Адираджа дас – Ведическое кулинарное искусство. 133 рецепта экзотических вегетарианских блюд
ВЕДИЧЕСКОЕ КУЛИНАРНОЕ ИСКУССТВО
Заказать книги издательства «Бхактиведанта Бук Траст» можно по адресу:
125284. Москва Хорошевское шоссе, д. 8. корп. 3
тел. для заказов 945-48-12 945-33-76
Книги на английском языке можно заказать по следующему адресу:
BBL
P.O. Box 324.
Borehamwood.
Herts.,
WD6 1NB. (UK)
© 1993 The Bhaktivedanta Book Trusl ISBN 91-7149-202-X
Эта книга не только научит вас готовить изысканные индийские блюда, которые станут украшением вашего стола, но и познакомит с древнейшей философской традицией, лежащей в основе знаменитой индийской вегетарианской кухни.
Содержание
ВЕГЕТАРИАНСТВО: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
Предисловие к русскому переводу 7
Введение 11
Вегетарианство — путь к высшей цели 17
Храм Кришны в вашем доме 39
Вегетарианство и движение сознания Кришны 45
Искусство питания и здоровье 51
Кухонная л тварь 59
Примерное меню 63
Приготовление и сервировка ведических блюд 69
ПРЯНОСТИ И ТРАВЫ 77
Как сделать пищу вкусной и здоровой
МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ 95
Тайна долголетия
РИС 109
Самое простое и самое сложное
СУПЫ И БЛЮДА ИЗ БОБОВЫХ
Пиша для бедняков и королей
ХЛЕБ И БЛИНЫ 157
Простые чудеса ОВОЩИ 181
Фирменные блюда индийской кухни
ЗАКУСКИ 227
На любой вкус и по любому случаю
ЧАТНИ И РАЙТЫ 255
Острые приправы и салаты
СЛАДОСТИ 273
Восточная кухня открывает свои секреты
НАПИТКИ 307
Как спастись от холода и зноя
ПРИЛОЖЕНИЯ
Царь имен и терминов 325
Моему духовному учителю — Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, который посвятил свою жизнь распространению ведической культуры по всему миру во имя совершенствования человечества.
Предисловие к русскому переводу
Попаренные книги обычно не читают. В них заглядывают, когда нужно что-нибудь приготовить. Но книга, которую вы держите в руках. — не обычная поваренная книга. Это. скорее, приглашение в увлекательное путешествие по новому для вас миру, полному неожиданностей и сюрпризов. Это экскурсия в иную культуру, которая на первый взгляд может показаться чужой и далекой, но если вы все же рискнете отправиться в это путешествие, то поймете, что при всей внешней экзотичности эта культура основана на ценностях и понятиях близких сердцу каждого человека, таких, как любовь, милосердие, сострадание. Мы уже видим удивленно поднятые брови: «Полноте. какое отношение кулинарные рецепты могут иметь к любви, милосердию и состраданию?» Действительно, трудно представить себе. как бутерброд, перехваченный на бегу, может иметь какое-то отношение к таким высоким понятиям. Но в основе кулинарной традиции, о которой идет речь в этой книге, лежат представления о том, что пища, употребляемая человеком, оказывает влияние не только на его физическое состояние, но и на его умственные способности, а также нравственные и духовные качества. («Человек есть то, что он ест».) Эта кулинарная традиция является неотъемлемой частью ведической культуры — древнейшей культуры человечества, и непреходящие ценности этой культуры, как в зеркале, отразились в ведической кулинарии (так же как ценности нашей культуры, хотим мы этого или не хотим, запечатлены в таких «достижениях» современного кулинарного искусства, как «Завтрак туриста», цыпленок табака или макдональдовский гамбургер). Известно, что «путь к сердцу мужчины лежит через его желудок». Рецепты, собранные в данной книге, и философия питания, лежащая в основе. помогут вам найти путь сердцѵ любого человека и. прежде всего, к своему собственному, ведь древнешиие священные писания в мире, утверждают, что в сердце каждого живого существа дремлет любовь к Богу и что „а- стоящее счастье может обрести только тот. кто пробудил в себе эту Любовь Прочитав эту книгу, вы научитесь готовить и есть приготовленную пищу так. чтобы источник этой любви снова забил в нашем пересохшем сердце.
Приступая к переводу этой книги на русский язык, мы отдавали себе отчет в том, что в условиях современной России многие из собранных в ней рецептов будет трудно воспроизвести, и тем не менее после некоторого колебания мы все же решили оставить книгу в неприкосновенности. не пытаясь как-то приспособить ее к нашим условиям. Практичность была принесена в жертву аутентичности. Можно было бы заменить или модифицировать часть рецептов, однако книга обладает определенной цельностью, и поместить в нес рецепт вегетарианского борща или двадцати разных блюд из картошки значило бы нарушить эту цельность. Кроме того, одна из задач книги — рассеять укоренившиеся в обществе представления о вегетарианстве как об искусственно обедненной, удручающе однообразной диете. У того, кто прочтет или даже просто перелистает эту прекрасно иллюстрированную книгу, вегетарианство перестанет ассоциироваться с образом тощего человека, уныло жующего капустный лист. Пусть не все продукты, используемые в рецептах, можно купить в ближайшем гастрономе. Главное достоинство книги в том. что на примерах разных блюд она знакомит читателя с практически неизвестными в России кулинарными приемами, испокон веков применяющимися в ведической вегетарианской кухне. Сами по себе эти приемы обогатят арсенал любого повара или домашней хозяйки и помогут им сделать свое меню разнообразнее и вкуснее. А проявив известную изобретательность и фантазию, опытный повар сможет подобрать замену практически всем продуктам, используемым при приготовлении ведических блюд. В примечаниях, которыми мы сопроводили эту книгу, дано несколько примеров таких замен.
К числу несомненных удач автора следует отнести главу о пряностях, ез которых невозможно представить себе ведическую кухню и она во многом обязана своим разнообразием. Эта глава, пополнит знания читателей о широко распространенных ях и откроет для них много новых специй, о которых им, возможно, еще не доводилось слышать. Пряности не только придают исдичсским блюдам ни с чем не сравнимый вкус и аромат, но и обладают целебными свойствами. Хотя многие из пряностей, употребляемых в ведической кухне, трудно купить в наших магазинах, мы сознательно не стали менять рецепты в надежде на то. что знакомство с этой книгой возродит интерес к древнему, но основательно забытому искусству употребления пряностей, и это, в свою очередь, со временем сделает их более доступными. В основе употребления пряностей лежит шор-веди — ведическая наука о здоровье, начатки которой также изложены во вводной части этой книги. Сжатый, но убедительно написанный обзор различных аргументов в пользу вегетарианства, восполнит пробел в этой области, существующий в отечественной литературе. и наверняка поможет многим изменить свои взгляды на эту систему питания, которая становится все более популярной в странах Запада.
