Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Мораль как регулятор социального поведения 3 страница




Тесная взаимосвязь существует и между искусством и религией. Для религии характерна вера в сверхъестественные объекты, по­читание их, поклонение им. развитая система культовых действий. В искусстве важно отображение реальной действительности в ху­дожественных образах. Тесная взаимосвязь искусства и религии объясняется наличием в них целого ряда общих черт. Искусство и религия выражают ценностное отношение человека к действительности. Они чаше опираются на противоречащие формальной логике представления, на образно-символическое мышление, чем на понятийное. Отсюда — их обращение к чувственно-эмоцио­нальной, не сознательной, стороне психики человека.

Эмоциональное возбуждение, духовное переживание сопровож­дают и восприятие произведения искусства, и религиозные риту­алы, только в первом случае они значимы сами но себе, а во втором — осмысливаются как формы общения со сверхъестествен­ным миром. В связи с этим художественные и религиозные эле­менты были тесно переплетены в структуре древнего мифологи­ческого сознания. В первобытнообщинный период развития об­щества искусство еще не было самостоятельным и выполняло прикладные функции в рамках первобытных культов и ритуалов. Религиозный ритуал строился на художественно-эстетической основе, сопровождался плясками, пением, музыкой, содержал элементы театральности. Художественные элементы ритуала вос­принимались как действие сверхъестественных сил на человека, как духовный контакт с объектом поклонения. Такие же отноше­ния перешли в религии древних цивилизаций.

С возникновением мировых религий отношения между искус­ством и религией стали развиваться сложно и противоречиво. Все явления культуры и искусства стали оцениваться с позиции той или иной религии. Все, что соответствовало религиозным нормам или могло быть использовано для их поддержания и распростра­нения, принималось, а остальное, как правило, отрицалось. Так, в исламе долгое время запрещалось изображать людей и живот­ных, что существенно затормозило развитие изобразительного искусства в исламском мире. Раннее христианство отрицательно относилось практически ко всем видам искусства, так как усмат­ривало в них связь с языческими культами. Однако уже с IV—V вв. пение, ораторское искусство, декоративно-прикладное искусст­во, живопись начали проникать в христианский культ, а несколь­ко позже и христианские идеологи признали необходимость ак­тивного использования искусства в религиозных целях. В Визан­тии, например, церковное богослужение представляло собой целостное художественное действо, в которое включались архи­тектура, живопись, декоративные и песенно-поэтические искус­ства, ораторское искусство, хореография, светоцветовая и даже обонятельная атмосфера в храме.

Средневековые христианские идеологи ориентировали искус­ство на выражение религиозного мировоззрения и связанной с ним морали, стремились сосредоточить творческий потенциал искусства на основных духовных идеалах своего времени. В резуль­тате возрос интерес искусства к сфере идеального, оно достигло высокого уровня художественного выражения общечеловеческих духовных ценностей. Шедевры византийской и древнерусской живописи и архитектуры, готические храмы, средневековая музы­кальная и певческая культура поражают своей художественной си­лой и духовной глубиной даже далекого от религии человека XXI в. Однако религиозное искусство было в значительной мере обособ­лено от конкретной социально-исторической действительности, от повседневной жизни народа. Это было искусство вневременных духовных идеалов. Церковь часто активно боролась с внецерковными, светскими, развлекательными видами и жанрами искусства. Христианство, например, долгое время запрещало театральные представления, постоянным гонениям подвергало традиционную народную культуру (в России это коснулось скоморошества).

Важным регулятором взаимоотношений искусства и религии был канон. Практически все культовое искусство было канонизи­рованным, т.е. введенным в определенные исторически сложив­шиеся и закрепленные церковными установлениями строгие рам­ки. Они существенно ограничивали художественное творчество не только на содержательном, но и на формальном уровне. Свою творческую индивидуальность средневековый художник часто мог проявить только в сфере чисто выразительных средств (цвета, ли­нии, музыкальной интонации и т.п.). Но здесь он нередко дости­гал удивительных высот.

Начавшаяся в период Возрождения секуляризация (отделение от церкви и религии) культуры разделила искусство и религию. Новый этап сближения наметился в XX в. Кризис религиозного сознания заставил церковь искать поддержку у искусства, исполь­зовать для своих целей его новейшие виды и направления (кино, видео- и звукозапись, электронную музыку).

