Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Управление Русским государством при Иване III




Во-вторых, Судебник уравнял частновладельческих крестьян с черносошными (государственными) идворцовыми в уплате налогов в казну.
В-третьих, ограничил привилегии бояр, церковных иерархов, монастырей в судебных и податных делах.
В-четвертых, впервые в общегосударственном масштабе ввел правило (57-я статья направлена на защиту интересов фео­далов), ограничивавшее выход крестьян; их переход от одного владельца к другому теперь разрешали только один раз в году, в течение недели до и недели после Юрьева дня (осеннего) (26 ноября по старому стилю), после окончания полевых работ. Кроме того, выходцев обязали платить владельцу пожилое — деньги за «двор» — хозяйственные постройки. Рассмотрение размера пожилого целесообразно провести на основе извлечения из Судебника, приведенного в конце параграфа.
В-пятых, изменяется система комплектования войска (реформа армии): вместо дружин создается единая военная организация — московское войско, основу которого составляют дворяне-помещики. Они по требованию великого князя должны являться на службу с вооруженными людьми из своих холопов или крестьян, в зависимости от величины поместья («конно, людно и оружно»).
Боярская дума - совет при великом князе. В нее входят думные чины (бояре, окольничие); преобладающее влияние в Боярской Думе при­надлежало представителям княжеских фамилий - потомков Рюрика и Гедимина, а также представителям старого московского боярства. Судебная власть в целом изы­мается из рук местных аристократов; царь сам назначает судей - бояр и дьяков.

Дьяк - с XV по XVIII век должностное лицо: управляющий делами приказа; письмоводитель, начальник канцелярии разных ведомств.

Приказы - органы центрального управления, их возглавляли бояре или дьяки, которым великий князь «приказывал» ведать те или иные дела.

На местах правят наместники, волостители. Их содержит местное население («кормление»).

Наместник - глава местной администрации. Известны с XII века. Они на­значались в города великими и удельными князьями. В их распоряжении был ад­министративный аппарат и военный оборонительный отряд. Формой возна­граждения за службу являлось кормление.

Кормление - территория, с которой бояре за судебно-административную власть получали ренту («корм»).

Местная аристократия - боярство, удельные князья теря­ет многие из своих свобод и привилегий, так как теперь государь начинает опирать­ся на те слои, которые могли зависеть лично от него - нарождающееся служилое сословие дворянство стало получать за свою службу землю с крестьянами. Именно дворянство составляло основную боевую силу русской армии. Однако усиление роли дворянства в этот период еще не означало прихода этого сословия к власти.

Объединению русских земель способствовала и право­славная церковь. В 1448 г. по предложению Василия II Собор русского духовенства в Москве назначил митрополитом Иону без санкции Константинопольского патри­архата. А вскоре после падения Константинополя под ударами османов (1453 г.) выбор митрополита окончательно стал делом Великого князя всея Руси; русская церковь стала автокефальной. Этот ознаменовало конец зависимости русской церкви от Константинопольской патриархии. Однако Московская митрополия попадала в прямую зависимость от великокняжеской власти, ибо теперь только она могла защи­тить интересы митрополии в общерусском масштабе и поддержать ее авторитет в борьбе за чистоту православной веры.

В 1502-1504 гг. развернулась борьба нестяжателей и иосифлян. Идеологом не­стяжателей был основатель монастыря на реке Сорке Нил (Сорский), считавший, что необходимо поднимать авторитет церкви путем строгого исполнения правил и обря­дов, аскетического образа жизни. Нил осуждал стяжание церковью богатств, в том числе владение землями (сторонники Сорского получили название «нестяжателей»).

Нестяжателям противостояли иосифляне - сторонники игумена подмосковного Волоцкого монастыря Иосифа, который наставал на необходимости для церкви иметь большие материальныесредства.

В 1503 г. собрался церковный собор, на котором по инициатив Ивана III (склон­ного поддержать нестяжателей, тем более что Иосиф Волоцкий встал на сторону удельных князей в их борьбе против великокняжеской власти) был поставлен вопрос об отказе церкви от землевладения. Однако вскоре великокняжеская власть повер­нула от поддержки нестяжателей к политике предоставления церкви широких иммунитетных привилегий.

Победа иосифлян во многом определила дальнейшую политику церкви в отно­шении царской власти. Церковь все более и более настойчиво поддерживает идею самодержавной власти.