Итак, это книга для всех. Коллекционеры поваренных книг смогут поставить на свою полку еще одну замечательно оформленную книгу, повара найдут в ней рецепты, которые станут их постоянными спутниками, молодые домохозяйки, пользуясь ею. смогут приготовить изысканные кушанья к праздничному столу, а начинающим вегетарианцам она поможет придерживаться вегетарианской диеты, не чувствуя себя в чем-либо ущемленными. Однако, работая над этой необычной поваренной книгой, мы прежде всего думали о тех, для кого увлекательное путешествие в ведическую культуру не окончится после ее прочтения, а станет началом длинного пути, ведущего домой. обратно к Богу.
Русская редакция «Бхактиведанта Бук Траст»
ПРЕДИСЛОВИИ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ
Введение
та книга — практическое- руководство по кулинарии, которое научит вас готовить настоящие индийские блюда у себя дома и познакомит с традицией, лежащей в основе знаменитой индийской вегетарианской кухни. Здесь говорится о способах приготовления ведических, или классических индийских, вегетарианских блюд и о ведическом искусстве питания, овладев которым, можно насытить не только тело, но также ум и душу.
Первые четыре главы — эго рассказ о ведической философии и некоторых аспектах вегетарианства со ссылками на научные труды древних и современных авторов, священные писания и работы по этике.
Следующие три главы касаются непосредственно процесса приготовления пищи. В них говорится о кухонной утвари, о сочетаемости блюд и принципах приготовления, сервировки и приема индийской пищи.
Затем приводятся 130 кулинарных рецептов, проверенных в домашних условиях. Это всего лишь малая часть ведических блюд, однако благодаря подбору разнообразных и простых рецептов, книга в целом дает представление о многообразии ведической кухни. Рецепты для этой книги были предоставлены лучшими поварами движения Харе Кришна, многие из которых учились этому искусству у самого Шри- лы Мрабхупады.
Чтобы по достоинству оценить ведическую кухню, необходимо видеть в ней часть ведической культуры. Слово «ведический» происходит от санскритского слова ва)а. что значит «абсолютное знание». Написанные на санскрите древние священные писания Индии называ- ют Ведами, так как они содержат шапие об Абсолюте. Многие люди и по сей день следуют принципам, изложенным в этих писаниях и составляющим основу ведической культуры древней Индии.
Согласно Ведам, предназначение человека — осознать свою истинную природу, то есть понять, что он является вечным слугой Бога. Первый шаг на пути к этому — понимание того, что мы суть не временные материальные тела, а вечные духовные души, находящиеся в этих телах. Ошибочно отождествляя себя с материальным телом, мы испытываем страдания, хотя по своей природе мы вечны, полны знания и блаженства. Благодаря методу бхакти йоги. или сознания Кришны, мы можем возродить наше изначальное, вечно блаженное сознание, и пробудить в себе дремлющую любовь к Богу.
Имя «Кришна» — это особенное имя. Хотя Бог один, люди называют Его разными именами, и каждое из них дает представление о том или ином аспекте Его личности. Однако в Ведах приводится имя Бога, которое отражает все Его бесчисленные качества. Этим всеобъемлющим именем является имя «Кришна» — «бесконечно привлекательный».
Веды — сокровищница знаний о Кришне и наших вечных взаимоотношениях с Ним. Чтобы помочь человеку пробудить в себе любовь к Богу, Веды, в отличие от других священных текстов мира, подробно описывают личностные качества Бога и учат тому, как выразить эту любовь в своей повседневной деятельности. Таков бесценный дар Индии всему миру — культурная традиция, позволяющая соединить любой род деятельности человека с духовным самосовершенствованием, которое часто считается привилегией йогов-отшельников. В ведической культуре сознанием Кришны пронизаны все сферы жизни, начиная с искусства, музыки, архитектуры и литературы и кончая кулинарией и системой питания.
Принципиальное отличие ведической кухни от любой другой заключается в сознании повара. Повар, следующий ведической традиции, готовит пищу в состоянии духовной сосредоточенности, думая о том, что эти блюда будут предложены Богу. Как правило, люди просят Господа дать им «хлеб насущный», но преданный Кришны сам предлагает «насущный хлеб» Богу. Тем самым он выражает свою любовь к Нему, на которую Господь всегда отвечает взаимностью. В «Бхагавад-гите», одном из ведических писаний, Господь Кришна говорит, что, если кто-то с любовью и преданностью предложит Ему вегетарианскую пищу, будь то всего-навсего листок, плод или вода, Он примет ее. По Своей непостижимой милости Господь пробует пищу, предложенную Ему, и тем самым одухотворяет се. Так обычная еда становится прасадом Кришны, милостью Господа Крі а обыкновенный прием пищи превращается в трансцендентный акт поклонения Господу и любовного общения с Ним.
По своим качествам пршш) коренным образом отличается от пищи, приготовленной на продажу или для удовлетворения собственного языка. Обычно, готовя пищу, люди думают о чем угодно, только не о том, чтобы доставить удовольствие Господу, и их материалистические мысли оказывают неуловимое влияние на того, кто ест приготовленную таким образом пищу. Но когда мы едим пршш) — пищу, с любовью и преданностью приготовленную для Господа и затем предложенную Ему, наши сердца очищаются. Мукунда Госвами, один из духовных учителей движения сознания Кришны, однажды сказал: «Если вы едите обыкновенную пищу, вы только развиваете в себе страстное желание наслаждаться этим материальным миром, но если вы едите прасад, то с каждым съеденным куском в вас усиливается любовь к Богу».
Разумеется, мы не ожидаем того, что все наши читатели начнут готовить только индийские блюда. Многие из вас, возможно, считают, что под ведической кухней подразумеваются исключительно индийские национальные блюда, но на самом деле главное, что отличает ведическую кухню от всех остальных, — это акт предложения пищи Кришне, который стоит выше мирских разграничений. Совсем не обязательно следовать индийским рецептам, однако важно, чтобы еда готовилась в соответствии с ведическими принципами. Так. например, в Италии, где большинство преданных и друзей нашего общества привязаны к своей национальной кухне, почти с каждым индийским блюдом подают спагетти. Важен не способ приготовления пищи, а преданность Кришне, с которой она готовится.
Под термином «индийская кухня» в этой поваренной книге подразумевается кухня ведическая, а не какая-нибудь современная школа индийского кулинарного искусства, которая может предложить вам блюдо типа «карри из цыпленка». Люди ведической культуры практически не употребляли в пищу мяса. Употребление в пищу мяса распространилось в Индии лишь с приходом иноземных завоевателей: Моголов, пришедших из Персии в шестнадцатом веке, португальцев, правивших Гоа в течение четырех веков, и, наконец, британских колонизаторов. Однако, несмотря на то, что в течение многих веков Индия находилась под властью людей, питающихся мясом, огромное число индийцев по-прежнему являются строгими вегетарианцами.
