явно были крепче его современников - Alanus de Insulis. Liber poenitentialis. 2. 13 // Idem. Liber poenitentialis / Ed. J. Longère. Louvain, 1965. Vol. 2: La tradition longue. P. 55). Поскольку человек мог совершить не один грех, а несколько, все положенные ему епитимии суммировались. Поэтому общий срок покаяния иногда мог даже превышать нормы древних канонических правил. Так, Собор в Кловешо (747) разбирал дело человека, к-рый накопил 300 лет поста (см.: 27-е прав.: Councils and Ecclesiastical Documents Relating to Great Britain and Ireland / Ed. A. W. Haddan, W. Stubbs. Oxf., 1871. Vol. 3. P. 373). Видимо, по этой причине, а также из-за проникновения в рукописи Пенитенциалов разного рода суеверных представлений ряд каролингских Соборов пытался запретить их использование (38-е прав. Шалонского Собора (813); 12-е прав. Реймсского Собора (813); 22-е прав. Турского Собора (813)).

К Пенитенциалам часто прилагались чинопоследования И., состоявшие обычно из некоего набора покаянных псалмов, молитв, отрывков из Свящ. Писания. С IX в. известны чины, содержащие вопросы священника к кающемуся о вере в самом начале И. Появляются также списки грехов, которые использовались кающимся или священником во время И. Напр., в Житии св. Филиберта рассказывается об И. немого, который должен был чихать на руку священника каждый раз в тот момент, когда тот доходил, читая по списку, до того греха, к-рый был совершен кающимся (Vita s. Filiberti. 14 // MGH. Scr. Mer. 5. S. 593).

Начиная с X в. в ряде местностей формируется практика принятия И. на национальных языках (в Романо-германском Понтификале - confessio peccatorum rusticis verbis (Vogel, Elze. 1963. Vol. 2. P. 242. N 136.23); на Британских о-вах в X в. появилась компиляция на основе Пенитенциала св. Теодора (Scrift boc) на древнеангл. языке).

Со 2-й пол. XI в. сначала в составе чинов канонического покаяния, а затем и в чинах тайной И. появляются разрешительные молитвы. Первоначально большинство из них носило просительный характер («Да простит вас Бог», «Да освободит от грехов» и т. п.). Однако постепенно формируются молитвы, в к-рых констатируется факт прощения греха благодаря «власти ключей», данной от Христа через апостолов всем священникам. Напр., в чине исповеди из Ареццо священник полагает край своей столы (облачение в столу пресвитеров, принимающих тайную И., становится обязательным с XII в.) на правую руку кающегося и читает 2 молитвы; в одной есть слова «да освободит тебя Всемогущий Бог от всех наказаний, которые тебе полагаются за твои грехи» (absolvat te omnipotens Deus ab omnibus judiciis quae tibi pro peccatis tuis debentur), а в другой - указание на «власть ключей», благодаря к-рой священник имеет право разрешить кающегося от грехов (Et ego Christi sacerdos... absolvo te ab omnibus judiciis... - И я, священник Христов... разрешаю тебя от всех прегрешений...) (Jungmann. 1932. S. 193).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 294 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2298 - | 2049 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.