Многие виды искусства, особенно в настоящее время, требу­ют определенных технических средств, совершенствующихся по мере развития общества. Это касается музыки, кино и др. Искус­ство и техника взаимосвязаны так же, как и материальная и духовная культура общества. С развитием техники меняются об­разный строй и материальные возможности архитектуры, пласти­ческих искусств, музыки и т.д. Появившееся в ходе научно-техни­ческой революции новые виды и разновидности искусства — фо­тоискусство, кино, телевидение, электронная музыка и другие — обогатили и усложнили эмоциональный мир человека. Техниче­ское накопление фактов, их систематизация и обработка с помо­щью компьютерных технологий, возможность репродуцирования множества произведений искусства полиграфически,в звуко- и видеозаписях активно воздействую! на структуру и развитие худо­жественной культуры в целом, повышают критерии социально-эстетической значимости репродуцируемых произведений искус­ства, эстетических идеалов и вкуса народа.

Термин «техника», нередко применяемый для характеристики навыков, приемов в различных видах человеческой деятельности

может выступать и как личное умение, мастерство авторов и ис­полнителей произведений искусства. Так, мы говорим о технике живописи, исполнительского искусства музыканта, актера, танцо­ра и т.д. В то же время как высокая степень мастерства искусством в широком смысле слова может называться совершенное техни­ческое исполнение спортивного выступления, производственно­го задания и т.д. В связи с этим можно сделать вывод, что искусст­во и труд — это две стороны единой материально-практической и духовной деятельности людей. Труд включает в себя и творческую деятельность в искусстве, которое своим происхождением обяза­но трудовой, созидательной деятельности людей. Первые челове­ческие постройки, одежда, утварь, орудия труда, став неотъемле­мой частью материальной культуры, являются также и древними памятниками искусства, воплотившими эстетические представ­ления людей. Опираясь на ритмы труда, возникли первые музы­кальные и хореографические произведения. Изображения живот­ного и растительного мира, создававшиеся первобытными людь­ми для магических целей, для организации коллективных действий в охоте, земледелии, несли художественное содержание, прису­щее искусству.

В свою очередь развитие искусства вызывает к жизни целые отрасли производства и обслуживающей его трудовой деятель­ности, как это видно на примерах (строительства театров и ки­нотеатров, музеев, библиотек, развития полиграфического про­изводства, кино- и фототехники, создания музыкальных ин­струментов, совершенствования телевидения и радиовещания и т.д.).

Вопросы и задания

1. Что такое искусство? Чем оно отличается от других видов деятель­ности человека?

2. Как возникло искусство? Какую роль в этом сыграл труд?

3. Какие виды искусства вы знаете? Какие из них преобладают в наше время?

4. В чем проявляется социальный характер искусства? Почему несостоятельными оказались попытки создания «чистого искусства»?

5. В чем различие взглядов на искусство материалистов и идеалистов?

6. Что такое художественный образ? Как он может воздействовать на людей?

7. Что выступает предметом исследования искусствознания? Какова структура искусствознания?

8. В чем состоит взаимосвязь искусства и массовой коммуникации в современную эпоху?

9. Чем искусство связано с моралью?

10. В чем состоит взаимосвязь искусства и религии? Как развивались IX отношения в истории человечества

11. Прочитайте высказывание Л.Фейербаха. В чем он пилит различие искусства и религии: «...искусство не выдает свои создания за нечто дру­гое, чем они есть на самом деле, т.е. другое, чем создания искусства; религия же выдает свои вымышленные существа за существа действи­тельные».

12. В чем состоят особенности развития современного искусства? Ка­кую роль в этом процессе играют технические средства?

 

ОБРАЗОВАНИЕ

Образование составляет важный и необходимый институт об­щества. Оно имеет целью передачу накопленных знаний и опыта молодому поколению. Если бы образования не существовало, каж­дому новому поколению пришлось бы заново приобретать те зна­ния, которые уже были получены их предками.

Образование представляет собой процесс целенаправленного воз­действия обучающего на обучаемого с целью привития последнему новых для него знаний.Образование немыслимо без воспитания. В про­цессе обучения ученик приобретает не только новые знания, но и принятые в данном обществе образцы поведения, образ мыслей, основы мировоззрения.

