Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


В истории государства выявил 4 типичные формы

1) демократия (верховная власть принадлежит народу; принцип — политическая добродетель (любовь к отечеству и равенству); общественное благо предпочитается частному; граждане желают служить отечеству);

2) аристократия (верховная власть находится в руках группы лиц; принцип — умеренность, удерживающая от произвола, побуждает аристократию действовать в соответствии с законами страны, позволяет народу забыть о своем бесправии);

3) монархия (верховная власть вручается одному лицу, соблюдающему основные законы государства; принцип — честь, связывающая и монарха, и подданных);

4) деспотия (антипод республик и монархий; отсутствие политико-правовых отношений между правителями и управляемыми (подменяются отношениями между господином и рабами); принцип — страх; подданные воспитываются в духе рабской покорности).

Противопоставление умеренных и неумеренных форм правления

1) умеренные (демократия, аристократия и монархия) (отношения между правительствами и гражданами осуществляются в правовой форме; государственная власть разделена и распределена между социальными силами, учреждениями и должностными лицами, осуществляющими взаимный контроль и сдерживающими друг друга от злоупотреблений и нарушения законов);

2) неумеренные (деспотия) (государственная власть осуществляется произвольно; нет четкого распределения власти, чаще всего концентрируется в одном лице, органе, сословии).

Разработка модели государства будущего (проект свободного государства, базирующегося на концепции разделения властей).

Цель теории разделения властей (гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления власти, обеспечить их политическую свободу, сделать право подлинным регулятором отношений между гражданами и правительством).

Различал естественную и политическую свободу:

1) естественная свобода существует только в дообщественном состоянии, как и равенство (в обществе люди утрачивают их, между ними начинаются войны, раздоры, борьба за власть);

2) политическая свобода — право делать то, что дозволено законами (возможна только в государстве с умеренной формой правления, где законы господствуют над волей правителей; мера свободы — право).

Разделение властей становится критерием деления форм правления на умеренные и неумеренные (в каждом государстве есть три рода власти — власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная) (возводится в ранг конституционного принципа).

Разделение властей — это также соотношение социальных сил в обществе (чтобы придать формам правления большую стабильность, предложил провести разделение власти между различными социальными силами).

Законодательная власть (выражение общей воли; главное назначение — сформировать право в виде положительных законов, обязательных для всех граждан; принадлежать должна народу или его представителям).

Исполнительная власть (функция — осуществление законов, принятых законодательными органами; ограничена по своей природе; монарх или другие лица, но только не члены законодательного собрания).

Судебная власть (карает преступления и разрешает столкновения частных лиц; свобода и безопасность граждан зависят прежде всего от нее; должна передаваться лицам из народа, которые будут созываться по мере необходимости для выполнения судейских полномочий).

Стремится к равновесию не властей, а политических сил, короля, аристократии и буржуазии (поиски равновесия — свидетельство копромиссности и умеренности политико-правовой концепции).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Понимание права направлено против абсолютистских юридических доктрин (первый, кто стал разрабатывать систему правовых взглядов, светских по своему характеру и имеющих в основе идеалы просвещения).

Отрицал феодальное право (оценивал многие положения законодательства как произвол, как нормы, обеспечивающие свободу монарха и его окружения притеснять подданных; феодальному право противопоставлял естественное право).

Цель права — в свободе, равенстве, безопасности и счастье всех людей.

Обоснование зарождающегося буржуазного права понятиями и аргументами из прошлых исторических типов права (проявление умеренности и компромисса).

Положительные законы государства — не продукт произвольной деятельности законодателей, а результат закономерного воздействия факторов общественного развития на правотворческий процесс (обусловливают поведение законодателя).

Дух законов определяется факторами общественного развития (природа и принцип правления, физические свойства страны, образ жизни народа, религия, народный дух, численность населения, его богатство, своеобразие законодательного процесса).

Попытка реалистического анализа законодательного процесса.

Особенности теории.

Передовые методы познания государственно-правовых явлений (отверг теологическую картину мира; дал его научное истолкование на основе законов, понимаемых как необходимые отношения, вытекающие из природы вещей; замечал качественное отличие социальных явлений от явлений природы; указывал на более сложную организацию социального мира; отвергал фатальный характер действия общественных законов и обращал внимание на свободу воли в поступках людей).

Принцип историзма дополнен историко-сравнительным методом (использовался как средство обхода цензуры).

 

 

 

ОТВЕТ 18

Политико-правовые взгляды Ж. -Ж. Руссо

Эпоха.

XVIII в. эпоха, предшествовавшая Великой французской революции.

Жан Жак Руссо (1712 — 1778) (родился в Женеве; принадлежал к мелкой буржуазии; не окончил школу; обучение у ремесленника; перебирается в Савойское княжество; занялся самообразованием; перебирается в Лион, а затем в Париж; сближается с просветителями.

«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми».

«Об общественном договоре, или Принципы политического права».

«Исповедь савойского викария».

«Эмиль» (трактат о воспитании, в ребенке нужно культивировать естественные наклонности, прежде чем их вытравит цивилизация).

Происхождение государства.

Отделяет естественное неравенство, порождаемое различиями в силе, уме, энергии, от неравенства, основанного на социальных условиях.

Две фазы догосударственного, естественного состояния:

1) состояние дикости (люди жили поодиночке, контакты случайны, постоянно общение с природой; образ жизни — бродяжничество; разум спит, языка нет, нравственность неизвестна);

2) потребности охоты и рыболовства приводят к объединению людей (семейная жизнь; зачатки морали (правила поведения по отношению к другим людям); первые столкновения, конфликты; расширение умственных и эмоциональных горизонтов).

Возникают обработка земли, скотоводство, появляются металлы (возникновение частной собственности приводит к разладу в обществе и бедствиям; человечество подошло к порогу гражданского общества (государства).

Частная собственность побуждает людей жить за счет других (оправдана только при соблюдении равенства и допустима только в размерах, необходимых человеку-труженику) (Руссо — эгалитарист (он за равное, справедливое распределение частной собственности).

Создание гражданского общества (государства) (необходимо, чтобы покончить со взаимной борьбой и нестабильностью; не считал, что общественный договор отвечает интересам всех его заключивших (богатые навязали большинству договор, превращавший бедных из их противников в защитников, а правила, благоприятные для них, возводил в ранг закона; нормы естественного право попраны, так как противоречили их интересам)).

