Близким к св. Иринею Лионскому «по духу и направлению своей литературной деятельности» (Л.Писарев) является его ученик св. Ипполит, еп. Римский (ум. в 235‑м г. или позже).
О личности св. Ипполита существует много различных легендарных сказаний, но во всех них трудно уловить историческую истину. Блаж. Иероним в одном из своих писем замечает, что св. Ипполит будто бы происходил (род. ок. 170–го или 175–го г.) из римского сословия всадников и до принятия священного сана был римским сенатором. Но достоверность этого свидетельства сомнительна. Патриарх Константинопольский Фотий называет св. Ипполита учеником св. Иринея. Но на основании этого краткого упоминания нельзя сделать определенного заключения о происхождении св. Ипполита и о характере его воспитания. Фотий, называя св. Иринея учителем св. Ипполита, видимо, хотел только указать, на непосредственное влияние ересеологических трудов знаменитого Лионского епископа на таковые же труды св. Ипполита, хотел сопоставить между собой труды этих двух древних ересеологов и указать на их внутреннюю связь и отношение.
Сам св. Ипполит называет себя «преемником Апостолов» и участником в благодати Святого Духа по преемству («Философумены»).
Как св. Ириней, так и св. Ипполит одинаково были чуткими охранителями начал православия, истинными выразителями учения и жизни, ревностными обличителями лжеучений древних и современных им еретиков.
Св. Ириней написал знаменитое «Обличение и опровержение лжеименного знания» — первый труд, посвященный разработке истории еретических систем и их обличению. Св. Ипполит продолжил ересеологический труд своего предшественника и написал знаменитые «Философумены».
Замечательная борьба св. Ипполита и с новыми врагами христианства (напр., Ноэт), искажавшими учение о триедином Боге.
Однако св. Ипполит отстал от св. Иринея в усвоении и разумении христианского учения. Страсть к аллегорическому изъяснению Свящ. Писания заставила его фантазировать о таких предметах, которые, по собственным словам его, «прикрыты непроницаемой завесой».
Св. Ипполит считается первым исторически известным антипапой, поставленным строгой партией соблюдения церковной дисциплины вопреки реформам тогдашнего епископа Римского Каллиста (217–222 г.), направленным к ослаблению церковной дисциплины и снисходительности. Св. Ипполит обвинял Каллиста в том, 1) что он принимал в церковное общение всех отлученных, равно как и возвращающихся из еретических обществ; 2) что он утверждал, будто бы епископ не подлежит низложению, если бы даже впал в смертный грех; 3) что он поставил в иерархические степени лиц второбрачных и троебрачных и не низложил даже и тех, которые женились, занимая клировые и проч. (См. проф. В. Болотова Лекции по Истории Древней Церкви. СПб., 1910, т. II, с. 368–374).
В 235–м г. св. Ипполит со вторым преемником Каллиста — Понтианом был сослан за исповедание христианства в Сарднинию. Здесь они оба и скончались. Тела их были перенесены и торжественно похоронены в Риме в один день — 13 августа 236–го или 237–го года. Поэтому в Западной Церкви память их обоих 13 августа.
Восточная Церковь почитает св. Ипполита как священномученика (30 января).
СОЧИНЕНИЯ СВ. ИППОЛИТА
Св. Ипполит был одним из плодовитейших писателей. В истории христианской письменности III в. он, бесспорно, занимает одно из первых мест. Блаж. Иероним причислял его к образованнейшим и ученейшим писателям Церкви, в произведениях которых, как он выражается, не знаешь, чему больше надобно удивляться, философским или богословским сведениям. Но, к сожалению, большая часть произведений св. Ипполита утеряна, и теперь в полном — или почти полном виде известны, главным образом, следующие:
1. Труды экзегетические — «Толкования на книгу пророка Даниила».
2. Догматические — «О Христе и антихристе».
3. Полемические — «Философумены», «Против Ноэта».
4. Литургические — «Апостольское Предание».
5. Гомилетические — «Слово на день Богоявления» и др.
1. «Толкования на книгу пр. Даниила» ведутся в строго систематическом порядке и представляют собой связную историю тех пророческих вдохновений, которыми озарялся Даниил. В комментарии есть много мест, касающихся выяснения христианской эсхатологии, в частности, учения об антихристе и втором пришествии Христовом. В этом случае оно примыкает к сочинению св. Ипполита «О Христе и антихристе», которое написано было им несколько ранее.