Индия испокон веков была страной вегетарианцев (тех, кто уио- требляет в пищу мясо называют «невегетарианцами»), поскольку, согласно ведическим представлениям, жизнь любого существа священна и ничем не оправданное убийство невинных созданий является і ру- бым нарушением законов Бога. Все виды растений и животных в вы- боре пищи следуют только своему инстинкту, но человек с его развитым интеллектом, выбирая пищу, должен руководствоваться высшими духовными принципами. В одной из своих книг Шрила Прабхупада пишет: «Несмотря на существование этого закона (природы), гласящего, что человек должен существовать за счет других живых существ, есть также закон здравого смысла, согласно которому он должен следовать заповедям священных писаний. Животные же на это не способны» (Бхаг., 1.13.47).
По ведическим представлениям, истинным вегетарианцем является тот, кто не ест ни мяса, ни рыбы, ни яиц. Если человек отказывается от мяса, но употребляет в пшцу яйца или рыбу, его нельзя считать вегетарианцем в полном смысле этого слова, поскольку он питается плотью, хотя она может быть скрыта, как в яйцах, под известковой скорлупой. Тот, кто стал вегетарианцем только ради того, чтобы избежать насилия, может не видеть причин для отказа от употребления в пищу неоплодотворенных яиц. Однако, с ведической точки зрения, любая плоть непригодна для человека, поэтому тот, кто хочет быть вегетарианцем, должен отказаться и от яиц, которые, независимо от того, оплодотворены они или нет, являются ничем иным, как строительным материалом для тел будущих цыплят. Преданные Кришны — строгие вегетарианцы в ведическом смысле этого слова: они не употребляют в пищу ни мяса, ни рыбы, ни яиц.
Некоторые вегетарианцы, называемые веганами. воздерживаются не только от мяса, рыбы и яиц, но и от молочных продуктов, протестуя таким образом против безжалостной эксплуатации, которой коровы подвергаются на мясомолочных фермах. Преданные Кришны также осуждают подобное насилие над невинными животными, однако вместо того, чтобы отказываться от молока, которое, согласно Ведам, является одним из важнейших продуктов питания, они проявляют свое сострадание к коровам иным образом. Они рассказывают людям о ведическом принципе защиты коров и пыот молоко в основном с ферм Общества сознания Кришны, где коровы окружены любовью и заботой.
Многие, став вегетарианцами, позднее возвращаются к своим старым привычкам, поскольку не получают удовольствия от вегетарианской пищи и не очень убеждены в необходимости вегетарианства. Но если бы люди жали об альтернативной системе ведического питания с се изысканными блюдами, которая к тому же совершенна с научной точки зрения, го многие ич них отказались бы от мяса навсегда. Мы надеемся, что эта книга, которая знакомит с одним из чудес Древней Индии, поможет вам понять: нет пищи лучшей, чем вегетарианские блюда, предложенные Кришне, ибо они не только полезны для здоровья и очень вкусны, но также способствуют духовному развитию человека. Готовить их совсем не сложно, а результат превосходит вес ожидания. И если хоть однажды вы испытаете наслаждение, которое приносит пиша, приготовленная с мыслью доставить удовольствие Господу Кришне, то поймете, что мы имеем в виду, говоря о высшем вкусе.
Итак, с ведической точки зрения, вегетарианство — это не только система питания, это неотъемлемая часть образа жизни и философии тех, кто стремится к духовному совершенству. Но какую бы цель мы ни преследовали: достичь духовного совершенства или просто развить в себе привычку к чистой и здоровой пище. — если мы начнем следовать наставлениям Вед. то будем счастливее сами и перестанем причинять ненужные страдания другим живым существам в окружающем нас мире.
Вегетарианство: путь к высшей цели
Слово "вегетарианец» вошедшее в обиход в 1542 году основателями «Британского вегетарианского общества», происходит от латинского vegetus. что означает «крепкий, здоровый, свежий, бодрый», как в словосочетании /кин» vegans, которое указывает на духовно и физически развитую личность. Изначально слово «вегетарианский» означало гармоничный с философской и нравственной точки зрения образ жизни, а не просто фруктово-овощную диегу.
Большинство вегетарианцем — это люди, которые поняли, что сначала нѵжно избавиться от склонности к насилию в собственном сердце. и толі.ко потом помышлять о создании миролюбивого общества. Поэтому нет ничего удивительного в том. что многие тысячи людей, представителей всех слоев общества, в своих поисках истины становились вегетарианцами. Вегетарианство — это очень важный шаг на пути к совершенному обществу, и re. кто задумается над его преимуществами. окажутся в одном ряду с такими мыслителями, как Пифагор. Сократ. Платон. Климент Александрийский. Плутарх, царь Дню ка. Леонардо да Винчи. Монтснь. Акбар. Джон Мильтон, сэр Исаак Ньютон. Эммануэль Сведенборг. Вольтер. Бенджамин Франклин. Жан-Жак ІЧссо. Ламартин. Перси Биши Шелли. Ралф Уолдо Эмерсон. Генри Дэвид Торо, Лев Толстой. Джордж Бернард Шоу. Рабиндранат Тагор. Махатма Ганди. Альберт Швейцер и Альберт Эйнштейн.
Давайте же рассмотрим некоторые из преимуществ вегетарианства.
Питание и здоровье
Можно ли, став вегетарианцем, укрепить или поправить свое здоровье? Можно ли таким образом предотвратить определенные заболевания?
Ві п тлтліктно 17
Сторонники вегетарианства уже много лет говорят: «Да, можно», хотя до недавнего времени официальная наука скептически относилась к их утверждениям. Однако за последние годы ученые-медики обнаружили, что существует непосредственная связь между употреблением в пищу мяса и такими опасными болезнями, как рак и сердечно-сосудистые заболевания, и это заставило их изменить свои взгля- ды на вегетарианство.
Еще в 60-х годах ученые высказывали предположения, что развитие атеросклероза и болезней сердца так или иначе связано с употреблением мясной пищи. В «Журнале Американской ассоциации врачей» за 1961 год сказано: «Переход на вегетарианскую диету в 90 - 97% случаев предотвращает развитие сердечно-сосудистых заболеваний».1 Проводимые с тех пор исследования неопровержимо доказали, что после алкоголизма и курения употребление в пищу мяса является главной причиной смертности в Западной Европе, США, Австралии и других развитых странах мира.2
Человеческий организм не в состоянии справиться с избытком животных жиров и холестерина.’ Опрос 214 ученых, занимающихся исследованием атеросклероза в 23 странах мира, показал, что практически все они согласны с тем, что существует зависимость между образом питания, уровнем холестерина в крови и сердечно-сосудистыми заболеваниями.'' Если организм получает больше холестерина, чем требуется (как правило, именно это и происходит при употреблении в пищу мяса), то его избыток со временем становится причиной многих заболеваний. Холестерин откладывается на стенках кровеносных сосудов, уменьшая приток крови к сердцу, что может стать причиной повышенного кровяного давления, сердечной недостаточности и инсультов.
