правильно, вы действительно начинаете чувствовать, как разогревается все тело.
Александра Дэвид-Нил, которая всегда страдала от холодной погоды, настолько хорошо овладела дыханием тумо, что могла путешествовать по Тибету в сравнительно легкой одежде. Тумо освободило ее от страха перед холодом и от самого холода.
Несколько столетий назад один из выдающихся йогов Тибета оценил дыхание тумо за его практическую ценность как альтернативу теплой одежде. Адепты тумо могут с удобством сидеть на покрытых снегом горах, одетые лишь в легкие одежды из хлопка. Демонстрируя свое владение дыханием тумо, монахи растапливали лед на одеялах.
Дэвид-Нил также видела лунг-гом (хождение в трансе). Люди, владеющие этой способностью, могут преодолевать большие расстояния, не останавливаясь, чтобы поесть или попить, в течение многих дней. Мастера лунг-гом как бы летят над землей —так описывали многие это поразительное умение. Тибетские ламы овладевали этим искусством после напряженных занятий, куда входили дыхательные упражнения, мантры и визуализация. Ключевой момент в лунг-гом — сосредоточить сознание на стихии воздуха и на ее качествах, особенно на легкости, так сильно, чтобы практически отождествить себя с воздухом.
Дэвид-Нил описывала одного лунг-гом-па, который настолько овладел этой техникой, что ему приходилось надевать тяжелые железные цепи, чтобы стоять на земле и не взлетать в воздух. Наблюдая за еще одним скороходом, Дэвид-Нил заметила, что он не бежал, но, «казалось, парил над землей, передвигаясь прыжками». Его лицо было совершенно спокойным и отрешенным, глаза широко открыты, взгляд прикован к какому-то объекту вдали. Его шаги, ритмичные, как качание маятника, были мягкими, и каждый раз, когда нога касалась земли, он подпрыгивал в воздух, словно мяч. «Когда лама проходил мимо, мои слуги спешились и склонились до земли, но он последовал дальше, очевидно, даже не заметив нашего присутствия», — писала Дэвид-Нил.
В таком состоянии транса скороходы способны покрывать за короткое время огромные расстояния, и при этом кажется, что они совершенно не устают. Несомненно, что такое умение было весьма ценным с практической точки зрения в столь малонаселенном районе Земли с таким сложным ландшафтом.
У. И. Эванс-Венц, американский ученый, который жил в Тибете с 1917 по 1922 год, отмечал, что, если бы во всех западных школах учили практике лунг-гом, отпала бы необходимость любого моторизованного транспорта и даже мостов. К тому же, говорил он, дыхание тумо избавило бы нас от необходимости в центральном отоплении.
Опираясь на познания, полученные в Тибете, Эванс-Венц считал способности йогинов — как психические, так и физические — непревзойденными. «Высший Маг в йоге — это Ум, — объяснял он. — Контролируя свой ум, мастер йоги может контролировать все в физическом мире, вплоть до атома». Слова Эванс-Венца созвучны словам полковника Брэдфорда, который поведал о тибетской практике «Око Возрождения», куда входит ряд йогических упражнений, подкрепленных ментальной магией.
Как и Александра Дэвид-Нил, Эванс-Венц был пионером, принесшим учения Тибета на Запад. И, подобно ей, он не просто сообщал о чудесных духовных способностях, он также разъяснял пути их достижения — как и полковник Брэдфорд, который прошел по их следам приблизительно десять лет спустя. Интересно снова отметить, что сообщения людей, побывавших в Тибете до Брэдфорда, подтверждают правдивость рассказа, который он привез из далеких гор.
«Те немногие путешественники, кто смогли тесно столкнуться с Тибетом и его обитателями, снова и снова сообщают нам о странных вещах, которые, кажется, противоречат всем известным законам природы», — говорил немецкий писатель Теодор Иллион в 30-х годах XX века. Сообщения об удивительных достижениях и непостижимых загадках так очаровали этого путешественника, что в середине тридцатых он сам отправился в Тибет. Он хотел увидеть все своими глазами, встретить легендарных отшельников, обитающих в пещерах, лично увидеть удивительные явления, о которых он читал.
Как и его предшественники, Иллион путешествовал тайно, переодевшись, и в своих странствиях сталкивался с огромными трудностями и постоянной опасностью. Но в конце концов усилия Иллиона были вознаграждены. Он, подобно Дэвид-Нил, видел такие чудеса, как ходящих в трансе лунг-гом —летающих лам, которые парили над землей и, казалось, игнорировали закон земного притяжения.
Как и Бэрд Сполдинг, Иллион жаждал встретиться с тибетскими ламами, которые овладели мастерством продления жизни, с обитающими в пещерах отшельниками, которым удавалось оставаться молодыми почти бесконечно. Он слышал, что некоторым отшельникам было по 500 или 600 лет.
Иллион встретил одного такого человека и оставался с ним пять дней. Этот отшельник выглядел 30-летним, хотя, по его словам, ему было уже 90. Однажды, занимаясь с ним парными упражнениями, Иллион прикоснулся к его телу. «Оно было упругим и гибким, как тело 19-летнего мальчика», — писал он. Отшельник сказал Иллиону, что он почти ничего не ест и большую часть времени проводит постясь. «Значит, поэтому ты выглядишь так молодо?» —спросил его Иллион. «Нет, —ответил отшельник. — Я молод потому, что свободен от ядов страха, беспокойства и тревог». Он объяснил, что один из ключей к бодрой и долгой жизни —это искусство расслабления. «Не отдых в мягком кресле, но покой ума не позволяет беспокойству, страху или тревоге овладеть тобой, — говорил он Иллиону.
Университет-монастырь в Ташилумпо (1907)