Государство, начало которому положил общественный договор — результат обмана (дает четкие социальные характеристики, рассматривая государство как форму и средство господства богатых и угнетения бедных — предмарксистские мотивы).

Вступив в общественный договор, обманутый народ не сумел отстоять свою свободу (его пассивность привела к деспотизму, при котором все сводится к закону силы; но тирания не вечна, гнев народа должен обрушиться на деспота).

Характеристика государства (определение государства).

Права личности приносятся в жертву народному суверенитету, в жертву диктатуре общей воли (общественный договор дает политическому организму власть над всеми его членами; суверен не должен отягощать одного подданного более другого) (общая воля всегда права).

Абсолютная власть государства распространяется на действия и мысли граждан (подданные должны отдавать отчет суверену в своих убеждениях).

Отношение к религии (вера в верховное существо; возражает против религиозного фатализма, догматики, его идеал — вдохновенная религия, которая должна быть подчинена интересам государства).

Христианство проповедует лишь рабство и зависимость, дух его слишком выгоден для тирании (истинные христиане созданы для того, чтобы быть рабами, это их не смущает (земная жизнь для них малоценна).

Государство, заинтересованное в том, чтобы каждый гражданин имел религию, заставлявшую его любить свои обязанности, имеет право установить статьи гражданского символа веры (гражданская вера предполагает существование предусмотрительного и заботливого божества, будущую жизнь, счастье для справедливых, святость общественного договора и законов; исключает нетерпимость) (идеал государственной религии).

Народный суверенитет (сувереном всегда является только народ; всякое правительство получает власть от народа; суверенитет народа — суть общественного договора; форма управления зависит от воли народа).

Формы государства (идеальное государство).

«Об общественном договоре, или Принципы политического права» (справедливое общественное устройство; как добиться того, чтобы при заключении общественного договора народ не утратил, а приобрел власть и свободу).

Это возможно, только если верховная власть принадлежит совокупному народу (объединившись в государство люди отказываются от своей естественной свободы в пользу общей воли, в которой каждый имеет равную долю; в общей воле выражено органическое единство государства; создав в результате объединения новый организм, люди подчиняются его воле, выражающей их интересы).

Общая воля (не тождественна воле всех; не всегда предполагает единодушное согласие; кроме первоначального общественного договора решение большинства обязывает всех остальных; общая воля выявляется путем голосования; все участники договора об ассоциации должны выражать свое мнение непосредственно).

Не абсолютизирует принцип равенства (степень власти и богатства не должна быть одинаковой у всех, но должна быть ограничена).

Пытается реально обеспечить народный суверенитет на основе свободы и равенства (оберегает суверенитет высшей законодательной власти от посягательств власти исполнительной; учреждение правительства — установление сувереном закона, создающего правительственный орган, и назначение должностных лиц, исполняющих его функции).

Суверенитет не отчуждаем (заключается в общей воле, а воля не может быть представлена) (функции народа-законодателя не должны передаваться его представителям).

Средство от узурпации (периодические собрания граждан, решающие среди прочих вопросы о сохранении существующей формы правительства и об оставлении власти в руках тех, на кого она возложена).

Защита прав личности (ограничивается софистическими аргументами, что подчинение общей воле не означает ограничения свободы; закон не может быть несправедлив (нельзя быть несправедливым к самому себе)).

Демократия (непрактична — невозможно держать народ постоянно в сборе (противник представительной демократии)).

Монархия (сильная, но легче всего поддается частным желаниям).

Предпочтение отдает (демократической форме государства и аристократической форме правительства).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Закон сочетает всеобщность воли с всеобщностью объекта (предмет, относительно которого делается постановление, так же всеобщ, как и воля, которая постановляет; не может быть общей воли, направленной на частный объект).

Закон понимается как норма, распространяемая на всех граждан (придает логическую убедительность утверждению о том, что нельзя быть несправедливым по отношению к себе).

Допущения возможности злоупотребления суверенитетом не препятствуют полной неограниченности верховной власти (нет такого закона, который суверен не мог бы нарушить, который бы связывал его волю).

Особенности теории.

Радикальные тенденции в политической мысли предреволюционной Франции (идеи равенства, социальной справедливости, народного суверенитета, законности сопротивления тирании).

Влияние теории велико (сделал шаг от просветительства к революции, к массовым действиям, к свержению тирании посредством народного восстания; провозгласил суверенитет народа на основе полного равенства; призвал к открытому сопротивлению тирании).

Многие социалистические школы выросли из представлений Руссо о собственности как основе неравенства и конфликтов.

Отдает приоритет интересам целого над правами человека, над личностью.

 

ОТВЕТ 19

Политико-правовые взгляды И. Канта

Эпоха.

Германия второй половины XVIII — начала XIX в.; прочное феодально-монархическое устройство; до наполеоновских войн не произошло политических потрясений.

Иммануил Кант (1724 — 1804) (родился в Кенигсберге в семье ремесленника; окончил Кенигсбергский университет; работал домашним учителем; профессором университета).

Философские произведения («Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»).

Взгляды на этику, право, государство («Основы метафизики нравственности», «К вечному миру», «Метафизика нравов»).

Происхождение государства.

В традициях школы общественного договора (в естественном состоянии люди могли быть более счастливы, чем в государственном, но необеспеченность права, постоянная угроза насилия побуждают искать выход из естественного состояния и ведут к учреждению государства посредством общественного договора).

Создание государства — требование категорического императива.

Договор — не исторический факт, а объяснение того, о чем мы не можем иметь достоверных сведений.

Заключая договор, народ отказывается от своей естественной свободы, чтобы вновь приобрести ее в качестве граждан государства.

Характеристика государства (определение государства).

Возможность принуждения обеспечивается государством — объединением большего или меньшего числа лиц, подчиняющихся правовым законам.

Цель государства — торжество права (должно руководить правом, если не хочет потерять доверие граждан).

Суверенитет принадлежит только народу и выражается в его общей воле (прерогатива народа — установление правопорядка путем принятия конституции).

Главный принцип устройства государственной власти (разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; законодательная должна принадлежать только народу; все три власти — выражение соединенной воли народа).