С другой стороны, ученые Миланского университета и клиники Меггиор доказали, что белок растительного происхождения нормализует уровень холестерина в крови. В своей статье, опубликованной в английском медицинском журнале «Ланцет», Д.К.Р. Сиртори сообщает, что люди, имеющие высокое содержание холестерина в крови и страдающие сердечными заболеваниями, «могут поправить свое здоровье, перейдя на вегетарианскую диету, которая содержит только растительный белок».5
Что касается раковых заболеваний, то исследования последних двадцати лет со всей определенностью указывают на существование зависимости между употреблением в пищу мяса и раком толстой и прямой кишки, молочных желез и матки. Рак этих органов крайне редко встречается у тех, кто употребляет мясо и небольших количествах или не ест его совсем (к их числу относятся адвентисты седьмого дня, японцы и индийцы), но широко распространен среди тех, кто питается мясом.6
Другая статья в том же журнале сообщает: «В районах, жители которых отдают предпочтение пище, содержащей большое количество жира и животного белка, часты случаи заболевания раком толстой кишки, тогда как там. где питаются преимущественно вегетарианской пищей, содержащей небольшое количество жира и веществ животного происхождения, случаи таких заболеваний встречаются сравнительно редко».7
Ролло Рассел в своей книге «О причинах заболевания раком» пишет: «Я обнаружил, что из 25 стран, жители которых питаются преимущественно мясной пищей, в 19 очень высок процент заболевания раком, и лишь в одной стране он относительно низок, в то же время из 35 стран, жители которых употребляют мясо в ограниченном количестве или не едят его сова*”, нет ни одной, в которой процент заболевания раком был бы высоким».8
Каковы причины того, что люди, употребляющие в пищу мясо, склонны к этим заболеваниям? Одна из причин, по мнению биологов и диетологов, заключается в том, что пищеварительный тракт человека не приспособлен к перевариванию мяса. Плотоядные животные имеют сравнительно короткий кишечник (в три раза длиннее тела), что позволяет своевременно выводить из организма быстро разлагающееся и выделяющее токсины мясо. У травоядных животных кишечник в шесть раз длиннее тела, так как растительная пища разлагается намного медленнее, чем мясо. Человек, как и травоядные, имеет длинный кишечник, поэтому, когда он ест мясо, в его организме образуются токсины, которые затрудняют работу почек и способствуют развитию подагры, артритов, ревматизма и даже рака.
Кроме того, мясо обрабатывают специальными химикатами. Сразу же после того, как животное забивают, его туша начинает разлагаться, и через несколько дней она приобретает отвратительный серо-зеленый цвет. На мясокомбинатах такое изменение цвета предотвращают, обрабатывая мясо нитритами, нитратами и другими веществами, которые способствуют сохранению ярко-красного цвета мяса. Исследования показали, что многие из этих химических веществ обладают канцерогенными свойствами.9 Проблема еще больше осложняется тем, что в пищу скоту, который предназначен на убой, тоже добавляют огромное количество химических веществ. Гэри и Стивен Налл в своей книге «Яды в вашем организме» приводят некоторые факты. которые должны заставить читателя серьезно задуматься, прежде чем купить очередной кусок мяса или ветчины. «Убойных животных откармливают, добавляя им в корм транквилизаторы, гормоны, антибиотики и 2 700 других препаратов. Процесс химической „обработки" животного начинается еще до его рождения и продолжается в течение долгого времени после его гибели. И хотя все эти вещества содержатся в мясе, которое попадает на прилавки магазинов, закон не требует, чтобы они перечислялись на этикетке».10
В 1983 г., основываясь на результатах подобных исследований. Американская Академия наук сообщила, что «люди могут избежать многих раковых заболеваний, уменьшив потребление жирного мяса и употребляя в пищу больше овощей и злаков».11
«Но постойте, — возразит кто-то из наших читателей, — разве для человека не естественно питаться мясом? Разве наш организм не нуждается в белке животного происхождения?»
Ответ на оба этих вопроса один: нет. Хотя некоторые историки и антропологи утверждают, что человек испокон веков известен как существо всеядное, наше анатомическое строение — зубы, челюсти и система пищеварения — более приспособлено к употреблению вегетарианской пищи. Ассоциация американских диетологов отмечает, что «подавляющее большинство людей на протяжении всей истории человечества питалось вегетарианской или преимущественно вегетарианской пищей».
Большая часть населения мира придерживается такой системы питания и до сих пор. Даже в самых развитых странах привычка к мясной пище широко распространилась не более ста лет назад. Причиной тому послужило появление вагонов-холодильников, а также потребительский дух, воцарившийся в обществе в двадцатом веке.
Однако организм человека даже в двадцатом веке не приспособился к перевариванию мяса. Знаменитый шведский ученый Карл Линней утверждал: «Сравнительный анализ внешнего и внутреннего строения тела человека и животных доказывает, что естественной пищей для людей являются фрукты и сочные овощи». В таблице на следующей странице приведен сравнительный анализ анатомического строения человека и животных (как плотоядных, так и травоядных).
Что касается белков, то доктор Пааво Айрола, ведущий специалист в области диетологии и естественной биологии, утверждает: «Двадцать лет назад считалось, что ежедневная норма потребления белка составляет 150 г, а сегодня официально признанная норма снизилась до 45 г. Почему? Благодаря исследованиям, проведенным в ряде стран, теперь достоверно известно, что организм не нуждается в большом количестве белка и что ежедневная норма его составляет не более 30-45 г. Избыточное потребление белков не только бесполезно, но и приносит большой вред организму человека, более того, оно может стать причиной таких серьезных болезней, как рак и сердечнососудистые заболевания. Чтобы получить 45 г белка в день, совсем не обязательно есть мясо. Полноценная вегетарианская диета, состо- ящая из злаков, бобовых, орехов, овощей и фруктов, вполне обеспечивает человека необходимым количеством белка».12
Плотоядные | Травоядные | Человек |
имеют когти | не имеют когтей | не имеет когтей |
нет пор на коже, тело охлаждается через язык | множество пор на коже, через которые осуществляется потоотделение | множество пор на коже, через которые осуществляется потоотделение |
острые резцы, предназначенные для разрывания мяса | тупые резцы | тупые резцы |
неразвитые слюнные железы (нет необходимости в предварительном переваривании злаков и фруктов) | хорошо развитые слюнные железы, необходимые для предварительного переваривания злаков и фруктов | хорошо развитые слюнные железы, необходимые для предварительного переваривания злаков и фруктов |
кислая слюна, не содержащая птиалина, необходимого для предварительного переваривания злаков и фруктов | щелочная слюна, содержащая птиалин, необходимый для предварительного переваривания злаков и фруктов | щелочная слюна, содержащая птиалин, необходимый для предварительного переваривания злаков и фруктов |
нет плоских задних зубов, необходимых для пережевывания пищи | есть плоские задние зубы, необходимые для пережевывания пищи | есть плоские задние зубы, необходимые для пережевывания пищи |
сильная соляная кислота в желудке, необходимая для переваривания мышц и костей животных | соляная кислота в желудке в 10 раз слабее, чем у плотоядных | соляная кислота в желудке в 10 раз слабее, чем у плотоядных |
длина желудочно-кишеч- ноге тракта только в 3 раза больше тела животного. что позволяет быстро выводить из организма гниющее мясо | длина желудочно-кишечного тракта в 6 -10 раз больше длины тела: растительная пища разлагается намного медленнее, чем мясо, поэтому она может гораздо дольше находиться в кишечнике | длина кишечника в 6 раз больше длины тела |
Данные приведены по таблице АД Эндрюса из книги «Пища для человека» (Чикаго. Американское гигиеническое общество. 1970).