В процессе образования происходит развитие человека, закла­дываются основы формирования личности. Обучаемый не просто усваивает новый учебный материал, но и анализирует его, делает выводы, обменивается ими со своими товарищами, отстаивает свою точку зрения.

Образование как институт общества возникло в глубокой древ­ности. В первобытном обществе знания передавались устно из по­коления в поколение. Старшие члены рода показывали молодым приемы охоты, изготовления орудий труда, делились практичес­ким опытом. С появлением письменности знания стали фиксиро­ваться на материальных носителях — глиняных и восковых таб­личках, папирусе, пергаменте, бумаге.

С возникновением классового общества образование вышло за рамки семейно-родовых отношений и стало предметом заботы государства. Известно, что уже в древних государствах, таких как Египет, Ассирия, Вавилон, существовали школы, где учили чи­новников. Действительно, для того чтобы управлять людьми, нужно обладать определенными знаниями. Дальнейшее развитие образо­вание получило в периоды расцвета Древних Греции и Рима. Там сложились своеобразные системы образования, состоявшие из нескольких ступеней, на каждой из которых изучались опреде­ленные предметы. В любой системе образования обязательно обу­чение чтению, письму, счету. Но в период античности высоко ценилось знание искусств, а также ораторские способности. По

этому среди изучаемых предметов важное место занимала ритори­ка искусство полемики, необходимое для успешной полити­ческой карьеры.

На Руси первые школы были созданы при Владимире Свято­славовиче и при Ярославе Мудром. В них учились дети бояр и дру­жинников. В дальнейшем центрами образования стали монастыри. Образование в них строилось на религиозной почве с обучением основам веры, чтению псалмов и пению в хоре.

В 1687 г. открылось первое в России высшее учебное заведе­ние — Славяно-греко-латинская академия. В правление Петра I образование приобрело светский характер, появилось много учеб­ных заведений, готовивших специалистов в различных областях государственного управления.

В послепетровскую эпоху образование в России продолжало раз­виваться. В 1755 г. был открыт Московский университет. Однако учебных заведений не хватало, и дворяне нанимали учителей и учили своих детей дома.

Подлинный прорыв в образовании приходится на время прав­ления Александра 1. При нем было создано 4 новых университе­та, появились первые лицеи — закрытые учебные заведения для дворян, оформилась единая система учебных заведений всех уров­ней — церковно-приходских школ, уездных училищ, губернских гимназий и университетов.

Школьный устав 1864 г. разрешил открывать учебные заведе­ния земствам, городским думам, коммерческим организациям и частным лицам. С этого времени число школ стало быстро увели­чиваться. В начале XX в. правительство поставило задачу общедо­ступного начального образования. Однако Первая мировая война и последовавшая затем революция не позволили завершить это начинание.

В советский период в нашей стране проводилось много реформ области народного образования. Основным достижением в этой области нужно считать введение обязательного среднего образо­вания и возможность для каждого получить высшее образование. Система советского образования по качеству и объему получаемых знаний, умений и навыков была признана одной из лучших в мире.

В статье 43 Конституции РФ провозглашается право каждого на получение образования, гарантируется бесплатное дошкольное и среднее образование и право бесплатного получения высшего об­разования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

В Российской Федерации в соответствии с законом устанавли­ваются следующие образовательные уровни:

1) основное общее образование;

2) среднее (полное) общее образование;

3) начальное профессиональное образование;

4) среднее профессиональное образование;

5) высшее профессиональное образование;

6) послевузовское профессиональное образование.

После завершения курса обучения каждого уровня выпускни­кам выдается документ об окончании учебного заведения. Тем липам, которые не завершили образование какого-либо уровня, выдается справка установленного образца.

Каждое образовательное учреждение имеет свой устав, в кото­ром зафиксированы права и обязанности обучающихся. Для детей и подростков с отклонениями в развитии создаются специальные (коррекционные) школы или классы. Подростки с девиантным (отклоняющимся от норм) поведением по решению суда направ­ляются в специальные учебно-воспитательные учреждения, обес­печивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.

Учебные заведения в современной России деполитизированы. В них не могут создаваться и функционировать никакие обще­ственные организации и политические партии.