Государство не должно опекать подданных, посягать на их самостоятельность (идеал — гражданская свобода или обязанность повиноваться только тем законам, в создании которых гражданин принимал участие своим голосом, и равенство) (лозунг равенства имеет целенаправленный характер — упразднение сословных привилегий).

Проблема войны и мира (правомерные войны (оборонительные) и неправомерные).

Полное торжество мира возможно только при объединении всех государств в федерацию на началах права (общественный договор на государственном уровне; каждое государство, сохраняя свой суверенитет, было бы и членом мирового правового общения).

Формы государства (идеальное государство).

По количеству носителей высшей власти 3 формы государства (автократии; аристократии и демократии).

По критерию разделения властей (если этот принцип соблюдается — республиканское государство, если нет — деспотическое).

Идеал — республика (по традиционной типологии государств не делает выбора наилучшей; лучше всех та, которая наиболее проста).

Изменение форм государства — нормальное явление (должно происходить не путем народного бунта, а путем реформ, по воле суверена; не признает право на восстание).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Право и добродетель (мораль) — две части учения о нравах или метафизики нравов (нравственности) (в их основе лежат одни и те же принципы; их общая формулировка — категорический императив; различаются мотивы его соблюдения и способ обеспечения).

Если закон соблюдается в силу внутреннего убеждения — моральное поведение (если внешне, под влиянием мотивов, не связанных с категорическим императивом — легальное поведение) (мотив разграничивает сферы морали и законности (законность формальна, требует соблюдения правил; мораль — соблюдение правил по убеждению).

Право — совокупность условий, при которых произвол одного (лица)совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы (в праве главное не мотивы поступков, а их характер; нормы права очерчивают сферу, в которой человек может действовать свободно; выход за нее — покушение на свободу других лиц; право — определение меры (пределов) свободы человека, его автономии).

Равенство субъектов как принцип права (никому не дано посягать на свободу другого).

В праве выделяет различные явления (пласты) (естественное право (основано на априорных принципах, продиктованных разумом), положительное (статутарное) право (вытекает из воли законодателя)).

Право как моральная способность обязывать других делится на (прирожденное (принадлежит каждому от природы; приобретенное (для него требуется правовой акт)).

Частное право — совокупность законов, не нуждающихся во внешнем обнародовании.

Публичное право — совокупность законов, нуждающихся в нем.

Право в строгом смысле слова (гарантируется возможностью полного принуждения) (синоним позитивного права).

Право в широком смысле (явление, где правомочие принуждать не может быть определено никаким законом) (справед-сть (допуск/ право без принужд-я) и крайн/ необх-сть (допускает принужд-е без права)).

Особенности теории.

На начальном периоде верил в способность человеческого разума познавать предметы и явления такими, как они существуют на самом деле (в дальнейшем отвергает такую возможность — воспринимаемые нашими органами чувств явления не дают представления об их подлинной природе; недоступные нашему сознанию сущности — вещи в себе).

Между восприятием и сущностью существует непреодолимая преграда (эмпирические знания способны расширяться, они полезны, но не гарантируют соответствия действительности).

Категории и приемы мышления, используемые человеком в процессе познания — не отражение объективно существующих связей, а только законы мышления, изначально заложенные в его уме.

Агностицизм (недоступность конечных тайн бытия человеческому сознанию) (ограничивая возможности разума, Кант наноси удар по рационализму, сознает при этом, что сферами, недоступными разуму, овладевает вера).

Невозможно ни доказать, ни опровергнуть существование Бога (не принадлежит к миру явлений, не дается нам в опыте).

Познание — функция чистого теоретического разума (действия — функция практического разума).

Человек принадлежит одновременно к миру явлений и миру вещей в себе (его действия предсказуемы и выводимы из ситуации на основе закона причинности; в то же время он наделен разумом и повинуется ему (вещь в себе) — принимает решения, делает выбор, его действия зависят от его воли).

Практический разум — способность человека к свободному действию на основе высших безусловных принципов (практический разум сам диктует себе нормы морального поведения — иначе не было бы свободы; в то же время эти нормы заложены как априорное внутреннее побуждение, свободное от внешних воздействий).

Нормы, порожденные разумом — императив (правило, характеризующееся долженствованием, выражающим объективное принуждение к поступку, и означающее, сто если бы разум полностью определял волю, поступок неизменно должен был бы быть совершен по этому правилу).

Императивы, диктуемые разумом (условные (гипотетические) и безусловные (категорические); соблюдение гипотетического связано с определенной целью; категорический с практической целью не связан, абсолютен и выпjky-cz исключ-но как треб-е нравственного долга).

Мораль строится на пренебрежении к утилитарности, сиюминутной пользе, выгоде (основа учения — безусловное соблюдение долга).

Формулировки категорического императива:

1) поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом;

2) поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Категорический императив свойственен всем разумным существам (следование ему позволяет преодолевать противоречия между людьми, установит гармонию в обществе).

 

ОТВЕТ 20

Политические взгляды Г.В.Ф. Гегеля

Эпоха.

Германия второй половины XVIII — начала XIX в.; прочное феодально-монархическое устройство; до наполеоновских войн не произошло политических потрясений.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 — 1831) (родился в Штутгарте; учился в Тюбингенском университете; одобрил антифеодальную и антидеспотическую направленность Французской революции, осуждал якобинский террор; симпатии к наполеоновскому режиму; работал домашним учителем, приват-доцентом и экстраординарным правителем (без жалования) Йенского университета; преподает философию и основы законоведения; работал профессором Гейдельбергского университета, ректором в Берлине).

«Феноменология духа»

«Наука логики» (изложение диалектического метода).

«Философия права» проблемы юриспруденции).

«Философия истории», «Философия религии», «Лекции по эстетике» (на основе прочитанных им лекций).

Происхождение государства.

Как возникло государство не объясняет, но отвергает теорию общественного договора (брак и государство не следует рассматривать как договорные отношения, это означает переносить отношения собственности в иную более высокую по своей природе сферу).

Объявляет государство божественным, проявлением божественной воли (призвано оправдать превращение государства в объект полурелигиозного поклонения).

Характеристика государства (определение государства).

