ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАВНОВЕСИЯ
Первый шаг в поддержании здоровья — развитие осознавания потенциальных причин болезни. Второй шаг — принятие мер для их коррекции. Следующий шаг — это восстановление равновесия, если оно все же нарушается. Основным методом, используемым для этой цели, является применение противоположных качеств.
Если вы замерзли, съешьте немного горячего супа или выпейте чего-нибудь теплого. Если вы взволнованны или расстроены (быть может, вопреки своему здравому смыслу вы все же посмотрели фильм со сценами насилия), сядьте и немного позанимайтесь медитацией, чтобы успокоить свои эмоции и ум. Если вашу питту спровоцировали и вас обуревает гнев, поплавайте в прохладной воде или съешьте какой-нибудь сладкий охлаждающий фрукт.
Этот принцип выглядит простым и очевидным, но в повседневной жизни о нем нелегко вспомнить. Однако он является очень мощным и действенным. Применяя его, вы со временем обнаружите, что способны быстро и без особых усилий восстанавливать умственное и физическое равновесие.
МЕТОДЫ ОЧИЩЕНИЯ
Теперь следует рассмотреть еще один способ исцеления. Предположим, вы были неосознанны, не приняли корректирующие меры для восстановления равновесия и начали заболевать. Что делать в этом случае?
Применение принципа противоположностей является почти универсально действенным и полезным на любой стадии заболевания. Однако, если болезнь уже начала развиваться, его одного будет недостаточно. На этой стадии необходимо дополнительно использовать методы очищения тела от избытка дош и образовавшихся ядов.
Как мы уже видели, возбуждение дош из-за плохого или неправильного питания, нездорового образа жизни, отрицательных эмоций или других факторов нарушает работу агни (метаболического огня тела, который управляет перевариванием и усвоением пищи). Когда агни ослабевает или нарушается, пища не переваривается должным образом. Непереваренные и неусвоенные частицы пищи накапливаются в желудочно-кишечном тракте и превращаются в ядовитую липкую субстанцию, называемую ама. На третьей стадии (стадии распространения) болезненного процесса ама засоряет кишечник, и ее избыток, распространяясь через каналы тела, такие как кровеносные сосуды и т. д., засоряет ткани и вызывает заболевание.
Ама является ключевым звеном в процессе заболевания. Присутствие амы в организме ощущается в виде утомления или чувства тяжести. Она может вызывать запор, несварение, метеоризм, понос, дурной запах изо рта, неприятный вкус во рту, ригидность мышц и помрачение ума. Легче всего обнаружить аму по налету на языке.
Болезнь является «кризисом амы», при котором тело стремится устранить накопившиеся яды. Таким образом, чтобы остановить развитие заболевания, нужно помочь телу избавиться от ядов.
Для удаления амы из организма в Аюрведе используются многие программы внутреннего очищения. Одной из них, наиболее широко известной на Западе, является состоящая из пяти процедур программа под названием «панчакарма» (что в переводе означает «пять действий»). Программы панчакармы, применяемые в аюрведических лечебных центрах, включают в себя подготовку к очищению и собственно очищение.
Первым подготовительным шагом является «внутреннее промасливание». Пациент ежедневно в течение нескольких дней принимает определенное количество жидкого ги (топленого сливочного масла). Масло образует в каналах тела тонкую пленку, которая смазывает их и позволяет осевшей в соединительных тканях аме лучше продвигаться к желудочно-кишечному тракту, не прилипая при этом к стенкам каналов.7
7 По-видимому, организм сам стремится переместить аму, как и обычные отходы жизнедеятельности клеток, к желудочно-кишечному тракту для удаления из организма, но липкие свойства амы и засорение каналов снижают эффективность этого процесса. (Прим. ред.)
«Внутреннее промасливание» проводится в течение трех-пяти дней или дольше, в зависимости от состояния пациента.
