Если Крещение совершается над младенцем, то в самом начале читаются так называемые молитвы 8-го и 40-го дня. В 8-й день после рождения ребенку нарекалось имя, для чего он приносился в храм, и там читалась молитва на наречение имени. На сороковой день мать уже сама приходила с ребенком в храм, где читались молитвы над ней и ребенком.
Если Крещение совершается над взрослым человеком, то в начале следуют молитвы, предваряющие Крещение. Сначала читается молитва «во еже сотворити оглашенного», после которой человек становится оглашенным, то есть еще не крещенным, но уже христианином. Далее читаются особые «запрещения», во время которых из сердца человека изгоняется диавол. Священник оборачивается лицом на запад, а не на восток, куда обычно молятся Богу, и запрещает нечистому духу именем Божиим: «изыди и отступи от новоизбранного воина Христа Бога нашего».
Но мало, чтобы только церковными молитвами изгонялся из сердца человека диавол. Поэтому после запрещений и запретительных молитв совершается чин отречения от сатаны. Теперь уже сам крещаемый должен изъявить свою решимость не служить более нечистым силам. В конце отречения, которое крещаемый произносит, стоя лицом к западу, то есть к диаволу, священник обращается к человеку: «И дуни, и плюни на него». Человек символически дует, показывая диаволу его немощь по сравнению с силой Божией, к которой человек теперь прибегает, а также символически плюет, показывая свое нежелание более служить диаволу.
Поскольку маленькие дети сами еще не могут говорить и отвечать за себя, то от их имени отречения произносят крестные. Тем самым они дают обещание, что будут участвовать в воспитании детей и приложат все силы, чтобы повзрослевшие дети своей жизнью отрекались от диавола и служения ему.
Но и отречения от диавола, даже если он изгнан из сердца человека, еще мало. Сам Господь рассказал такую притчу. Если нечистый дух изгоняется из жилища, то он ходит по пустынным местам, но через некоторое время обязательно возвращается на старое место и, если находит его пустым, берет с собой семь злейших духов и вселяется вновь. Поэтому мало изгнать диавола из сердца, надо, чтобы в сердце вселился Христос. Для этого за чином отречения от сатаны следует чин сочетания (соединения) со Христом.
В рамках этого чина крещаемый читает Символ веры. Православный Символ веры с древнейших времен читался перед Крещением (именно для Крещения этот Символ веры и составлялся). В этом Символе кратко изложены основные положения православной веры: вера во Святую Троицу – Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа; в то, что Христос, будучи истинным Богом, становится и истинным Человеком, умирает на Кресте, воскресает в третий день и пребывает сейчас одесную Бога Отца; в то, что наступит Второе пришествие Христово, будет конец нынешнего века, и после всеобщего воскресения и Страшного суда наступит жизнь будущего века. Ранее человек не допускался до Крещения, если не мог ясно и четко объяснить каждое слово в Символе веры.
Символ веры – это исповедание своей православной веры и, в то же время, своего рода торжественное обещание соблюдать эту веру до конца своих дней, поэтому сейчас вы должны читать его не шепотом, а в полный голос. В православной Церкви Символ веры помещен среди утренних молитв, чтобы ежедневно вспоминать основные догматы Церкви и крепко держаться православной веры.
Но даже после чтения Символа веры, после того, как человек сказал: «Верую во Единого Бога Отца Вседержителя…» – его исповедание веры еще не до конца совершенно. В Священном Писании сказано: «и бесы веруют, и трепещут». Они тоже могут вполне искренне сказать: «И мы веруем во Единого Бога Отца Вседержителя…». Нечистые силы, веря, что Бог существует, зная о Нем очень много, более того, постоянно испытывая на себе Его силу, не служат, не поклоняются Ему. Поэтому в завершение чина сочетания со Христом священник обращается к крещаемому: «И поклонися Ему». Крещаемый с крестным знамением и поклоном произносит: «Поклоняюся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». После этого читается заключительная молитва оглашения и на этом приготовление ко Крещению заканчивается.