Высоким содержанием белка отличаются молочные продукты, зерновые, бобовые и орехи. А например, сыр, арахис и чечевица содержат в процентном отношении больше белка, чем сосиски, свинина или бифштекс.
Однако диетологи до сих пор считали, что полноценные белки (то есть белки, содержащие все 8 незаменимых аминокислот, которые не вырабатываются человеческим организмом) находятся только в мясе, рыбе, яйцах и молочных продуктах и что все растительные белки неполноценны (из-за отсутствия в них одной или нескольких незаменимых аминокислот). Но исследования, проведенные в Каролинском институте (Швеция) и в институте Макса Планка (Германия), показали, что большинство овощей, фруктов, семян, орехов и зерновых являются источниками полноценных белков, которые к тому же легче усваиваются организмом, чем белки животного происхождения, и, в отличие от животных белков, не содержат токсических примесей. Употребление в пищу в достаточном количестве натуральных продуктов полностью исключает возможность недостатка белка в организме. Не следует забывать, что растительный мир в конечном счете является источником всех видов белка. Вегетарианцы получают белок непосредственно из этого источника, а не «через вторые руки», как те, кто питается мясом травоядных животных.
Избыточное потребление белка снижает работоспособность человека. Доктор Ирвинг Фишер из Йельского университета провел серию экспериментов, в которых показал, что вегетарианцы имеют вдвое большую выносливость, чем те, кто употребляет в пищу мясо. Когда же он уменьшил потребляемое невегетарианцами количество белка на 20%, их работоспособность возросла на 33%.и В ряде других аналогичных исследований было установлено, что правильно подобранные вегетарианские продукты содержат больше питательных веществ, чем мясо. Исследования же доктора Дж. Йотекьо и В. Кипа- ни из Брюссельского университета показали, что вегетарианцы способны работать в два-три раза дольше, чем те, кто питается мясом, и к тому же они в три раза быстрее восстанавливают свои силы.14
Экономика
Мясо — это пища, которую потребляет меньшинство за счет большинства. Для того чтобы получить мясо, зерно, которое можно использовать для питания людей, скармливают скоту. По данным Министерства сельского хозяйства Соединенных Штатов, более 90% всего зерна, производимого Америкой, уходит на откорм домашнего скота и птицы: коров, свиней, овец и кур, которые в конце концов оказываются на обеденном столе.15 Использование зерна для получения мяса является безумным расточительством. Статистика, опубликованная Министерством сельского хозяйства США, свидетельствует о том, что для получения одного килограмма мяса нужно скормить скоту 16 килограммов зерна.16
В своей книге «Диета для маленькой планеты» Франс Мур Лап- пе предлагает нам представить, что мы сидим перед тарелкой с большим бифштексом. «А теперь представьте, что в той же комнате сидит 45-50 человек, и перед каждым из них — пустая тарелка. Зерна, потраченного на один ваш бифштекс, вполне хватило бы, чтобы наполнить тарелки всех пятидесяти человек кашей».17
В богатых странах скот откармливают не только своим зерном, но и богатыми белком продуктами, которые закупаются у бедных стран. Георг Боргстрём, специалист по географии распределения пищевых продуктов, отмечает, что треть урожая африканского арахиса (по содержанию белка арахис ничем не уступает мясу) используется странами Западной Европы для откорма скота и птицы.18
В слаборазвитых странах человек в среднем потребляет около 200 кг зерна в год, причем большая его часть идет в пищу. А средний европеец или американец, по данным Лестера Брауна, ведущего специалиста в области питания, потребляет 1 ООО кг зерновых в год, из которых 90% уходит на корм скота. Таким образом, житель Европы или Америки, употребляющий в пищу мясо, в среднем расходует в пять раз больше пищевых продуктов, чем житель Индии, Колумбии или Нигерии.19
Подобные факты дают основание утверждать, что проблема голода в мире создана искусственно. Даже сегодня в мире производится гораздо больше пищевых продуктов, чем необходимо для того, чтобы прокормить все население планеты, однако мы совершенно бессмысленно расходуем их. По оценкам диетолога Джин Мэйср из Гарварда, если снизить производство мяса всего на 10%, это высвободит количество зерна, достаточное для того, чтобы прокормить 60 ООО ООО человек.20
Другая цена, которую приходится платить за употребление в пищу
мяса, загрязнение окружающей среды. Слив сточных вод и сброс
отходов с мясных комбинатов и откормочных ферм в реки и водоемы является одной из основных причин их загрязнения. У же ни для кого не является секретом, что источники чистой питьевой воды на нашей планете не только загрязняются, но и постепенно истощаются, и особенно расточительно расходует воду именно мясная промышленность. Георг Боргстрём утверждает, что сточные воды скотоферм загрязняют окружающую среду в десять раз больше, чем городская канализация, и в три раза больше, чем стоки промышленных предприятий.21
Поль и Анна Эрлих в своей книге «Население, ресурсы и окружающая среда» пишут, что для выращивания одного килограмма пшеницы требуется всего 60 литров воды, а на производство одного килограмма мяса -затрачивается от 1 250 до 3 ООО литров.22
В 1973 г. «Нью-Йорк Пост» опубликовала статью, в которой говорилось об ужасающем перерасходе воды, ценнейшего природного ресурса, на одной крупной американской птицеферме. Эта птицеферма расходовала четыреста тысяч кубометров воды в день. Этого количества достаточно, чтобы обеспечить водой город с населением 25 ООО человек.25
Но давайте оставим анализ геополитической ситуации в мире и рассмотрим экономические преимущества вегетарианства. Выборочное обследование нью-йоркских магазинов, проведенное в январе 1986 г., показало, что килограмм говяжьего филе стоит около восьми долларов, тогда как килограмм вегетарианских продуктов, из которых можно приготовить питательный и очень вкусный завтрак или обед на целую семью, стоит в среднем меньше четырех долларов. Так, например, 200 г творога, в котором содержится 60% дневной нормы белка, стоит всего 60 центов. Став вегетарианцем, вы сэкономите по меньшей мере несколько тысяч долларов в год и десятки тысяч долларов за свою жизнь. В общей сложности американские потребители. перейдя на вегетарианскую диету, могли бы сберечь несколько миллиардов долларов в год, что в равной мере относится и к потребителям других стран. Приняв все это во внимание, трудно понять, как разумный человек может отказаться стать вегетарианцем.