Все участники учебного процесса — учащиеся, учителя, адми­нистрация учебного заведения — имеют взаимные права и обя­занности. Ученики имеют право получать знания в соответствии с образовательным стандартом. В то же время они обязаны со­блюдать учебную дисциплину, выполнять задания, которые дает учитель. Учащийся имеет право на перевод из одного учебного заведения в другое. Учитель имеет право требовать от ученика выполнения предусмотренных программой образовательных норм и соблюдения учебной дисциплины. Учитель обязан давать уча­щимся предусмотренный стандартом минимум знаний, поддер­живать дисциплину, уважать личность ученика.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право после получения среднего образования поступить в высшее учебное за­ведение. При этом особое внимание следует обратить на выбор вуза. В современной России существуют государственные, муни­ципальные и негосударственные вузы. Частные вузы создаются об­щественными, политическими, религиозными организациями, ча­стными лицами и т.д. Среди них выделяют учебные заведения, имеющие государственную аккредитацию, и неаккредитованные.

Дипломы, которые выдают неаккредитованные вузы, имеют законную силу, но у специалистов с такими документами возни­кают проблемы при поступлении в аспирантуру, устройстве на работу в государственные органы, нотариат, адвокатуру и т.д.

Студенты государственных, муниципальных вузов, обучаясь на дневном отделении, получают стипендию, материальную помощь. Они имеют льготы на оплату проезда в общественном транспор­те, на проживание в общежитии и пр. Студенты дневных отделений высших и средних специальных учебных заведений имеют право на отсрочку от службы в армии. По уважительной причине или по своему желанию студенты могут свободно переходить из одного учебного заведения в другое. Статус студента негосудар­ственного вуза, имеющего государственную аккредитацию, при­равнивается к статусу студента государственного вуза, за исклю­чением права на получение государственной стипендии. Статус студента негосударственного вуза, не имеющего государственной аккредитации, определяется Уставом вуза. Аккредитованные вузы имеют право выдавать дипломы государственного образца. Поэто­му абитуриенту следует внимательно ознакомиться с тем инсти­тутом, где он решил обучаться.

Если студент заканчивает вуз, не имеющий государственной аккредитации, он сможет получить диплом государственного об­разца, если у этого вуза есть договор с аккредитованным вузом, в соответствии с которым можно сдать экзамены экстерном.

Обучение в вузах направлено на решение следующих задач:

- формирование грамотного научного языка, что составляет важный компонент культуры будущего специалиста;

- развитие логического мышления, речи и творческих способ­ностей студентов;

- закрепление навыков исследовательской деятельности, ко­торые очень важны для дальнейшей учебы в вузе и самосовершен­ствования, необходимого в профессиональной деятельности.

Высшие учебные заведения в нашей стране представлены: уни­верситетами, академиями, институтами. В университете существу­ет несколько факультетов, отделений, институтов, которые гото­вят специалистов разных специальностей. Университеты имеют со­лидную научную базу, на основе которой проводятся научные исследования. Академия готовит специалистов в конкретной обла­сти науки, техники, культуры. Институт может выступать как самостоятельное учебное заведение или как часть университета, академии.

Законом предусмотрено право российских студентов получать высшее профессиональное образование постепенно. Первый уро­вень — это неполное высшее образование. Каждый обучаемый после первых двух лет учебы, успешно сдав все экзамены в вузе, может получить диплом, подтверждающий этот уровень. Затем, если он решит продолжить учебу, то может поступить на следующий курс в любой вуз данного профиля.

Государственные вузы осуществляют подготовку студентов по давно сложившейся в нашей стране системе. Обучение на очном отделении длится пять лет, после чего, в случае успешной сдачи государственных аттестационных экзаменов и защиты дипломной работы, студент получает определенную специальность (квали­фикация «специалист»).

Сейчас во многих вузах вводится система обучения, широко распространенная на Западе. В ней базовым уровнем высшего про­фессионального образования выступает бакалавриат. Студенты оч­ного отделения учатся четыре года и получают квалификацию «ба­калавр», дающую при поступлении на работу ее обладателю право на занятие должности, для которой квалификационными требо­ваниями предусмотрено высшее профессиональное образование. Второй уровень этой системы — получение квалификации «специалист», соответствующей квалификации российских государствен­ных вузов. Третий уровень называется «магистратура». Он обеспе­чивает более углубленную профессиональную подготовку специа­листов с квалификацией «магистр ».

