Группа Аспид долгое время оставалась одной из самых загадочных на нашей метал-сцене. Будучи родом из Волгодонска, музыканты так и не получили должного признания «при жизни», и лишь спустя годы фанаты техничного трэша распробовали их альбом «Кровоизлияние» (1992). Этому в немалой степени поспособствовало полуофициальное переиздание альбома на CD в 2007 году. В 2014-м отечественный лейбл Metal Race Records выпустил первое авторизованное издание альбома на компакте, которое разлетелось в кратчайшие сроки. Конечно же, я мечтал сделать интервью с участниками Аспид, но где их искать? На помощь пришёл Асмодей – один из читателей Stay Heavy, лично знакомый с гитаристом Александром Сидорчиком (АС), вокалистом Виталием Холоповым (ВХ) и басистом Владимиром Пыженковым (ВП). Именно благодаря усилиям Асмодея удалось собрать всех музыкантов в одном месте в одно и то же время и обстоятельно побеседовать об истории этой замечательной команды.
Приветствую группу Аспид. Начать это интервью хотелось бы с достаточно очевидных вопросов, ведь, несмотря на культовый статус, история коллектива во многом остаётся неизвестной широкому кругу слушателей. Насколько я знаю, ваша группа изначально называлась General и исполняла несколько иную музыку. Кто предложил переименоваться в Аспид и утяжелить материал?
ВХ: Вообще, группа General не была связана с Аспидом.
АС: Да, тут нет связи, но уже тогда мы были все вместе – играли, гастролировали и исполняли мелодичный хард-рок. Мы исполняли, к примеру, песни Арии, но нам оказалось этого мало.
ВХ: Стоит сказать, что уже на тот момент, то есть в 1989 году, у Вовы и Саши были наработки собственных песен. А вот Вася (Василий Шаповалов, барабанщик) тогда служил в армии.
ВП: Помню, когда Вася был в отпуске, мы показали ему первый кусок собственного сочинения (напевает), и он ошалел просто.
АС: Ну, собственно, после армии мы вплотную занялись утяжелением нашей музыки. Благодаря таким командам как Metallica, Artillery, Overkill, Slayer.
А ещё Turbo, Mekong Delta, Coroner…
ВП: Да, ты всё правильно говоришь – так и было.
АС: Мы слушали всё это, восхищались, а затем создавали собственные песни.
А кто предложил название Аспид?
(Дружно) Это был Вася.
ВХ: Честно говоря, я изначально был против этого названия, но так получилось, что все остальные его приняли. Ну, приняли, так приняли. Вообще, это моя бабушка постоянно говорила: «Аспид». Мне казалось, что это прям что-то такое страшное.
Насколько я знаю, для альбома «Кровоизлияние» изначально было создано другое оформление, созданное художником Неумывакиным. Почему вы в итоге выбрали другой вариант?
ВХ: Ты знаешь, я вообще впервые от тебя слышу про это.
ВП: Я знаю эту историю, но я не видел самой обложки. Да, Неумывакин её нарисовал. Вообще, этим вопросом занимался наш менеджер Игорь Бурлаков. Насколько я знаю, на той версии обложки была изображена какая-то свеча на столе. Игорю не понравилось, что в этой картине не было жёсткости. В итоге приятель группы нарисовал второй вариант, который в итоге подошёл.
ВХ: Знаешь, мы особенно не парились на этот счёт. Нам хотелось записаться, выпустить альбом. Для нас важнее была сама музыка.
Альбом записывался в студии Евгения Трушина…
ВП: Да, и первоначально он нас не принял. Ему казалось, что мы какие-то пацаны.
ВХ: Да мы и были пацаны.
АС: Помню, на студии была группа Hellraiser. Я брал их примочку и записывал свою гитару. Они ещё говорили: «Из вашей одной вещи мы бы сделали три вещи» (дружный смех).
ВП: Да нет же, это не Hellraiser сказали. Игорь Бурлаков как-то принёс нашу запись Коррозии Металла, и Боров сказал, что из одной нашей песни они бы сделали три собственные.
АС: К сожалению, наш второй альбом так и не вышел в свет. Он был более мелодичным, и нам очень нравилось то, что мы тогда сочинили.
Кстати, а какие у кого были инструменты?
ВП: У меня “Yamaha” была, купленная за 4500 рублей. Я ездил за ней в Киев. Ехал-то я за “Rickenbaker”, но мне не хватило полтысячи. Мне Виталя как раз дал контакты какого-то фарцовщика, согласившегося продать мне “Rickenbaker” за 6000 рублей, но когда я приехал, то оказалось, что бас стоит 6500. Ну и я взял “Yamaha”. Правда, потом датчик «ямаховский» продал и поставил другой. Альбом и был записан с этим инструментом.
АС: У меня была полностью самопальная гитара. У неё был такой типично металлический звук. Правда, писался я с другой гитарой – это был красный “Kramer”. Она идеально строила, так что этим и объяснялся мой выбор. Ну а примочки на студии я брал у группы Hellraiser.