Гибель православной империи и женитьба русского царя на последней греческой принцессе как бы передавали права наследования (полити­ческого и религиозного) в руки единственного православного независимого госу­дарства: «Два Рима падоша (пали), а третий стоит, а четвертому не бысти (не бы­вать)». Крушение двух предшествующих Римов объяснялось слабостью веры. В Москве же крепость веры была сильна. Теория нашла наиболее полное выражение в посланиях псковского монаха Филофея (1520-1530 гг.) к великому князю Василию

III. Эта теория стала своего рода идеологическим барьером экспансии римской като­лической церкви, стремившейся расширить свое влияние и на Россию. Она консоли­дировала все славянские народы, способствуя их стремлению к единству, укрепляя дух южных славян, оказавшихся под османским игом.

Москва шла по пути централизации во всех делах. Первый кодекс законов еди­ной России - Судебник 1497 г. - закрепил единое устройство и управление в госу­дарстве.

Историческое значение образования Русского централизованного государства: 1) завершение периода политической раздробленности и разорительных усобиц внутри страны; 2) укрепление обороноспособности страны, что позволило освободиться от монголо-татарского ига; 3) создание благоприятных условий для развития хозяйства и культуры (введена единая система мер и весов); 4) рост международного авторитета Русского государства.

«Наша великая Русская земля освободилась от ига... и начала обновляться, как будто перешла от зимы к тихой весне. Она снова достигла своего древнего величества, благочестия и спокойствия, как при первом князе Владимире».

 

 

КУЛЬТУРА И БЫТ XIV—XV вв.

 

1367 г. - первый каменный кремль в Москве;

1378 г. - Феофан Грек расписывает храм Спаса на Ильине улице в Новгороде;

1405 г. - Феофан Грек и Андрей Рублев расписывают Благовещенский собор Кремля;

1408 г. - А. Рублев и Д. Черный расписывают Успенский собор во Владимире;

1417-1418 гг. - Епифаний Премудрый пишет «Житие Сергия Радонежского»;

1410—1420-е гг.. — Андрей Рублев создал «Троицу».

1422 г. -Троицкий собор в Троице-Сергиевой Лавре;

1425—1427 гг. — построен Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

1472 г. - «Хождение за три моря» А. Никитина;

1475-1479 гг. - Успенский собор Московского Кремля (архитектор - А. Фиораванти);

XV в. — создан иконостас Благовещенского собора Кремля.

1501 г. - Дионисий расписывает Рождественскую церковь в Ферапонтовом монастыре;

1505-1509 г. - Архангельский собор Московского Крем­ля (архитектор - Алевиз Новый).

Былины — русские народные эпические песни-сказания.
«Задонщина» — памятник древнерусской литературы конца XIV в., воинская повесть о Куликовской битве 1380 г. Написана (возможно, Софонием Рязанцем) с ориентацией на «Слово о полку Игореве».
Историческая песнь — жанр русского фольклора, эпические и лирико-эпические песни об исторических событиях.
Светлица — часть крестьянского жилища восточных славян, парадная комната, предназначенная для рукоделия и других чистых домашних работ. Устраивалась на женской половине, преимущественно в верхней части дома (на верхних этажах).


Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405 г.) — византийский (греческий) живописец, работавший в России во второй половине XIV — начале XV в. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца расписал старый Благовещенский собор Московского Кремля. До Москвы много работал в Новгороде, где, кроме икон, создал фрески в церкви Спаса Преображения. Работы отличаются монументальностью, внутренней силой и драматической выразительностью образов, свободной живописной манерой.
Даниил Черный (ок. 1360—1430 г.) — русский живописец. Совместно с Андреем Рублевым и другими иконописцами расписывал Успенский собор во Владимире (1408 г.) и Троицкий собор в Троице-Сергиевом монастыре (1420-е гг.).
Пахомий Логофет (Пахомий Серб) (?—1480-е гг.) — русский ученый, монах, писатель XV в. Автор жизнеописаний московских и новгородских святых.
Афанасий Никитин (?—1474/75 гг.) — тверской купец, русский путешественник. Совершил путешествие в Персию, Индию (1468— 1474 гг.). На обратном пути посетил Африку (Сомали), Маскат в Аравии, Турцию. Путевые заметки «Хождение за три моря» — ценный историко-литературный памятник.
Прохор с Городца — один из крупнейших русских живописцев начала XV в. В 1405 г. вместе с Ф. Греком и А. Рублевым расписал фресками старый Благовещенский собор Московского Кремля.
Андрей Рублев (ок. 1360—1370 — ок. 1430 гг.) — русский живописец, крупнейший мастер московской школы живописи. Его произведения отличаются глубокой человечностью и возвышенной одухотворенностью образов, идеей согласия и гармонии, совершенством художественной формы. Вершиной творчества считают «Троицу», написанную для Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Участвовал в создании росписей и икон для соборов: Благовещенского в Московском Кремле (1405 г.), Успенского во Владимире (1408 г.), Троицкого в Троице-Сергиевом монастыре (1425—1427 гг.), Спасского в Андрониковом монастыре в Москве в 1420-х гг., Успенского собора в Звенигороде и др. Кроме того, был автором ряда миниатюр.
Солари Пьетро Антонио (1450—1493 гг.) — итальянский архитектор, работавший в России с 1490 г. Участвовал в строительстве стен и башен Московского Кремля (1490—1493 гг.), Грановитой палаты (1487—1491 гг.).
Филофей — русский религиозный писатель, публицист начала XVI в. В письмах к Василию III отстаивал теорию «Москва — Третий Рим», согласно которой Москва являлась всемирным политическим и церковным центром после падения Византии. Само падение Рима и Константинополя (Первого и Второго Рима) он связывал с их изменой «истинному христианству». Московские государи, согласно этой теории, являются прямыми потомками и продолжателями дела римских императоров. Сторонник иосифлян.
Фиораванти Аристотель (1415/1420—1486 гг.) — итальянский архитектор и инженер, работавший с 1475 г. в России. Построил Успенский собор Московского Кремля (1475—1479 гг.). Участвовал в военных походах Ивана III на Новгород, Казань, Тверь в качестве военного инженера и начальника артиллерии.
Фрязины (Фрезини) Алевиз и Марко — итальянские зодчие XV в., участвовавшие в строительстве стен, башен и палат Московского Кремля.