Гражданское общество противопоставляется как антитезис семье (в нем отрицается принцип единства, на котором строится семья; ему свойственны разнообразие и обособленность; в него входит система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорации (социально-экономическая структура и некоторые элементы государства, связанные с обеспечением собственности и вмешательством государства в социально-экономические отношения)).

Три сословия в структуре гражданского общества (субстанциональное, связанное с землей (дворяне и крестьяне); промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); всеобщее (чиновники)) (прячет классовые различия).

Гражданское общество — сфера обособленности, противоречий и конфликтов (интеграция, взаимопонимание — случайность; не в состоянии решить проблему бедности).

Необходимость высшей власти государства (призвано доминировать над гражданским обществом и обеспечить подлинную свободу индивидов взамен борьбы всех против всех; сочетает единство семьи с многообразием гражданского общества).

Государство как целостность — подлинный носитель мирового духа (действительность нравственной идеи; осуществленный разум; реализация свободы; его существование — шествие бога в мире).

Государство ставится над личностью и обществом как высшая цель, как органическое единство, обладающее собственными высшими интересами, собственной волей (основная задача государства — не счастье граждан, а благо целого; человек имеет значение не сам по себе, а лишь как часть своей сословной группы, корпорации).

Собственность (первая фаза свободы; без права собственности личность не имеет бытия; выступает против уравнительного перераспределения собственности на землю; неравенство в собственности естественно; формальное равенство правоспособности).

Формы государства (идеальное государство).

Разделение властей — гарантия свободы (но идеи самостоятельности каждой из властей и их взаимного ограничения объявлял ложными; не считал суд особой ветвью власти; выделял законодательную, правительственную и королевскую власть, объединяющую две другие власти и олицетворяющую государство как целое).

Идеология монархизма (в конституционной монархии видит воплощение разума, мирового духа (монархия придает государству свойства индивидуальности; наследственная монархия естественна и предпочтительнее выборной; монархия — единственная разумная форма правления).

Отвергает власть большинства (народа) (народ, взятый без монарха и без необходимого расчленения целого — бесформенная масса, которая не является государством).

Законодательный процесс (участвуют король, правительственные и представительные органы; решение в последней инстанции принадлежит королю; правительство — совещательная инстанция; представительство — гласность и публичность обсуждения вопросов, выражение мнений и пожеланий народа).

Представительная система (строится по сословному и классовому признаку; состоит из 2 палат; верхняя формируется из земельной аристократии (близка к монарху, ослабляет давление народного представительства на правительство), нижняя представляет все три сословия гражданского общества (субстанциональное, промышленное и всеобщее); депутаты делегируются корпорациями, общинами, товариществами; решения нижней палаты не имеют силы без одобрения верхней).

Высшая форма развития — национальное государство.

Делит все прошлое на 4 эпохи (всемирно-исторические царства) (восточное, греческое, римское, германское).

Им соответствуют 4 формы государства (восточная теократия (свобода одного); демократия или аристократия (свобода некоторых); конституционная монархия (свобода всех)).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Прикладное понятие права (необходимо для практической юриспруденции, но не представляет интереса для философии

Философское понятие права (идея права — есть свобода; исходный пункт права — воля, которая свободна, поэтому свобода — сущность и назначение права; свобода — осознанная необходимость (предполагает и несвободу, подчинение законам природы и общества).

Право определяет сферу разумной свободы лица, ограниченную такой же свободой других лиц (право — определение пределов свободы и несвободы).

Понятие права позитивного (действующего в определенной стране) (правило поведения превращается в норму права, когда оно признано государством, а следовательно охраняется его принудительной мощью; содержание права определяется своеобразием национального характера, духом народа).

Закон — оформление права, придающее норме всеобщность и определенность (преимущество закона перед обычаем и судебным решением; наиболее современная и ясная форма среди источников права; закон должен быть выражением исторически сложившегося права, если он отступает от разумного — необходимы изменения).

В связанности законами индивид находит освобождение от зависимости, в которой он находится под властью чисто природных влечений (обязательно лишь то, что есть закон; полностью освобождает закон от критики с позиций философского понимания права).

Особое право (ступени (формы) развития идеи свободы в рамках объективного духа; к нему относятся абстрактное право, мораль, семья, гражданское общество, государство; они сосуществуют, и низшие подчинены высшим).

Международное право (не действительное право, а только долженствование, так как за ним нет принуждающей силы, гарантирующей соблюдение его норм).

Особенности теории.

Объективный идеализм (основная категория — абсолютная идея (первичная реальность, то, что не имеет начала, вечно).

Три этапа развития абсолютной идеи:

1) первый (развитие понятий от абстрактных к конкретным);

2) второй (ее самодвижение — воплощение в природе, созданной ею самой) (она отчуждает себя в форме природы, раскрывает в природе свое содержание);

3) третий (ее раскрытие — ее возвращение к себе самой через природу) (природа, развиваясь от низших форм к высшим, с человеком восходит к духу и в духе вновь сливается с абсолютной идеей).

Воспроизводит основы христианского мировоззрения (первая фаза (существование Бога до сотворения мира);затем Бог создает природу как отдельное от него существование; этот мир стремится к Богу и через сознание человека, через христианское сознание возвращается к нему; абсолютная идея сближается с понятием Бога (абстрактное, философское обозначение Бога как первопричины мира)).

Единство мира на идеалистической основе (мышление и бытие не противоположны, ими управляет разум — абсолютная идея; законы мышления совпадают с законами развития вселенной).

Диалектический метод (мысль и действительность пребывают в состоянии непрестанного изменения, двигатель — противоречие; каждое понятие сначала отрицается, порождает противоположность, из сопоставления и борьбы противоположностей возникает новое единство).

Развитие проходит три стадии (тезис, антитезис, синтез — гегелевская триада) (развитие через противоречие происходит в природе, в человеческой истории, в сознании; синтез не останавливает развитие, а начинает его новый виток, превращаясь в тезис следующей триады).

Формы развития (эволюция (постепенные количественные изменения); революция (перерыв постепенности, переход из одного качества в другое, скачок)).

Философия права не должна быть ничем иным, как попыткой понять и обрисовать государство как что-то рациональное.

В идеальных схемах нет нужды (то, что есть — разум, продукт развития абсолютной идеи).