Послевузовское образование включает аспирантуру и докто­рантуру, после окончания которых, в случае защиты диссерта­ции, присваивается ученая степень соответственно кандидата и доктора наук.

В настоящее время высшие учебные заведения имеют право самостоятельно определять учебные программы; главное, чтобы они соответствовали обязательному минимуму знаний, утверж­денному Министерством образования РФ. Также вузы сами могут определять систему и характер обучения. Преподавание многих учебных дисциплин в вузах России в большинстве случаев ведется в режиме традиционной системы обучения, предполагающей чере­дование лекционных и семинарских занятий в сочетании с зачет­ной и экзаменационной формами контроля знаний и умений сту­дентов. При этом в ряде вузов успешно практикуется дистанцион­ная форма обучения, хорошо зарекомендовавшая себя на Западе.

Дистанционная система обучения значительно отличается от традиционной и предоставляет студенту достаточную свободу при изучении материала. При этом необходимо создание таких усло­вий образовательного процесса, при которых студент смог бы в полной мере реализовать свои способности.

В ходе обучения студент должен научиться:

- самостоятельно осваивать знания, применяя их в конкретных учебных ситуациях;

- проводить самооценку своей деятельности, выявляя неиспользованные интеллектуальные познавательные возможности;

- корректировать самоорганизацию процесса приобретения зна­ний для достижения максимального результата самостоятельной познавательной деятельности.

Таким образом, студент в условиях дистанционного обучения выступает не только как объект педагогического воздействия, но и как активный субъект познания, способный целенаправленно выявлять и реализовывать свой творческий потенциал, самостоя­тельно выбирать способы использования средств познания, ак­тивно взаимодействовать с товарищами по учебной группе на аудиторных занятиях. При этом меняется роль преподавателя в учеб­ном процессе. Он выступает в качестве консультанта-ведущего, задача которого — направлять работу студента в нужное русло.

Основа дистанционного способа получения образования — мо­дульный принцип обучения по юнитам курса (разделам учебной дис­циплины). Модульный подход в организации обучения позволяет реализовать концепцию направляемого и контролируемого обра­зования. В данном случае модулем называется часть учебной про­граммы, предназначенная для индивидуального изучения. При­менение модулей в учебном процессе возможно и при традици­онной системе обучения. В этом случае модульный подход в организации обучения наиболее полно реализуется в процессе под­готовки и проведения семинарских занятий. При дистанционном обучении на основе модульной системы строится полная учебная программа. Содержание каждого модуля должно быть составлено гак, чтобы студент мог четко представлять, какой объем теорети­ческого материала он должен усвоить в результате изучения моду­ля, как он будет приобретать необходимые знания, как он будет отчитываться об усвоении этих знаний.

В зависимости от составляющих компонентов различают два типа модулей. Первый представляет собой модуль, весь материал которого изложен в одном печатном издании (брошюре), вклю­чающем в себя выдержки из разнообразной учебной литературы. При этом студенту не нужно привлекать дополнительную литера­туру, так как в данном издании он найдет всю необходимую ин­формацию. Этот тип модуля удобен в том случае, когда библиоте­ки институтов не содержат необходимого набора учебной литера­туры. Недостаток такого модуля - узость информационного пространства и затруднительность полной реализации индивиду­альных качеств студента.

Второй тип модуля включает в себя различные источники ин­формации (учебная литература, аудио- и видеоматериалы, ком­пьютерные программы и т.д.), что позволяет разнообразить учеб­ные занятия и вместе с тем требует от студента большей самосто­ятельности, самодисциплины, умения работать с источниками.

Степень эффективности обучения студентов во многом зави­сит от его организации и адаптации к психологическим особен­ностям будущих специалистов. Эти задачи можно решить в рамках и традиционной, и дистанционной системы обучения. Большую роль в обоих случаях играют деятельность преподавателя как орга­низатора учебного процесса, его способность мобилизовать скрытые возможности каждого студента, привить ему навыки самоорганизации, дифференцировать требования к каждому студенту в зависимости от его индивидуальных особенностей.

Технологию учебного процесса в традиционной и дистанцион­ной системах обучения можно представить в следующем виде

Традиционная система обучения:

- лекция;

- семинар (различные формы учебных занятий);

- текущий контроль (тест, аудиторная контрольная работа);

- итоговый контроль (зачет, экзамен).