Развитие культуры в XIV-XV вв. было обусловлено раз­дробленностью и ордынским игом. Культуре был нанесен страшный урон, но затем наметилось ее возрождение после Куликовской битвы. Содержание культуры этого периода определили два взаимосвязанных между собой обстоятельства: противостояние Орде и борьба за ликвидацию феодальной раздробленности, создание единого государства.

Образование единой России порождает необходимость отражения статуса и независимости нового и единого русского государства в памятниках культуры. Начинается стремление к унификации различных произведений культуры различных направлений. Этот же период харак­теризуется укреплением светской (придворной) культуры, отличной от «низовой», народной.

Идея единства Русской земли и борьбы с иноземным игом становилась одной из ведущих в культуре. Для культуры того времени характерна также идея неразрывной связи Руси XIV—XV вв. с Киевской Русью и Владимиро-Суздальской Русью. Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над монголо-татарами в Куликовской битве. Определяется ведущая роль Москвы в объединении русских земель. Южнославянское влияние определено переселением выходцев из Балканских стран, подвергшихся турецкому нашествию. Некоторые из них сыграли выдающуюся роль в развитии русской культуры (митрополит Киприан, Григорий Цимбалак, Пахомий Логофет).

Особенности культуры XIV—XV вв.:
1) развитие культуры определялось социально-экономическими и политическими процессами, протекавшими в Русском государстве изучаемого периода, а именно: борьба с Золотой Ордой (победа в Куликовской битве) и процесс складывания централизованного государства;
2) для культуры изучаемого периода характерна идея неразрывной связи Руси XIV—XV вв. с Киевской Русью и Владимиро-Суздальской Русью. Например, литература XIV—XV вв. унаследовала от древнерусской литературы публицистичность, в ней выдвигались на первый план важнейшие проблемы политической жизни Руси; в основе новых художественных и технических решений русских зодчих лежали традиции архитектуры домонгольского периода;
3) велико было южнославянское влияние на развитие русской литературы;
4) русская живопись обособляется от византийской (творчество Феофана Грека, Андрея Рублева).
Культурное развитие изучаемого периода было важным этапом формирования общерусской культуры, вобравшей в себя достижения культуры отдельных русских земель.

Летописание. После временного упадка, вызванного нашествием, летописа­ние вновь возродилось. В Новгороде летописание не прерывалось. Начали появ­ляться и новые центры летописания: с 1325 г. летописание ведется в Москве.

 

1408 г. Троицкая летопись Идея общерусского единства, исторической роли Москвы в государственном объединении Руси, преемственность традиций Киева.
1479 г. Московский летописный свод

 

Исторические повести. В них рассказывается о деятельности реальных исторических лиц, о фактах и событиях.

 

«О битве на Калке» Поражение русских в 1223 г.
«Повесть о разорении Рязани Батыем» О подвиге Евпатия Коловрата
«Сказание о Мамаевом по­боище» О победе Дмитрия Донского на Куликовом поле. Победа вызвала высокий подъем народного самосознания, отразилась во всех сторонах духовной жизни народа и прежде всего в литературе.
«Задонщина» (Софоний Рязанец)

 

Житийная литература. Пахомип Логофет и Епифаний Премудрый соста­вили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Пет­ра, Сергия Радонежского.