За этим следуют «внешнее промасливание» (снехана) и пропотевание (сведана). Масло наносят на все тело с помощью специального массажа, который помогает движению ядов к желудочно-кишечному тракту. Кроме того, массаж размягчает поверхностные и глубокие ткани, помогая ослабить в них напряжение и укрепить нервную систему. После этого пациент потеет, например парится в бане, что еще больше высвобождает токсины и усиливает их движение к желудочно-кишечному тракту.
После трех-семи дней таких процедур доши становятся достаточно «созревшими», и тогда врач решает, что пациент готов к устранению избытка дош и скоплений амы. В качестве путей для удаления избыточных дош выбираются наиболее подходящие из следующих пяти процедур (карм):
• лечебная рвота (вамана) для удаления ядов и избытка капхи из желудка;
• слабительные средства (виречана), чтобы удалить аму и избыточную питту из тонкого и толстого кишечника, почек, желудка, печени и селезенки;
• лекарственные клизмы (басти), для удаления избытка ваты из толстой кишки. Возбужденная вата является одним из главных этиологических факторов в проявлении заболеваний. Если мы сможем контролировать вату, используя басти, то устраним причины большинства заболеваний;
• введение лекарств через нос (насья). Сухие порошки трав или масла, вводимые через нос, помогают удалению дош, накопившихся в голове, пазухах и носоглотке, и приводят в порядок дыхание;
• очищение крови (ракта мокша), которое традиционно осуществляется двумя способами. Одним из них является кровопускание, когда из вены выпускают небольшое количество крови, однако в США, например, этот метод считается незаконным и потому недоступен. Второй способ предполагает использование кровоочистительных трав, например таких, как лопух.
Панчакарма — не единственный метод, используемый в Аюрведе для удаления амы из организма. В зависимости от общего состояния человека и от серьезности заболевания используется один из двух основных подходов. Если человек слаб или изнурен, а болезнь сильна, следует отдать предпочтение методам, которые приносят временное облегчение и успокоение (шамана), когда ама нейтрализуется с помощью более мягких методов очищения, включая травы. Если у пациента больше сил и энергии, а болезнь является не столь серьезной или протекает без осложнений, то больше показаний для применения панчакармы.
ВАЖНОЕ ПРИМЕЧАНИЕ: Панчакарма является интенсивной процедурой, для проведения которой нужен надлежащим образом обученный персонал, а не просто кто-то с умеренной аюрведической подготовкой. Панчакарма проводится индивидуально для каждого человека, с учетом его конституции и состояния здоровья, и требует внимательного наблюдения и контроля на каждой стадии, в том числе в восстановительный период после очищения.
ОЧИЩЕНИЕ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
И для периодической профилактики (с целью предотвращения накопления амы), и для лечения нарушений здоровья панчакарма является превосходным средством. Но если у вас нет возможности пройти панчакарму в аюрведической клинике под наблюдением опытного врача, вы можете выполнить упрощенную программу очищения в домашних условиях.
Домашняя программа очищения начинается с внутреннего промасливания. Три дня подряд принимайте с утра по 50 г подогретого жидкого ги (описание приготовления ги см. в Приложении 2). Если у вас вата-конституция, принимайте ги с щепоткой каменной соли; при питта- конституции принимайте ги без добавок. Людям с капха-конституцией следует добавлять к ги щепотку трикату (смесь равных количеств имбиря, черного перца и пиппали).
Ги обеспечивает «внутреннее промасливание» и смазку, что необходимо для того, чтобы ама и токсины начали выходить из тканей в желудочно-кишечный тракт.
После «внутреннего промасливания» следует приступить к «внешнему промасливанию». В течение последующих пяти-семи дней наносите на тело 200 — 250 мл подогретого (но не горячего) масла, тщательно втирая его в направлении от головы к пальцам ног. Для людей вата-конституции лучше всего подходит тяжелое и согревающее кунжутное масло, людям питта-конституции следует использовать менее согревающее подсолнечное масло, а при капха-конституции наилучшие результаты дает кукурузное масло. Масляный массаж проводится в течение пятнадцати-двадцати минут.