Все разумное действительно, а все действительное разумно (объявляет все существующее закономерным (воплощением разума), но по законам диалектики эта разумность не вечна, на смену ей приходит новая действительность, которая для своего времени станет столь же разумной).

Система знаний состоит из 3 частей в соответствии с 3 стадиями развития абсолютной идеи (Логика — развитие понятий; философия природы, философия духа).

Философия духа подразделяется на 3 части:

1) субъективный дух (индивидуальная душа) (антропология (душа как чувствующая субстанция тела); феноменология (превращение души в сознание); психология (теоретические и практические способности души));

2) объективный дух (абстрактное право; мораль; нравственность) (к этой сфере относятся государство и право).

3) абсолютный дух (эстетика; религия; философия).

Синтез субъективного духа с объективным восходит к абсолютному духу — высшим проявлениям искусства, религии и философии, в которых происходит постижение абсолютной идеи, возвращение природы в лице человека в ее лоно.

Абстрактное право — правоспособность лиц, не связанных статусом граждан (ассоциации с естественным состоянием и естественным правом; в нем заложена идея его необеспеченности, негарантированности; сфера возможного проявления свободной воли человека).

В абстрактное право включает (собственность, договор, неправо (непреднамеренное или гражданское неправо, обман и преступление) (в собственности право осуществляется волей одного лица, в договоре — согласованной волей нескольких лиц, в неправе — соотносятся воли разных лиц, но между ними противоречие).

Мораль (ограничивает абсолютную свободу субъекта абстрактного права; область должного, а не возможного, оценка поведения человека, отношение к его поступкам; включает добрые и дурные побуждения носителей абстрактного права).

Абстрактное право и мораль приходят к единству в нравственности (мораль носит индивидуальный, субъективный характер, а нравственность относится к общественной сфере).

В сфере нравственности человек выступает не изолированно, а как субъект объединения, часть коллектива (три объединения — семья, гражданское общество, государство) (семья — естественное объединение, основанное на взаимной любви и помощи; ей противостоит гражданское общество (царство частных интересов и всеобщего отчуждения); сплотить и примирить разрозненные элементы, синтезируя принципы семьи и гражданского общества, создать условия для реализации права и морали способно только государство — высшая форма нравственности).

 

ОТВЕТ 21

Историческая школа права

Эпоха.

Германия конца XVIII — начала XIX в., сохраняется феодальный строй, в экономическом, социальном и политическом отношении — одна из самых отсталых стран Европы.

Густав Гуго (1764 — 1844) (профессор Геттингенского университета).

«Учебник естественного права как философии положительного права» (ставит вопрос о длительном историческом процессе формирования права и отвергает мнение, что правовое регулирование может осуществляться сверху).

Фридрих Карл Савиньи (1779 — 1861) (профессор Берлинского университета).

«Система современного римского права».

Георг Пухта (1789 — 1846) (преемник Савиньи по университетской кафедре в Берлине).

«Обычное право», «Курс институций».

Происхождение государства.

Пухта (государство создано той же силой, что и право — народным духом (в конечном счете и право, и государство имеют божественное происхождение; правительство и правительственная власть происходят от Бога; истинная свобода состоит в подчинении божественной воле)).

Характеристика государства (определение государства). (-).

Формы государства (идеальное государство).

Пухта (сторонник монархического правления; отношения монарха и подданных необходимо строить на началах верности подданных монарху).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Гуго (закон — не единственный источник права; право образуется не только в результате законотворческой деятельности, но и помимо воли законодателя (обычное право, преторское право в Риме)).

В противоположность теории естественного права, исходившей из представления о широких творческих возможностях законодателя, утверждал, что оно, подобно языку и нравам, складывается само по себе, без соглашений и приказов.

Формирование права уподоблял складыванию правил различных игр (возникают независимо от играющих, помимо их индивидуальных воль; формируются с течением времени, от случая к случаю, по мере необходимости; постепенно в результате практики устанавливаются твердые правила).

То, что предписывается законом, не всегда совпадает с тем, что осуществляется в действительности (этим обеспечивается возможно большая определенность норм права и знакомство с ним населения; определенность и известность норм права более всего достигается обычным правом).

Савиньи (право, как язык и нравы, определяются своеобразием, свойственным каждому народу; в них выражается общее убеждение народа; право — не произвольное установление законодателя, а органический продукт народного духа, народного сознания; право само по себе непрерывно и закономерно развивается как продукт действия внутренних сил).

Не отрицает роли юристов в разработке права (две стадии в развитии права — стадия естественного права и стадия ученого права; в первой стадии право живет непосредственно в сознании народа и проявляется как обычное право; во второй — обнаруживается в трудах ученых-юристов, выступающих в роли представителей народа, выразителей народного правосознания; с этого момента право ведет двойное существование — как часть жизни народа и как особая наука в руках юристов).

Наилучший источник права — не законодательство, а обычай.

Пухта (право — результат деятельности народа, проект народного духа; своеобразие народа обнаруживается в его праве так же, как в его языке и нравах; право — выражение общего сознания народа, общей воли всех участников правового общения; правовая норма обязательна в силу признания, которым она пользуется в общем убеждении народа).

Право имеет свою историю (мышление ученых-юристов оказывает заметное влияние на развитие права).

Особенности теории.

Гуго (придавая решающее значение в процессе образования права фактически сложившемуся порядку, одобряет и оправдывает существующее положение вещей — экономические, социальные, политико-правовые отношения феодального общества, общества официального социального неравенства).

Позитивный вклад исторической школы в изучение государства и права (отвергли рационалистический схематизм и антиисторизм, характерный для эпохи Просвещения; привлекли внимание к исторической обусловленности и эволюции политико-правовых институтов, к их национальной специфике, способствовали активизации историко-правовых исследований; поставили вопрос об общем убеждении народа (правосознании)).

Отрицательные моменты (вместе с договорной теорией государства они отбрасывали идеи свободы, равенства, республиканизма и конституционализма; были противниками реформ, защитниками феодальных институтов).

 

ОТВЕТ 22

Политико-правовые взгляды Т. Джефферсона

Эпоха.

Эпоха, предшествовавшая Войне за независимость; Война за независимость, образование США.

