Уголовно-процессуальное право состоит из совокупности уголовно-процессуальных норм.
Уголовно-процессуальные нормы — установленные в уголовно-процессуальном законе правила поведения участников уголовно- процессуальной деятельности, носящие обязательный характер, обеспечиваемые и охраняемые от нарушений возможностью применения к правонарушителю мер государственного принуждения.
В уголовно-процессуальном праве различают общие и специальные нормы.
Ярким примером общих норм выступают нормы ст. 6 УПК, определяющие общее назначение всего российского уголовного судопроизводства. Специальные нормы, содержащиеся в УПК, закрепляют: права и обязанности отдельных участников уголовного процесса (полномочия суда — ст. 29 УПК, следователя — ст. 38, обвиняемого — ст. 47, защитника — ст. 53 и др.); условия и порядок производства отдельных следственных действий (основания и порядок производства обыска — ст. 182, осмотра — ст. 176, 177 и др.) или комплекса процессуальных действий (порядок постановления судебного приговора — ст. 296—313).
По характеру правового регулирования и содержанию конкретных правовых предписаний уголовно-процессуальные нормы подразделяются следующим образом:
Запретительные нормы. Согласно ч. 1 ст. 75 УПК «недопустимые доказательства не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных ст. 73 настоящего Кодекса», а в соответствии с ч. 4 ст. 164 УПК «при производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно сознание опасности для жизни и здоровья, участвующих в них лиц».
Разрешительные (дозволительные) нормы. Согласно ч. 3 ст. 20 УПК дела о преступлениях, по которым уголовное преследование может осуществляться в частном порядке (ч. 1 ст. 115 и ч. 1 ст. 116, ч. 1 ст. 129 и 130 УК), «возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и подлежат прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым». Наделяя участников уголовного процесса процессуальными правами, законодатель в ряде случаев предоставляет возможность использования некоторых из них по своему усмотрению. В силу п. 14 ч. 4 ст. 47 УПК обвиняемый имеет право «приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда и принимать участие в их рассмотрении судом». Обвиняемый таким правом может воспользоваться, а может и не воспользоваться.
Обязывающие нормы. Так, в силу ч. 2 ст. 16 УПК «суд, прокурор, следователь и дознаватель разъясняют подозреваемому и обвиняемому их права и обеспечивают им возможность защищаться не запрещенными настоящим Кодексом способами и средствами». Согласно ч. 4 ст. 182 УПК «до начала обыска следователь предъявляет постановление о его производстве, а в случаях, предусмотренных частью третьей настоящей статьи, — судебное решение, разрешающее его производство».
Структурные элементы любой правовой нормы состоят из: гипотезы, диспозиции и санкции присущи и уголовно-процессуальным нормам.
Гипотеза уголовно-процессуальной нормы содержит указание на условия, при наличии которых возможно ее применение. Так, в ст. 113 УПК установлены условия, при наличии которых участник процесса, не являющийся по вызовам, может быть подвергнут приводу. Согласно ч. 1 ст. 171 УПК следователь вправе вынести постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого лишь «при наличии достаточных доказательств, дающих основания для обвинения лица в совершении преступления».
Диспозиция уголовно-процессуальной нормы содержит в себе указание на правило поведения соответствующего участника при наличии указанных в гипотезе условий. Привод осуществляется на основании постановления дознавателя, следователя, судьи или определения суда, которое объявляется лицу, подвергаемому приводу, что должно быть удостоверено его подписью на постановлении или определении (ч. 4 ст. 113 УПК). Применительно ко второму приведенному выше случаю подробный порядок действий следователя по предъявлению обвинения регламентируется не ст. 171 УПК, а отдельной уголовно-процессуальной нормой — ст. 172 УПК.
Санкция уголовно-процессуальной нормы есть не что иное, как указание нате принудительные меры, которые могут быть применены к участнику уголовного процесса при невыполнении адресованных ему правовых предписаний. Так, в случае уклонения обвиняемого от явки в судебные органы к нему может быть применена мера пресечения (ст. 97 УПК). Если обвиняемый, находящийся под подпиской о невыезде, нарушает ее, то в отношении его мера пресечения может быть изменена на более строгую (ст. 110 УПК). Санкции могут выражаться, например, в виде: непризнания за определенными сведениями об обстоятельствах дела статуса доказательств (ст. 75 УПК); отстранения прокурором дознавателя от дальнейшего производства расследования (п. 10 ч. 2 ст. 37 УПК); отмены или изменения судебного решения в кассационном порядке при наличии указанных в ч. 1 ст. 379 УПК оснований.