Далее священник одевает белое облачение, чтобы начать чинопоследование самого Крещения. Это немного напоминает облачение врача перед операцией. Действительно, все, что мог сделать человек, он сделал, – засвидетельствовал свою готовность жить другой жизнью. Далее крещаемый, словно больной, лежащий на операционном столе, просто безмолвно предоставляет свою душу для действий Божиих. А священник, словно хирург, в белом облачении совершает все, что ему поручено совершать Церковью.
Пока оглашенный еще просто «новоизбранный воин Христа», – новоизбранный, но еще не облеченнный силой Божией. Избран, но не вооружен. После Крещения этот воин уже во всеоружии начнет вести духовную брань. Вызов врагу уже брошен: «И дуни, и плюни!» После такого вызова диавол не остается без действия. Многие думают, что крестились, – и можно успокоиться, нечистый дух изгнан из сердца и ничего не сделает. Наоборот, часто именно после Крещения и начинаются искушения. До Крещения диавол может сказать: «Этот человек все равно мой, зачем его лишний раз трогать». Но когда кто-то ускользает из рук его, то тут пощады не жди. После Крещения продолжать жить так, как человек жил до Крещения, никак недопустимо.
Наконец начинается само чинопоследование Крещения. Вначале совершается великое освящение воды, подобное тому, что происходит накануне праздника Крещения Господня. Затем освященным елеем крестообразно «знаменуется» вода и помазывается крещаемый. Елей в данном случае символизирует и масличную ветвь, которую принесла голубица Ною после потопа (крещаемый словно Ной должен пройти очищение через воду), и милосердие Божие («елей» с греческого языка переводится и «масло», и «милосердие»), а также будущее обновление и исцеление человека (елей в древности часто использовался при лечении).
Наконец, наступает самый главный момент Крещения. Человек трижды погружается в воду, после чего облачается в белые крестильные одежды, которые символизируют чистоту его души после Крещения. Раньше в этих одеждах ходили в течение восьми дней.
После определенной молитвы совершается таинство Миропомазания, вслед за которым в древности новокрещенные отправлялись крестным ходом со свечами и песнопениями из баптистерия (крестильни) в храм, где в это время совершалась Литургия. Сейчас такого большого крестного хода не бывает, но в память об этом совершается троекратное обхождение купели со свечами и с таким же песнопением, как и в древности: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» («Вы, которые крестились во имя Христово, во Христа облеклись»). Как и на древней Литургии, читается апостольское послание и Евангелие.
В древности на этом чин Крещения заканчивался, а остальные священнодействия омовения и пострижения совершались на восьмой день после Крещения. Но уже несколько столетий эти действия совершаются сразу после чтения Евангелия. С крещенного снимают крестильные одежды, а помазанные Святым Миром части тела омываются священником, чтобы святыня, небрежно смытая дома, не была в поругании.
Весь чин завершается символическим пострижением крещенного. Что символизирует это пострижение? В древности на Востоке был такой обычай: если человек продавался в рабство, то новый господин в знак своей власти остригал ему голову. Человек после Крещения становится тоже рабом – рабом Божиим, что является не унизительным, а почетным званием.
Два Таинства (Крещение и Миропомазание) совершены в крестильне, но предстоит еще одно Таинство – Святое Причащение, поскольку в Православной Церкви принято совершать вместе эти три Таинства. Новокрещенные отправляются в храм, куда входят с словами: «Воцерковляется раб Божий...» – совершается чин воцерковления. Человек входит в храм для поклонения Богу. Самое святое место в храме – алтарь, а в алтаре самое святое – престол. Крещеные женского пола поставляются перед алтарем, а мужского пола вводятся для поклонения Богу в алтарь.
После воцерковления крещеные впервые в жизни причащаются Святых Христовых Таин. Единственный раз человек причащается без обычной подготовки, не читая определенных молитв и не исповедуясь. А вот уже в следующий раз человек уже должен обязательно готовиться ко Причащению исповедью, постом и молитвой.
После Причащения Святых Христовых Тайн остается только пожелать крещеным стараться вести себя достойно, чтобы не оскорбить Бога, который пребывает сейчас с нами, а также выразить надежду, что теперь храм будет для них родным домом.
протоиерей Илия Викторович Шугаев