Томас Джефферсон (1743 — 1826) (из семьи зажиточного фермера; хорошее образование; избирают депутатом законодательной ассамблеи Виргинии; с началом Войны за независимость выступил инициатором создания Комитета связи (революционный орган власти в штате); избран депутатом Континентального конгресса; создал Декларацию независимости; по его инициативе принята Декларация о правах, ставшая прообразом Билля о правах; занимал должность госсекретаря в правительстве Дж. Вашингтона; был послом во Франции; избирался вице-президентом и дважды президентом США).

Происхождение государства.

Декларация независимости (отказывается от доктрины божественного права королей и отстаивает теорию общественного договора и естественных, неотчуждаемых прав человека (жизнь, свобода и стремление к счастью)).

Характеристика государства (определение государства).

В основе Декларации независимости права человека (краеугольный камень — идеи свободы и равенства; к неотчуждаемым правам относились свобода мысли и право предавать гласности свои мысли, а также свобода совести).

Неотъемлемая часть свободы мысли — свобода слова и печати (свобода мысли могла быть реализована только образованными людьми — просвещение; создал первую в колониях кафедру права и первый университет; разработал систему народного образования (от всеобщего начального до высшего)).

Противник тирании (религиозную ее форму полагал более отвратительной, чем политическая; в Виргинии добился закона об отделении церкви от государства).

Концепция государства (строилась на фундаменте естественных прав человека; государство — продукт общественного договора, создается людьми для максимально полной реализации своих прав; учредив государство народ остается единственным носителем суверенитета; из идеи народного суверенитета выводилось право народа на смену власти).

Пересмотрел взгляды (его симпатии склонились к регулярным и глубоким политическим реформам, приводящим государство в соответствие с потребностями каждого нового поколения американцев) (ни одно поколение не должно связывать потомков своими законами и учреждениями).

Форма правления (только республиканская).

Форма государственного устройства (конфедерация, в которой широкие права штатов поглощали полномочия центра) (идея Конституции США 1787, по которой страна стала федеративным государством, воспринята им критически).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Разделял принцип верховенства права в широком смысле и закона — в более узком, а также принцип обеспечения прав и свобод личности.

Принцип разделения властей (видел в нем общий принцип, а не инструмент для достижения подлинного народовластия; признал распределение полномочий между исполнительной и законодательной ветвями власти, особые функции судебной власти вызывали его протест).

Особенности теории.

Сознательно воздерживался от систематического изложения своих взглядов на общество, государство и право (его идеи взяты из Декларации независимости и других документов; основывался на наследии античной и европейской мысли, а также на историческом опыте североамериканских колоний, их демократических традициях).

Внес значительный вклад в теорию и практику демократии в США (вся власть должна исходить от народа, отправляться в его интересах и формироваться из его представителей; только народ может быть гарантом свободы, его права необходимо расширять).

Признавал за народом естественное право совершать ошибки (здравый смысл людей в состоянии исправить их и извлечь из них урок на будущее).

Юридическое закрепление демократических прав и свобод (не вошли в Конституцию США 1878; выступил инициатором включения Билля о правах в текст Конституции (первые 10 поправок)).

Принцип мирного решения международных проблем (активной и самостоятельной внешней политике предпочитал игру на противоречиях между европейскими государствами).

 

ОТВЕТ 23

Политические взгляды К.А. де Сен-Симона

Эпоха.

Эпоха после Великой французской революции (не освободила людей от эксплуатации и не устранила бесправия значительной части населения; получили распространение идеи утопического социализма, вскрывающие пороки капиталистического общества, выдвигающего проекты преобразования, призванные обеспечить социальное равенство, справедливость и свободу).

Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (1760 — 1825) (аристократ; участвовал в составе французских войск в борьбе североамериканских колоний за независимость; в первые годы революции выступал с пропагандой принципов свободы и политического равноправия граждан, призывал Национальное собрание отменить привилегии дворянства и духовенства, отказался от дворянского звания и графского титула; испытал разочарование, так как революция не разрешила основных противоречий общественного строя и не облегчила положение народа).

«Очерк науки о человеке», «Промышленная система», «Катехизис промышленников», «Новое христианство».

Особенности теории.

Придерживался идеалистических концепций французских просветителей о причинах развития общества (взгляды людей, просвещение, наука и мораль — решающие факторы изменений в экономическом и политическом строе).

Каждый крупный переворот в экономической и политической жизни общества — следствие переворота в философских воззрениях.

Три фазы истории (теологическая (период господства религии, охватывающей рабовладельческое и феодальное общество); метафизическая (период крушения феодальной и теологической систем); позитивная (будущий общественный строй, основанный на науке)).

Общество будущего (промышленное общество; основано на научно и планово организованной крупной промышленности; только промышленная система в состоянии найти применение человеческим талантам и наукам).

Ассоциация (объединение промышленности, достигаемое путем максимальной централизации производства; в новом обществе все должно быть подчинено интересам промышленности и научному прогрессу; политика должна превратиться в науку о производстве (науку, ставящую цель установления порядка вещей, наиболее благоприятного всем видам производства)).

Политика превращается в науку об организации промышленности, об основных принципах централизованного руководства единым хозяйством, в науку о планировании (понятие плана — одно из наиболее важных социологических открытий).

Деление общества на классы (3 класса (ученых; собственников (за исключением лиц, входящих в первый класс); неимущих); в более поздний период 2 класса (паразитов; промышленников); паразиты (дворяне, военные, рантье, государственные чиновники и юристы), им противостоит класс промышленников (трудящиеся, фабриканты, торговцы, банкиры)).

Проект справедливого общественного устройства (всем должна быть обеспечена возможность трудиться, вытекающая из всеобщей обязательности труда на благо общества; сохраняется частная собственность и главенствующая роль фабрикантов, купцов и банкиров в управлении экономическими процессами; цель новой организации — улучшение участи самого многочисленного класса общества).

Свобода (имеет смысл, когда несет людям постоянный рост производства полезных вещей; основа свободы — промышленность; рост могущества промышленности — полное осуществление свободы).

Всеми своими достижениями человечество обязано промышленности (делает неверный вывод, что прогресс промышленности равен социальному и нравственному прогрессу, а свобода промышленности равносильна социальной свободе).

Проблема управляющих и управляемых должна исчезнуть в обществе, где властвуют не субъективные мнения и симпатии людей, а научные принципы (основной принцип нового административного управления — руководствоваться интересами целого, что обеспечивает процветание общества и поддержку большинства граждан).