Этика
По мнению многих, самым важным аргументом в пользу вегетарианства являются этические соображения. Те, кто становится вегетарианцем из этических соображений, основываются на убеждении, что другие создания также имеют чувства и испытывают эмоции, сходные с эмоциями человека. Такое убеждение заставляет человека быть более осмотрительным в своих действиях и стараться не причинять страдания другим живым существам.
Очерк «Этика вегетарианства», опубликованный в журнале «Североамериканского вегетарианского общества», развенчивает концепцию так называемого «гуманного убийства животных»: «В наши дни многие люди успокаивают себя мыслью о том, что животных теперь убнвают „гуманными" способами, и остаются глухи к любым аргументам, доказывающим аморальность употребления в гшщу мяса. К сожалению, эти представления не имеют ничего общего с правдой жизни и... смерти.
Убойные животные, которые всю свою жизнь проводят в неволе, обречены на жалкое, мучительное существование. Они появляются на свет в результате искусственного осеменения, подвергаются жестокой кастрации и стимуляции гормонами, их откармливают неестественной пищей и в конце концов в ужасных условиях долго везут туда, где их ожидает смерть. Тесные загоны, электрические стрекала и неописуемый ужас, в котором они постоянно пребывают, — все это по- прежнему является неотъемлемой частью „новейших" способов разведения, перевозки и убоя животных. Закрывать глаза на все это и протестовать лишь против бесчеловечной жестокости по отношению к животным в последние секунды их жизни — значит иметь весьма смутные представления о смысле слова „гуманный"».
Правда об убийстве животных малопривлекательна — промышленные скотобойни напоминают картины ада. Пронзительно кричащих животных оглушают ударами молота, электрическим током или выстрелами из пневматических пистолетов. Затем их подвешивают за ноги на транспортер, который везет их по цехам этой фабрики смерти. Еще живым им перерезают глотку и сдирают с них шкуру, так что они умирают от потери крови. Трудно понять, почему конвенции и соглашения, оговаривающие условия обращения с домашними животными и даже с лабораторными крысами, не распространяются на сельскохозяйственных животных, которых увечат и безжалостно убивают на скотобойнях.
Многие люди не колеблясь отказались бы от мясной пищи, если бы им довелось побывать на бойне или пришлось самим убивать животных, мясо которых они едят. Поэтому было бы очень полезно сделать посещение скотобоен обязательным для всех, кто питается мясом.
Знаменитый математик древности Пифагор говорил: «Братья мои, не оскверняйте свое тело греховной пищей. У нас есть пшеница, у нас есть яблоки, под тяжестью которых сгибаются ветви яблонь, и виноград, наливающийся на лозах. Есть душистые травы и овощи, которые можно готовить на огне, не отказано нам в молоке и меде, пахнущем чабрецом. Земля щедро дарует нам свои сокровища, предоставляя чистую пищу, и приглашает нас на пиршество, которое не омрачено кровопролитием; только звери утоляют свой голод плотью, и то не все из них, ведь лошади, коровы и овцы кормятся травой».
В трактате, озаглавленном «О поедании плоти», римский историк Плутарх пишет: «Стоит ли спрашивать, почему Пифагор отказался от мяса? Лично меня больше интересует, в каком состоянии ума находился человек, впервые прикоснувшийся устами к окровавленной плоти и отведавший мертвечины, какие обстоятельства вынудили его уставить свои столы блюдами из разложившихся туш и назвать нищей то, что еще недавно мычало и блеяло, двигалось и дышало... Почему- то мы не едим львов и волков, которые представляют угрозу нашей жизни, а вместо этого убиваем безобидные, покорные существа, которые не могут причинить нам никакого вреда, ибо не имеют ни когтей, ни клыков. Ради куска мяса мы лишаем их солнца, света и жизни, на которую они имеют такое же право, как и мы».
Затем Плутарх бросает вызов всем, кто питается мясом: «Если вы так уверены, что животные предназначены вам в пищу, тогда сперва убейте сами то существо, чье мясо хотите съесть. Но убейте его своими собственными руками или зубами, не прибегая к помощи ножа, дубины или топора».
Английский поэт Шелли тоже был убежденным вегетарианцем. В своем эссе «В защиту естественного питания» он писал: «Пусть сторонник мясоедения докажет свои убеждения делом. Пусть он, последовав совету Плутарха, растерзает своими зубами живого ягненка и, вгрызаясь в его внутренности, утолит жажду струящейся кровью... тогда, и только тогда, он будет последователен». Джордж Бернард Шо\ уличал людей в лицемерии: «Когда человек хочет убить тигра, это называется спортом, а когда тигр хочет убить человека, это называется жестокостью».
Лев Толстой писал, что, убивая животных ради пропитания, «человек подавляет в себе высшие духовные чувства — сострадание и жалость к другим живым существам, подобным ему,— и, переступая через себя, ожесточает свое сердце». Он также предупреждал: «Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?»
Утрачивая уважение к жизни животных, люди перестают ценить и человеческую жизнь. 2 600 лет назад Пифагор говорил: «Те, кто убивает животных для того, чтобы есть их плоть, могут не задумываясь уничтожать и себе подобных». Мы страшимся вражеских орудий, бомб и ракет, но спокойно закрываем глаза на смертную боль и ужас, которые испытывают ежегодно убиваемые для нашего пропитания полтора миллиарда коров, овец и свиней и 22,5 миллиарда птиц.24 Количество рыбы, вылавливаемой каждый год, исчисляется триллионами, не говоря уже о десятках миллионов животных, замученных в «лагерях пыток» — медицинских и научных лабораториях, и о животных, которых убивают ради меха, кожи, или просто ради развлечения на охоте. У кого повернется язык отрицать, что подобные зверства ожесточают наши сердца?
Леонардо да Винчи писал: «Поистине, человек — царь зверей, ибо своей жестокостью он намного превосходит их. Мы живем ценой жизни других. Наши тела — ходячие кладбища!» И далее: «Придет время, когда люди будут смотреть на убийцу животного так же, как они смотрят сейчас на убийцу человека».
Махатма Ганди считал, что этические принципы являются более веским основанием для того, чтобы стать вегетарианцем, чем забота о собственном здоровье. «Я убежден, — писал он, — что если мы стремимся к духовному совершенствованию, то должны прекратить убивать наших меньших братьев ради удовлетворения своих физических потребностей». Ему же принадлежит изречение: «О величии страны и ее нравственном состоянии можно судить по тому, как в ней относятся к животным».