Дистанционная система обучения:

- изучение учебно-методического пособия;

- лекция-консультация;

- выполнение домашнего задания;

- семинар;

- тест.

Следует отмстить, что схема технологии традиционной систе­мы обучения отражает процесс изучения всего курса учебной дис­циплины, тогда как в схеме дистанционной системы обучения рассматривается структура только одного модуля. Из их совокуп­ности состоит курс учебной дисциплины, после изучения кото­рого, так же как и в традиционной системе, следует итоговый контроль (экзамен).

Приведенные схемы учебного процесса двух систем обучения позволяют говорить о различиях в поэтапности овладения теоре­тическими знаниями.

Основные этапы овладения знаниями при традиционной системе обучения:

- прослушивание и конспектирование лекции;

- самостоятельная подготовка к семинарскому занятию: работа
с лекционным материалом, учебниками и дополнительной лите­ратурой;

- работа на семинарском занятии, в ходе которого происходит углубление и закрепление полученных знаний;

- промежуточный контроль: тест или контрольная работа по пройденной теме.

Этапы овладения теоретическими знаниями при системе дистан­ционного обучения:

- приобретение базовых теоретических знаний: чтение текста
учебного пособия и дополнительной литературы;

- встреча с преподавателем (тьютором) на обзорной лекции-
консультации, в ходе которой снимаются неясные вопросы, фор­мулируются учебные цели, определяются ориентиры на выпол­нение домашнего задания и тестового контроля;

- самостоятельная работа студента по изучению теоретическо­го материала, выполнение домашнего задания;

- работа студента на семинарском занятии;

-тестирование, представляющее собой контроль усвоения ма­териала данного модуля.

Рассмотренные системы обучения не всегда существуют в чистом виде. Чаще всего они комбинируются. Поэтому абитуриент, поступая в вуз, должен уточнить, по какой методике проходит обучение, и выбрать то, что ему больше подходит.

Кроме того, каждый поступающий учиться в вуз должен пони­мать, что каким бы престижным он ни был, обучение не будет эффективным, если не прикладывать собственных усилий. Нужно не только присутствовать на занятиях, но и обучаться во внеучебное время, заниматься самообразованием, стремиться к самореа­лизации и творчеству. А эти качества надо воспитывать в себе со школьной скамьи.

Вопросы и задания

1. Почему образование выступает одним из важнейших институтов общества?

2. В чем состоит взаимосвязь образования и воспитания?

3. Расскажите об историческом развитии образования,

4. Какие уровни образования существуют в современной России?

5. Каковы права и обязанности участников учебного процесса? В ка­ком документе они зафиксированы?

6. На что надо обратить внимание при выборе вуза? В чем различие аккредитованных и неаккредитованных вузов?

7. Какие ступени образования существуют в современной России? Чем различаются квалификации «бакалавр», «специалист», «магистр»?

8. В чем состоит различие традиционной и дистанционной систем обу­чения? В чем их достоинства и недостатки?

9. Проанализируйте Устав вашего учебного заведения. Охарактеризуй­те его основные положения. Как в нем определены ваши права и обязан­ности?

 

 

ГЛАВА 5

ЭКОНОМИКА

ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИКИ

Слово «экономика» происходит от греческого oikonomike, что означало искусство ведения домашнего хозяйства. В настоящее время понятие «экономика» имеет несколько значений. Этим тер­мином обозначается хозяйство конкретной страны (российская экономика, американская экономика) или вся система мирового хозяйства (мировая экономика). Экономикой называется сово­купность общественных отношений в сфере производства, обме­на и распределения материальных благ. Под экономикой пони­мается также совокупность наук, изучающих отдельные стороны экономической сферы общества: экономическая теория, исто­рия экономики, экономическая статистика, финансы и кредит и т.д.

В широком смысле экономика это наука об основах хозяй­ственной жизни общества. Под хозяйственной жизнью понимает­ся деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их существования. Для получения материальных благ об­щество использует экономические ресурсы, которые в большин­стве случаев ограниченны, и поэтому их надо использовать как можно более эффективно. По словам лауреата Нобелевской пре­мии по экономике П.Самуэльсона в экономике существуют три ключевые задачи:

1) какие блага производить, и в каких количествах;

2) как производить блага, т.е. из каких ресурсов и с помощью какой технологии;





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 688 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2507 - | 2380 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.