После этого примите горячую ванну или горячий душ. Затем вымойтесь каким-нибудь аюрведическим травяным мылом. Старайтесь не смывать все масло, пусть на вашей коже остается некоторое его количество.
В классических текстах по Аюрведе, чтобы смыть масло, рекомендуется растирать кожу мукой из нута. Это очень хороший способ, однако имейте в виду, что масло, мука и горячая вода, соединяясь, образуют набухающую массу, которая может засорить канализацию. Чтобы этого избежать, промывайте сливную трубу дополнительным количеством горячей воды сразу после того, как закончите мыться.8
Каждый вечер во время домашнего очищения, по меньшей мере через час после ужина, принимайте от 1/2 до 1 чайной ложки трипхалы (см. Приложение 2). Добавьте к трипхале примерно полчашки кипящей воды и дайте настояться, пока жидкость не остынет до приемлемой температуры, после чего выпейте ее. Наряду с многими целебными и питательными свойствами трип-хала обладает мягким, но эффективным слабительным действием. Такое ее применение обеспечит очищение, сходное с обычной виречаной, но в более мягкой форме.
В завершение домашнего очищения последние три дня после смывания масла делайте лекарственные клизмы (басти). Для клизмы используйте отвар дашамула9. Чтобы приготовить этот отвар, кипятите 1 столовую ложку травяной смеси дашамула в 0,5 л воды в течение 5 минут. Полученный отвар остудите, процедите и используйте для клизмы (см. инструкции касательно басти в Приложении 3). Удерживайте жидкость в себе как можно дольше, пока это не вызывает выраженного дискомфорта. И не беспокойтесь, если жидкость не выходит или почти не выходит обратно. У некоторых людей, особенно принадлежащих к вата-типу, толстая кишка может быть настолько сухой и обезвоженной, что способна впитать всю жидкость. Это не вредно.
Описанные здесь снехана («внутреннее и внешнее промасливание»), сведана (пропотевание в ванне или душе) и виречана (очистка) с использованием трипхалы, за которыми следует басти (клизмы) из отвара дашамула, составляют упрощенную разновидность панчакармы, которую вы можете проводить самостоятельно в домашних условиях.
В течение всего этого времени важно достаточно отдыхать и соблюдать легкую диету. С четвертого по восьмой день от начала программы очищения ешьте только кичади (рис басмати и лущеный маш, взятые в равных количествах и приготовленные с кумином, горчичным семенем и кориандром, с добавлением примерно двух столовых ложек ги). Кичади — это питательная и сбалансированная пища с хорошим сочетанием белков. Она легко переваривается, полезна для всех трех дош и оказывает очищающее действие. Рецепт кичади см. в разделе «Память, расстройства». Проводить очищение лучше во время смены сезонов. Регулярно проводя очищение, вы начнете испытывать огромную перемену в своих мыслях и чувствах и все больше будете любить свою жизнь. Примите на себя ответственность за собственное здоровье.
8 Вместо нута можно использовать размолотый в кофемолке ячмень, овес, горох и другие крупы, которые не содержат клейковины и которые можно легко вычесать из волос. Главное здесь — удалить избыток масла. Обычное мыло не подходит, так как содержащиеся в нем химикаты, соединяясь с остатками масла, засоряют кожные поры. (Прим.ред.)
9 Если у вас нет возможности достать состав дашамула, используйте для очищения обычную чистую воду. Подходящую лекарственную клизму можно приготовить и из других тонизирующих трав, которые вам доступны. Главное здесь — очищение толстого кишечника, и вспомогательное — укрепление организма, поскольку очищение обычно сопровождается ослаблением организма. Второе можно делать и отдельно от первого, например принимая тонизирующие травы через рот. Более гармоничный результат все же достигается с помощью лекарственных клизм, поскольку они одновременно и устраняют избыток ваты и успокаивают ее. (Прим. ред.)