Религия [1]
Писания всех основных религий запрещают человеку без необходимости убивать другие живые существа. В Ветхом Завете говорится:
«Не убий» (Исход, 20.13). Широко распространено ошибочное мнение, что эта заповедь налагает запрет только на убийство человека. Но в оригинале на древнееврейском стоят слова lo lirlzach, точный перевод которых — «не убий», а доктор Рубен Алкалай в «Полном древнееврейско-английском словаре» указывает, что слово lirlzach, особенно в классическом древнееврейском языке, относится к убийству любого рода, а не только к убийству человека.
Хотя в Ветхом Завете есть ряд предписаний, регламентирующих употребление в пищу мяса, все же не оставляет сомнений, что в идеале человек должен питаться только вегетарианской пищей. В Книге Бытия (1.29) Сам Господь говорит: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу». Всюду, где в Ветхом Завете говорится об употреблении в пищу мяса, речь идет о многочисленных запретах и ограничениях. Многие эпизоды ветхозаветной истории свидетельствуют о том, что разрешение на мясную пищу — это лишь уступка упрямому желанию человека. Так в Книге Чисел (11 глава) рассказывается о том, как, недовольные посланной им Господом манной, евреи стали роптать, требуя в пищу мясо. Разгневанный Господь послал им перепелов, но на следующее утро все, кто ел перепелов, были поражены моровой язвой. В более поздних ветхозаветных книгах великие пророки также осуждают мясоедение. Например, в самом начале Книги пророка Даниила (1.3-18) описана история, иллюстрирующая преимущества вегетарианской диеты, а в Книге пророка Исаии Господь говорит: «Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. (...) И когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки обагрены кровью» (Исаия, 1.11, 1.15).
Большинство христиан убеждено, что Иисус Христос ел мясо, о чем упоминается в нескольких местах Нового Завета. Для многих из них это является серьезным доводом против вегетарианства. Однако изучение оригинальных греческих рукописей показывает, что множество слов (irophe, brome и др.), переводимых обычно как «мясо», на самом деле обозначает пищу или еду в самом широком смысле слова. В Евангелии от Луки (8.55), например, мы читаем, что Иисус воскресил женщину из мертвых и «велел дать ей мяса»*. Но греческое слово phago, переведенное здесь как «мясо», на самом деле означает «есть».
По-гречески «мясо» будет kreas (плоть), и ни в одном месте Нового Завета это слово не употребляется в связи с Иисусом Христом. Нигде в Новом Завете прямо не говорится, что Иисус ел мясо. Это согласуется с известным пророчеством Исаии о явлении Иисуса Христа: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе».
В книге «Так говорил Магомет» (перевод хадисов, сделанный доктором М. Хафизом Сидом) ученики пророка Магомета спрашивают его: «Правда ли, что воздастся нам за то, что мы делаем добро четвероногим и поим их водой?» Магомет отвечает: «Будет вознагражден тот, кто приносит благо любому животному». Употребление в пищу мяса, хотя и разрешено в Коране, но так же, как и в Ветхом Завете, ограничено множеством правил и запретов, один из которых гласит: «Запрещена вам мертвечина, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото с призыванием любого имени, помимо имени Аллаха» (Коран, сура 5.4). Строго говоря, это ограничение, перекликающееся с ветхозаветным (Левит, 17.14), накладывает запрет на употребление в пищу любого мяса, потому что полностью очистить от крови плоть убитых животных практически невозможно.
Господь Будда известен своей проповедью, направленной против убийства животных. Он провозгласил ахимсу (непричинение вреда живому) и вегетарианство необходимыми условиями духовного самосовершенствования. Известны два его афоризма, связанные с этим: «Не убивай быка, который пашет твои поля» и «не потворствуй чревоугодию, которое сопряжено с убийством животных». В «Дхаммапа- де», предвидя возможные отступления от его учения, Господь Будда говорит: «Найдутся глупцы, которые в будущем станут утверждать, будто я позволял есть мясную пищу и сам ел мясо, но знай же. что (...) я никому не позволял есть мясо, не позволяю сейчас и никогда не позволю в будущем, нигде, ни при каких обстоятельствах и ни в каком виде; это раз и навсегда запрещено для всех и каждого». Другой афоризм «Дхаммапады» предупреждает о печальных последствиях употребления в пищу мяса: «Тот, кто в надежде обрести счастье мучит или убивает другие живые существа, которые тоже стремятся к счастью, закрывает себе путь к счастью в следующей жизни». '
Ведические писания Индии, относящиеся к добуддистскому периоду, также утверждают, что принцип ахимсы является этической основой вегетарианства. «Мясо невозможно получить, не причинив вреда живым существам, — говорится в „Ману-самхите", древнем своде законов Индии, — поэтому пусть каждый воздерживается от употребления мяса». В другом разделе «Ману-самхиты» дается совет: «Помня о том, каким отвратительным способом добывается мясо, и о той жестокости, с которой содержатся в неволе и убиваются живые существа, человек должен раз и навсегда отказаться от употребления и пищу мяса».
В «Махабхарате» (эпической поэме, которая считается самой большой поэмой в мире) есть множество предписаний, запрещающих убивать животных. Вот некоторые из них: «Тот, кто наращивает свое мясо, поедая плоть других созданий, обрекает себя на страдания, в каком бы теле он ни родился»; «Нет на свете более жестокого и эгоистичного человека, чем тот, кто увеличивает свою плоть, поедая плоть невинных животных»; «Тот, кто хочет долго жить, сохранив красоту, твердую память и хорошее здоровье, а также обладать физической, моральной и духовной силой, должен воздерживаться от животной пищи».
Все живые существа наделены душой. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит, что душа является источником сознания и животворящей силой в теле каждого живого существа. Согласно Ведам, живое существо, которое находится на более низкой ступени развития, чем человек, постепенно поднимается по эволюционной лестнице, пока в конце концов не получает человеческое тело. Только та душа, которая обрела тело человека, может обратить свое сознание к Богу и перенестись в момент смерти в духовный мир. Чтобы достичь этого, человек должен подчиняться всем законам, будь то законы государства или законы вселенной.
В комментариях к «Шримад-Бхагаватам» Шрила Прабхупада пишет: «Все живые существа должны отбыть определенный срок в том или ином материальном теле. Этот срок установлен свыше, и он должен истечь, прежде чем они смогут переселиться в другое тело или подняться на более высокую ступень эволюционной лестницы. Убийство животного или любого другого живого существа лишает его возможности до конца отбыть срок, отведенный для пребывания в определенном теле. Человек ни в коем случае не должен убивать другие живые существа ради собственного удовольствия, потому что тот, кто лишает их жизни, запутывается в сетях греховной деятельности». Иначе говоря, убийство животного замедляет его эволюцию от низших видов к высшим, а убийца неизбежно будет страдать от последствий этого греховного поступка.