Записки путешественника. «Хождение за три моря» (1466-1472 гг.) Афа­насий Никитин описывает Индию за 30 лет до Васко да Гама.

Устное творчество. Древние былины обрели глубокий смысл и давали лю­дям новые силы. Появлялись и новые легенды: «Сказание о невидимом граде Ки­теже». Они призывали русских людей бороться за свержение ненавистного ига. Складывался жанр исторических песен: «Песня о Щелкане Дудентьевиче» (вос­стание в Твери в 1327 г.). В традиции народных «плачей» было написано «Слово о погибели Русской земли», прославлявшее величие русской земли накануне наше­ствия.

 

Архитектура. Первые каменные постройки в Московском княжестве относятся к X1V-XV вв. Постройки продолжают традиции владимиро-суздальского зодчества. Например:

Собор Успения Богоматери на Городке в Звенигороде (1399-1400 гг.). Это кре­стово-купольный одноглавый трехапсидный храм;

Собор Рождества Богородицы Саввин-Сторожевского монастыря г. Звени­город (1405 г.). Крестово-купольный, четырехстолпный, трехапсидный;

Собор Троицы Троице-Сергиевой Лавры (1422-1423 гг.). Построен над гробом Сер­гия. Одноглавый, трехапсидный крестовокупольный храм.

Кремль. Первые белокаменные стены Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском в 1367 г. В XV - начале XVI вв. был создан теперешний Московский Кремль. (Территория - 27,5 га; длина стены - 2,25 км; толщина стен - 3,5-6,5 м; высота стен - 5-19 м.)

Сердце Кремля - Соборная площадь, на которую выходят главные соборы.

Собор Успения Богородицы в Московском Кремле (1475-1479 гг.) Архитектор: Аристотель Фиораванти; Место: Москва, Кремль; Заказчик: Иван III; Материал: кирпич, белый камень; Функция: кафедральный собор;. Тип: пятиапсидный пятиглавый храм.

Архангельский собор (1505-1508 гг.)

Архитектор: Алевиз Новый;

Функция: С XIV в. до XVIII столетия храм служил местом погребения москов­ских князей и царей. Княжеско-царский некрополь включает 46 гробниц. Первый русский царь Иван Грозный покоится в царской усыпальнице, устроенной и алтар­ной части храма. Рядом с ним погребены два его сына.

Благовещенский собор (1485-1489 гг.)

Архитекторы: псковские мастера;

Функция: домовый храм русских князей, а после венчания на царство в 1547 г. Ивана IV - русских царей. Его северная и западная галереи служили парадным вхо­дом в царский дворец.

 

Живопись. Среди мастеров, работавших в Новгороде, особенно про­славился Феофан Грек (ок. 1340 г. - после 1405 г.) - живописец, родом из Византии. Работал в России во второй половине XIV в. Вместе с Рублевым и Прохором из Городца он расписал Благовещенский собор в Москве. Его произведения отличаются монументальностью, внутренней силой (покажите иллюстрации).

Высшей степени совершенства русская фресковая живопись и иконопись дос­тигли в творчестве Андрея Рублева (ок. 1370-1430 гг.). В творчестве великого древ­нерусского живописца нашли отражение эстетические и духовные ценности эпохи, последовавшей за Куликовской битвой, периода возрождения русского искусства, также как и в творчестве его ближайшего друга и сподвижника Даниила Черного. Искусство Андрея Рублева и Даниила Черного было высоко оценено еще при их жизни. Упоминания о работах художников встречались в летописях и других пись­менных источниках. Известно, что творческая дружба мастеров связывала их всю жизнь, многие заказы они выполняли вместе: иконостас Благовещенского собора Московского Кремля, иконостас и фрески Успенского собора во Владимире, иконо­стас Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры и многое другое.

Покажите фотографии самых известных произведений Андрея Рублева (икона «Богоматерь Владимирская» из Успенского собора Московского Кремля, «Троица», «Спас» из Звенигородского чина, «Архангел Михаил») Даниила Черного (икона «Апо­стол Павел», икона «Рождество Христово» из Роджественской церкви в Звенигороде).

Развитие культуры XIV-XV вв. было обусловлено главными моментами, харак­терными для этой эпохи: раздробленностью и ордынским игом. С первым их них связано появление многих местных центров культуры, со вторым - страшный урон культурным ценностям, упадок культуры и затем ее возрождение в эпоху нацио­нального подъема - во времена Куликовской битвы и образования единой России.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1217 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2317 - | 2273 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.