Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Отдельные буквы — это части слов. [Группы слов] образуют пред­ложения. Если разобраться, [слова] не ухватывают [сути, они] об­манчивы




 

[Санскритская] гласная а и согласная ка — это примеры отдельных букв. Сочетание из двух, трех и более букв составляет слово. Напри­мер, сочетание дха и и — это дхи, что значит «разум», а сочетание трех согласных [б, д и дх ]и двух гласных — это [имя] Будд(х)а. Группа из нескольких слов образует предложение, например: намо буддхая («приветствую Будду»). Поскольку буква — это основная составляющая слова, сама по себе она не передает смысла. Слово передает [смысл] объекта, а термин — его особенности.

Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что группа слов, много их или мало, не схватывает сути [того, что они должны выражать]. Это просто набор отдельных букв. [Прибегаем к приме­рам]: то, что кажется прочной веревкой, — [всего лишь] отдельные волокна; то, что кажется кистью из верблюжьей шерсти, — [всего лишь] отдельные шерстинки; а то, что кажется лугом, — [всего лишь] отдельные травинки. Точно так же [и слова] не имеют никакой истин­ной объективности: они подобны отражению луны в воде или миражу, которые с самого появления по сути своей обманчивы.

 

 

Глава 4 ПРИЧИНЫ КРУГОВОРОТА БЫТИЯ

 

В четвертой главе — объяснении условий, которые создают миры и их обитателей, — две части: 1) тема и 2) основное объяснение.

I. Тема

 

Какие причины создают мир?

 

Эти вводные слова устанавливают контекст основного объяснения.

 

II Основное объяснение

 

В основном объяснении две части: 1) опровержение небуддийских теорий творения и 2) изложение буддийских теорий.

 

II. 1. Опровержение небуддийских теорий творения

 

Ошибочные воззрения небуддистов утверждают, что [мир] был со­творен Ишварой или риши или что он возник сам из себя или сам собой.

 

В священных текстах почитателей Ишвары [249] говорится:

 

Если бы Ишвара, словно горшечник, не создал многообразный мир, не существовало бы земли, не было бы ни Меру, ни океана. Строй солнца, луны и звезд не был бы объектом зрения. Поскольку же они существу­ют, говорят: «Ишвара — творец жизни».

 

В этих словах выражена вера в то, что Ишвара, как горшечник, создал миры, где обитают существа. Гухьяки, приверженцы идеи о непререкаемости вед [250], считают, что под всеми мирами живет творец миров — великий мудрец по имени Цвет Солнца. Другие утвержда­ют, что все возникает из Атмана [251] или [непроявленного] высшего духа [252]. Нигилисты [253] заявляют, что все миры и существа возникли сами собой, независимо от причин. Это мнение выражают такие слова:

 

О почтенная, то, что говорят ученые [люди], запутанно, как следы волка. Кто создал тычинки лотоса? Кто нарисовал узоры на [перьях] павлина? Кто заострил кончики шипов? Все возникло естественно, без причин.

 

Существует много подобных ошибочных теорий [происхождения мира], придуманных заблудшими умами небуддистов-сектантов, про­поведующих нигилизм или этернализм. [Те, кто следует] этим теори­ям, подобно слепцам, пытающимся определить свое местонахождение, не приходят к правильным выводам, а далеко уклоняются от истины.

 

II. 2. Объяснение взглядов буддийских систем

 

В этом разделе три части: 1) общее описание причин [создающих кру­говорот бытия], 2) подробное объяснение причин, создающих окру­жающий мир, и 3) описание общего процесса творения.

 

II. 2.1. Причины круговорота бытия

 

В этом разделе две части: 1) творение, побуждаемое действиями и 2) фактор, порождающий следствия действий.

 

II. 2.1.1. Творение, побуждаемое действиями

 

В сутрах говорится, что миры и существа созданы различными дей­ствиями под влиянием тонких и порождающих следствия [клеш].

 

Кто создал миры и существ? В священных текстах превосходных учений Татхагаты говорится, что они не были намеренно сотворены Ишварой или каким-то иным творцом. [В Абхидхармакоше Васубан­дху] сказано:

 

Различные миры появились вследствие кармических действий.

 

Итак, Будда учил, что все миры и живые существа были созданы коллективными и личными кармическими действиями под влиянием тонких и порождающих следствия клеш.

 

II. 2.1.2. Фактор, порождающий следствия действий

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 284 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент может не знать в двух случаях: не знал, или забыл. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2754 - | 2314 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.