Как объясняет Господь Кришна в «Бхагавад-гите» (5.18), тот, кто понимает, что все живые существа равны между собой, достиг духовного совершенства: «Смиренный мудрец, обладающий истинным знанием, одинаково смотрит на ученого благородного брахмана (священнослужителя), корову, слона, собаку и собакоеда (неприкасаемого)». Там же Кришна формулирует принцип духовного вегетарианства и призывает нас следовать ему: «Предложи Мне с любовью и преданностью плод, цветок, листок или воду, и Я приму их».
Карма
Санскритское слово карма означает «действие» или, в более узком значении, любое материальное действие, влекущее за собой последствия, которые привязывают человека к материальному миру. Хотя понятие кармы обычно ассоциируется с восточной философией, многие люди на Западе начинают понимать, что закон кармы является таким же фундаментальным и непреложным законом природы, как фактор времени или закон гравитации. Каждое наше действие влечет за собой определенные последствия Согласно закону кармы, если мы причиняем боль и страдания другим живым существам, то также будем страдать — это в равной мере относится и к отдельному человеку, и к обществу в целом. Мы пожинаем плоды того, что посеяли, расплачиваясь за содеянное как в этой жизни, так и в последующих, ибо у природы — свой суд. Обойти закон кармы не может никто, кроме тех, кто понимает, как он действует.
Чтобы понять, каким образом карма приводит к войнам, рассмотрим пример, который приводится в Ведах. Иногда в бамбуковой роще в результате трения стволов бамбука друг о друга начинается пожар. Однако истинной его причиной являются не деревья, а ветер, раскачивающий их. Деревья — это всего-навсего посредники. Аналогичным образом, на основании закона кармы можно сделать вывод, что не Соединенные Штаты и не Советский Союз являются истинными виновниками трений, которые существуют между ними и которые могут вызвать пожар ядсрной войны. Истинной причиной является неощутимый ветер кармы, которая накоплена как будто невинными обитателями земли. *
Согласно закону кармы, ближайший магазин или ларек, где продаются пирожки с мясом (сюда же можно отнести и гинекологическую клинику, в которой делают аборты, но это тема для отдельной книги), имеют большее отношение к угрозе ядерной войны, нависшей над человечеством, чем Белый Дом или Кремль. Нас бросает в дрожь при мысли о возможной ядерной войне, но при этом мы спокойно относимся к тому, что ежедневно во всем мире за стенами автоматизированных боен совершаются массовые убийства, не менее ужасные, чем уничтожение народов в огне ядерной войны.
Человек, питающийся плотью животных, может сказать, что он никого не убивает. Но на самом деле, покупая аккуратно упакованное мясо в магазине, он платит свои деньги за то, чтобы кто-то другой вместо него совершил это убийство. В результате оба: и тот, кто убивает, и тот, кто платит, — навлекают на себя последствия кармы. Что же это. как не лицемерие — участвовать в демонстрации в защиту мира. а после нее утолять свой голод в закусочной бутербродом с колбасой или поджаривать дома бифштекс? Это двуличие осудил Джордж Бернард Шоу:
Мы молим Бога озарить наш путь:
«Даруй нам свет, о всеблагой Господь/»
Кошмар войны нам не дает уснуть.
Но на зубах у нас животных мертвых плоть.
В своем комментарии к «Бхагавад-гите» Шрила Прабхупада говорит: «Того, кто без всякой необходимости убивает и мучит животных, как это делают мясники, будут точно так же убивать в следующих жизнях... В иудейско-христианских писаниях ясно сказано: „Не убий“. И тем не менее даже религиозные лидеры, которые выдают себя за святых, убивают животных, придумывая этому всевозможные оправдания. Эти обман и лицемерие, укоренившиеся в человеческом обществе, являются причиной бесчисленных бедствий, таких, как мировые войны, во время которых целые народы истребляют друг друга на полях сражений. А не так давно ученые изобрели ядерную бомбу, оружие массового уничтожения, которое только ждет своего часа». Таковы последствия кармы.
Те, кто знает, как действует закон кармы, понимают, что мира невозможно добиться с помощью демонстраций и петиций. Вместо этого следует объяснять людям, какие последствия влечет за собой убийство невинных существ (и нерожденных детей). Безусловно, это помогло бы облегчить бремя кармы, лежащей на человечестве. Решить проблемы, существующие в мире, могут только люди с чистым сознанием, способные понять, что истинной бедой человечества является недостаток духовности. Грешники всегда существовали и будут существовать, однако их ни в коем случае нельзя допускать к руководству обществом.
Те, кто употребляет в пищу мясо, часто обвиняют вегетарианцев в том, что они также прибегают к насилию, убивая растения, — это обвинение является одним из наиболее распространенных аргументов против вегетарианства. В ответ на это следует отметить, что такие вегетарианские продукты, как спелые фрукты, многие овощи, орехи, зерновые и молоко, человек получает, не совершая никакого убийства. Что же касается тех случаев, когда нам все же приходится отнимать жизнь у растений, то нетрудно понять, что, поскольку растения обладают менее развитым сознанием, чем животные, причиняемая им боль не идет ни в какое сравнение с муками животных на скотобойне, не говоря уже о тех страданиях, которые терпят предназначенные на убой животные на протяжении всей своей жизни.
Разумеется, мы не отрицаем, что вегетарианцам приходится убивать растения и что это убийство также является насилием, однако мы не можем обходиться совсем без пищи. В Ведах говорится: дживо дживасйа джчванам — в борьбе за существование одно живое существо является пищей для другого. Таким образом, проблема заключается не в том. чтобы полностью избежать насилия. — это практически невозможно, — а в том. чтобы обеспечить себя необходимой пищей, причинив минимальные страдания другим живым существам.
Тот, кто отнимает жизнь другого живого существа, даже если это всего лишь растение, несомненно, совершает грех, однако Кришна, верховный повелитель, освобождает нас от греха, принимая то, что мы предлагаем Ему. Предлагая приготовленную пищу Господу, мы освобождаемся от ответственности, подобно солдату, который убивает людей на поле боя. На войне солдата, идущего по приказу командира в атаку и убивающего врага, награждают медалью. Но, если тот же солдат убьет кого-то по собственной прихоти, он будет наказан. Аналогичным образом, если мы едим только прасад, мы не совершаем никакого греха. Это подтверждается в «Бхагавад-гите» (3.13): «Преданные Господа, принимающие пищу, принесенную Ему в жертву, избавляются от всех грехов. Те же, кто готовит пищу, чтобы насладиться ею, питаются одним грехом». Это подводит нас к главной мысли данной книги: вегетарианство, несмотря на всю свою важность, не является самоцелью.