В новом обществе не будет управления людьми (задачи руководства обществом сведутся к управлению вещами; в отношениях между людьми исчезнут господство и подчинение; судьба людей не будет зависеть от произвола и каприза стоящих над ними руководителей).

Сформулировал идею планомерного научного руководства экономикой, превращения государства в форму организации производства (не смог доказать, что новая централизованная промышленная система не таит опасностей для личных свобод).

Право людей на управление (определяется превосходством положительных способностей; люди равны в том смысле, что каждый может стать управляющим, но фактически неравны, ибо лишь некоторые обладают талантом к управлению, а у большинства его нет) (абсолютизация принципа превосходства — антидемократизм учения).

Не учел, что рост могущества человека над силами природы содержит опасность роста могущества индустриальной системы над человеком.

Планы общественного переустройства целиком исходят из идеи мирного разрешения всех социальных проблем (решительно отвергает путь революционного насилия, путь классовой борьбы; главное средство преобразования — проповедь новой морали).

В проектах политической организации будущего промышленного строя сохраняет наследственную королевскую власть, Совет министров и двухпалатный парламент (между королем и палатами создаются 2 новые промежуточные инстанции — Совет ученых (разрабатывает планы необходимых социальных преобразований) и Совет промышленников в составе виднейших представителей промышленности, торговли, банковского капитала (рассматривает проекты социальных преобразований, составляет проект бюджета и проверяет его исполнение)).

Переход от феодальной системы к новой промышленной осуществляется актом королевской власти, призывающим к управлению страной просвещенных промышленников и ученых (надежды на осуществление реформы сверху).

 

ОТВЕТ 24

Политико-правовые взгляды А.Н. Радищева

Эпоха.

Россия второй половины XVIII в.

Александр Николаевич Радищев (1749 — 1802) (сын помещика; окончил Московский университет, петербургский пажеский корпус, Лейпцигский университет (юридический факультет)); после публикации «Путешествия из Петербурга в Москву» арестован, приговорен к смерти, казнь заменили ссылкой).

«Путешествие из Петербурга в Москву» (призыв к уничтожению крепостничества).

Происхождение государства.

Государство создается для блага граждан и является результатом молчаливого договора в целях защиты слабых и угнетенных, той силой, которая заставляет всех граждан выполнять законы.

Характеристика государства (определение государства).

Исходя из демократической трактовки общественного договора, сделал вывод (самодержавие — наипротивнейшее человеческому естеству состояние; люди не могли предоставить кому-либо над собой неограниченную власть, законы должны устанавливаться и исполняться на пользу народа; если государь нарушает законы и допускает неправосудие, народ не обязан ему повиноваться, должен судить его строже, чем обычного преступника).

Высоко оценивал преобразования Петра I (однако, обратил внимание, что в его царствование народ был подчинен беспредельной самодержавной власти, так как Петр истребил последние признаки свободы).

Полностью отвергает теорию просвещенного абсолютизма и порывает с верой просветителей в великолепие и мудрость монархов (самодержавие возникло в результате узурпации, грубого нарушения общественного договора, что представляет народу право на восстание; зло в самом принципе монархии — попрание элементарных прав человека, торжество произвола и насилия).

Призывает к уничтожению крепостничества (крестьяне лишены земли и права собственности, вынуждены работать на барщине до шести дней в неделю; их истязают, ссылают на каторгу, продают как скот; бесчеловечность помещиков доводит крестьян до того, что они в отчаянии убивают своих тиранов; надежды на нравственное воспитание помещиков бессмысленны; крестьян освободит только гибель угнетателей).

Формы государства (идеальное государство).

Революционно-демократическая трактовка идей естественного права (позволила создать проект народного правления, основой которого признавалась крестьянская община; опирался при этом на факты русской истории (народное правление в Новгороде)).

Народное правление (устанавливается в результате революции; борьба будет тяжелой, долгой, но завершится победой народа).

Народная республика (строй равных людей; объединение самоуправляющихся общин на основе вечевых сходок; высший государственный орган — Собор; народ постоянно надзирает за деятельностью должностных лиц, предупреждает их произвол, что создает предпосылки для сохранения свободы (близость к учению Руссо о непосредственной демократии).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

В формировании общественно-политического идеала обращается к теории естественного права (центральная категория — естественное состояние (жизнь в обществе, так как природа из различия полов основала в человеке склонность к общежитию)).

В естественном состоянии человеку свойственно внутреннее ощущение правового и неправового (люди следуют правилу — не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе; до появления собственности в обществе существовало единомыслие; закон ом было побуждение каждого к общественной пользе).

Общество прошло ряд стадий развития (при переходе народов к земледелию появляется государство и положительные законы; основной фактор, образующий государство, — собственность).

Закон — общая воля (в его основе должно лежать естественное право; вывод о естественных неотчуждаемых правах человека (право на собственность, безопасность, вольность, жизнь); в интересах общей пользы могут ограничиваться в случаях, предусмотренных положительным законом, отражающим общие интересы граждан).

Закон, не основанный на естественном праве, вообще не существует (право как выражение народного суверенитета и естественных законов будет действовать тогда, когда опирается на реальную силу — государство или восстание граждан).

Особенности теории.

Большое влияние на формирование мировоззрения оказали французские просветители (Вольтер, Гельвеций, Руссо, Мабли).

По историко-философским взглядам близок к русским просветителям (занимал особое место благодаря бескомпромиссному отрицанию демагогии просвещенного абсолютизма и скептическому отношению к реформам сверху — вывод о возможности нового крестьянского восстания, которое низвергнет самодержавие и крепостное право; признает закономерность бунта, готов мириться с революционным насилием; демократизм, выразившийся в признании народного суверенитета).

 

ОТВЕТ 25 НЕТ

 

ОТВЕТ 26

Политико-правовые взгляды И. Бентама

Эпоха.

Англия конец XVIII — начало XIX в. (оживление демократического движения, вызванного Французской революцией, его подавление воинствующим консерватизмом в период антиякобинского торризма (1792 — 1822); возникновение возможностей для умеренных буржуазных преобразований, вытесняющих пережитки феодализма реформистским путем, для постепенного приведения аристократической политической системы в соответствие с социально-экономическими переменами).