2. В сочинении «О Христе и антихристе» св. Ипполит последовательно дает ответ на следующие вопросы: Кто такой антихрист и каково будет его пришествие? В какое именно время он явится? Откуда будет происходить он и из какого племени? В чем проявится его деятельность? Каким образом он будет уничтожен Сыном Божиим? Как явится на землю Сын Человеческий? Каково будет Его славное и небесное царство со святыми? Каково будет мучение в огне нечестивых?
Это сочинение было написано, вероятно, в царствование императора Септимия Севера после издания эдикта (202 г) против христиан.
3. В «Философуменах» св. Ипполит излагает историю философских систем и языческих верований, проведя ту мысль, что гностики свои теории брали не столько из философии, сколько из мифологии и вообще таинственного учения язычников. И так как эти еретики более всего (из философов) пользовались учениями Пифагора и Платона, то св. Ипполит в «Философуменах» обратил особенное внимание на системы этих философов.
Трактат «Против Ноэта» — обстоятельное изложение и опровержение заблуждений Ноэта — еретика, который разделял взгляды патрипассианского монархианизма и учил, что сходил на землю, страдал и умер Сам Бог Отец. Св. Ипполит, прежде всего, критикует ноэтианскую доктрину, а затем переходит к положительному изложению и выяснению православного учения о Боге, едином по Существу и троичном в Лицах, в частности, о Лице Сына Божия, о Его вечном бытии и сосуществовании вместе с Богом Отцом от вечности, об ипостасном различии Его с Богом Отцом и отношениях к Нему при творении мира, а затем в деле промышления о мире, важнейшим актом которого представляется искупительная жертва Сына Божия. Рассуждая об искуплении, автор говорит в то же время об образе соединения во Христе двух естеств при сохранении двух действований в Нем. Во всех этих случаях св. Ипполит указывает богооткровенные основы своего учения, обращает в свою пользу также и все места Свящ. Писания, приводимые Ноэтом в доказательство своих положений.
4. «Апостольское Предание» (43 главы. См. текст в «Богословских Трудах», сб. 5, с. 283–296) дает картину литургической жизни Церкви, в частности, жизни римской общины начала III–го столетия. Название труда указывает на то, что описываемое св. Ипполитом унаследовано Римской Церковью от времени св. апостолов. В «Апостольском Предании» содержатся правила избрания и посвящения во епископа (избирается «всем народом»; приводится молитва посвящения; излагается порядок литургии с Евхаристической молитвой), а также правила и молитвы для посвящения пресвитеров, диаконов, исповедников, вдов, чтецов, девственниц, иподиаконов и имеющих дар исцелений (гл. 2–14). Далее излагаются правила для мирян («О делах и занятиях» — гл. 16 — и проч.); описывается совершение таинства Крещения («в первую очередь крестите детей…», приводится Римский символ — гл. 21); говорится о св. Евхаристии (о порядке причащения, благоговейном отношении к св. Дарам), о крестном знамении и др.
5. В основу «Слова на день Богоявления» положен текст из Евангелия Матфея (3, 13–17) о явлении Господа для принятия крещения от Иоанна. Св. Ипполит знакомит христиан с сущностью таинства и его спасительными плодами.
БОГОСЛОВИЕ СВ. ИППОЛИТА
Учение об источниках христианской веры. Источником и нормой познания о Боге св. Ипполит считает Свящ. Писание. «Если кто‑либо захочет изучать мудрость этого мира, то должен читать писания философов; так и все мы в том случае, если желаем утвердиться в страхе Божием, не иначе будем утверждаться, как на основании словес Божиих. Поэтому мы обязаны знать, что они нам возвещают, понимать то, чему они учат, и «верить в Отца, как Он желает этой веры», прославлять Сына, как Он хочет быть прославляем, принимать Духа Святого, как Он хочет нам даровать Себя. Мы должны познавать Бога таким образом, каким Он Сам «благоволил научить чрез Священные Писания» (Пр. Н. 9).