Иеремия Бентам (1748 — 1832) (из семьи адвоката; вундеркинд; окончил Оксфорд; продолжил обучение в одной из лондонских адвокатских корпораций; посвятил себя исследованию проблем жизни общества).

«Фрагмент о правительстве» (развернутая критика взглядов крупнейшего английского юриста Блэкстона, считавшего совершенной систему, сложившуюся после 1688 — размежевание с английским консерватизмом).

«Анархические софизмы» (ополчается на революционную метафизику американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина).

«Введение к принципам нравственности и законодательства» (анализирует механизм человеческого поведения).

«Конституционный кодекс» (основополагающие политические принципы; оценка трех классических форм управления; анализ механизма плохого управления; правила организации и деятельности новых учреждений).

Происхождение государства.

Естественное право, общественный договор — фикция, которая ведет к смутам.

Государство возникает путем насилия, прочным его делает привычка к повиновению.

Характеристика государства (определение государства).

Видит в государстве конгломерат граждан, индивидов.

Власть преследует свои цели, далеки от блага подданных (идея корыстных интересов правящих кругов и неконституционного влияния на власть (все формы воздействия на нее, не предусмотренные законом и продиктованные эгоистическими соображениями)).

Отношение к экономическому либерализму (считал, что вмешательство государства необходимо только в случаях, когда люди не могут регулировать свои отношения сами, в экономике в нем почти нет нужды; однако допускал регулирование в сфере помощи бедным, образования и воспитания, развития науки, контроле над торговлей и промышленностью).

Международные отношения (не был пацифистом; отстаивал право на сопротивление агрессии).

Формы государства (идеальное государство).

Цель правительства в любом государстве — наибольшее счастье наибольшего числа людей (на деле цель — наибольшее счастье тех, кто осуществляет правительственную власть).

Превращение правительства в опекуна подданных, действующего в их интересах, уберечь от злоупотребления властью путем установления ответственности (над властью должен стоять какой-то суд).

Двойное понятие суверенитета (суверенная учредительная власть и суверенная действующая власть; учредительная власть высшая, принадлежит народу; действующая власть подразделяется на законодательную (высшую действующую) и исполнительную (включала органы управления и суд)).

Конституция призвана обеспечить иерархию властей (превосходство учредительной власти над действующей, а в рамках действующей — законодательной над исполнительной) (полномочия парламента в законодательной сфере практически неограниченны; не признавал правотворческой деятельности судей, но не исключал конституционного контроля со стороны ссуда).

Формы государства (отвергает монархию даже в ее конституционном английском варианте (нельзя доверять полномочия лицам, чьи качества зависят от случайностей наследственности); аристократия основана на ложных принципах (знатность и богатство не обеспечивают добродетели, мудрости, компетентности); демократия (несовершенная, но лучшая, единственная возможность осуществить принципы утилитаризма)).

Плохое управление (власти удерживают народ в повиновении посредством коррупции, иллюзий и искусственных почестей) (его можно избежать, создав четко действующую систему учреждений и правовых норм).

Высший законодательный орган — однопалатный (формируется на год путем прямого и тайного голосования, на основе равного, но не всеобщего избирательного права (не участвуют женщины, неграмотные)).

Премьер-министр избирается законодательным органом на 4 года.

Средства обеспечения хорошего состава аппарата управления (контроль общественного мнения и законодательных учреждений; экзамены для претендентов на должности, исследование их нравственных и деловых качеств).

Система управления (строится на сочетании демократии и бюрократии, широких полномочий законодательных органов с действиями квалифицированной и автономной в пределах своей компетенции армии чиновников).

«Конституционный кодекс» — проект демократической конституции, основанный на свободе и правовом равенстве граждан, господстве права, четко действующей и ответственной администрации.

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Стремится поставить право на научную основу, объяснить существующую систему и показать, каким должно быть право (главный принцип разумной системы права — утилитарность, полезность; критерий полезности — обеспечение наибольшего счастья наибольшего числа людей — новое выражение лозунга общего блага).

Каждый человек стремится получать удовольствия и избегать страданий (наряду с убеждениями, свойственными каждому индивиду, поведение людей определяется общественными санкциями — моральными, религиозными, правовыми).

Пытается построить отношения между людьми, политическую и правовую систему на началах полезности, разумного эгоизма (предлагает реформировать на этих началах право).

Реформа права — политическая проблема (преобразования невозможны без парламентской реформы; вся свою деятельность он направил на идеологическое обеспечение парламентской реформы).

В понимании права он последовательный юридический позитивист (право — не справедливость, не идеал, не свобода, а воля суверена; субъективное право — детище закона; естественное право — анархический софизм, в котором заложена идея сопротивления действующему праву; готов был признать концепцию естественного права в качестве идеала, но выступал против смешения естественного и положительного права).

Подлинным установлением права может признаваться только правило, предусматривающее наказание в случае его нарушения или поощрение в качестве вспомогательной меры (требует аппарата принуждения).

Законодательство — мощное средство воздействия на общество, борьбы со злом, политика, стратегия.

Закон должен отличаться ясностью и простотой изложения, а также быть общедоступен (возражал против запутанной системы общего права; важнейшее средство придания ясности и стройности системе норм — кодификация; не признавал иерархии норм, не ставил конституционные законы выше обычных, не отличал закона от частного распоряжения).

Особенности теории.

Оказал большое влияние на политическую мысль и развитие права в XIX в. (особенно ощущалось в странах, где не произошло радикальных буржуазных революций, поэтому была актуальна задача преодоления пережитков феодального права).

Выступал против крайностей революции и консерватизма (отстаивал проведение реформ, вызванных объективной необходимостью и гарантировавших прогресс).

 

 

ОТВЕТ 27

Политико-правовые взгляды Дж.Ст. Милля

Эпоха.

Англия XIX в. (оживление демократического движения, вызванного Французской революцией, его подавление воинствующим консерватизмом в период антиякобинского торризма (1792 — 1822); возникновение возможностей для умеренных буржуазных преобразований, вытесняющих пережитки феодализма реформистским путем, для постепенного приведения аристок



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема № 7: Особенности средневековой цивилизации | ГЛАВА 1 Детские воспоминания
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 375 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Самообман может довести до саморазрушения. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2489 - | 2332 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.