Неудивительно, что при таком взгляде на богопознание суждение св. Ипполита о философах языческих не могло быть благосклонным — философы, по его мнению, большей частью не знали истинного Бога. Но св. Ипполит признает, что языческий мир не был совершенно лишен истины. Он называет прекрасными некоторые мысли Платона. Во множестве заблуждений и мифов он находит, как в огромном пепелище, искры, готовые возжечь в душе желание искать Искупителя.
Учение о Лицах Святой Троицы. Любимейшим предметом рассуждений св. Ипполита было таинство Святой Троицы, особенно же отношение Сына Божия к Богу Отцу. Но мы имеем только отрывки этих рассуждений.
Так как Ноэт отождествлял Иисуса Христа с Богом Отцом, то св. Ипполит говорит, что Бог Отец произвел из Себя Слово совершенно свободно, а не по необходимости, и что, следовательно, единство Слова с Отцом в том состоит, что Слово есть сила Отца.
Хотя в рассуждении св. Ипполита о Сыне Божием есть выражения неточные, изысканные, но главная мысль его понятна, а именно: Слово с Отцом по естеству едино. Оно одно только происходит от Отца путем рождения, тогда как все предметы мира сотворены из ничего. Но в то же время св. Ипполит как будто не хочет, чтобы христиане почитали Сына Божия во всех отношениях равным Отцу — Отец всегда имел личное существование, а Сын, по его мнению, получил его только пред сотворением мира. Следует помнить, что св. Ипполит был вызван на подобные рассуждения еретиками. Сам же он был сторонником той мысли, что христианин не должен покушаться объяснить непостижимое. На вопрос, каким образом Сын может родиться от Бога, св. Ипполит отвечает, что не во власти человека постигнуть неописанное искусство Творца. Ты вопрошаешь о рождении Слова, «Которое Бог Отец по Своему изволению, как восхотел, родил. Довольно тебе знать, «что Сын Божий явился для твоего спасения» (Пр. Н. 16).
Как бы то ни было, но несомненно то, что св. Ипполит беспрекословно принимает учение Церкви о Триедином Боге, поставляя на третьем месте Духа Святого. Сын заповедал по воскресении апостолам: грядите, научите вся языки, крестяще во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Такой заповедью Он дал им ясно понять, что если кто пропустит «хотя бы единственную (черту) из этого», то не прославит Бога надлежащим образом; ибо «Отец прославляется в Троице». Только тот истинно верит в Единого Бога, кто истинно верит в Отца, Сына и Духа Святого (Пр. Н. 14).
О Церкви. Любитель символико‑аллегорического философствования, св. Ипполит изображает Церковь под видом спасительного корабля в бушующем море — мире. Корабль этот носится, «обуревается в пучине», но не гибнет, так как имеет «опытного кормчего — Христа». Нос у корабля — Восток, а корма — Запад. Два руля у него — два завета (Ветхий и Новый). Скрепы его — «любовь Христова, связующая Церковь». Паруса на этом корабле («прозрачная тонкая ткань» — «Дух с небес». Железные якоря — «это святые заповеди Самого Христа, которые имеют такую же крепость, как и железо». В середине Церкви (корабля) — «победный трофей, направленный против смерти, — крест Господень». Носит она «с собой и трюм, т. е. «баню пакибытия», ту баню, которая обновляет верующих». «Имеет она и корабельщиков, как с правой, так и с левой стороны, — это святых ангелов служащих, благодаря которым беспрерывно содержится и охраняется Церковь» («О Христе и антихристе», 59).
Антропология. Бог сотворил человека для владычества над всем; но человек злоупотребил своими силами, преступил божественную заповедь и сделался из властителя природы ее рабом. Он совершил грех добровольно, и потому зло есть не что‑либо первоначальное, а прившедшее, имеющее свое основание в воле и мысли. Таким образом, виновником зла надобно почитать человека, а не Бога, Который есть благость. (Философ.).
Св. Ипполит учит о бессмертии души. При этом он разделяет мнение св. Иринея о том, что души, отрешившиеся от тела, не тотчас приемлются в горнее отечество, но до воскресения находятся в некоем среднем месте между землей и небом, где праведники предвкушают радость, а грешники мучения, ожидающие их после всеобщего суда.
Тело он считает по самой природе расположенным к смерти и разрушению, потому что состоит из различных элементов, из разных частей; но твердо верует, что всемогущая сила воскресит его ради заслуг Иисуса Христа.